Коронавирус. Кризис. Война

Коронавирус. Кризис. Война

Последствия мировой пандемии подталкивают мир к малым и большим конфликтам
© wikimedia.org
Последствия мировой пандемии подталкивают мир к малым и большим конфликтам
23 июня 2020, 11:33
Реклама

Все твердят: старый мир умер. В коронавирусных муках рождается новый мир. Он будет другим. Каким именно — никто не знает. А неизвестность всегда страшит, рождая мысли о самом худшем. И вот уже статьи о скором начале третьей мировой войны в Интернете набирают рекордное число просмотров. «Большая война на пороге!», «Третья мировая — уже реальность!» — кричат заголовки.

Почему война? Откуда, где и с кем? На все эти вопросы «Армейский стандарт» попытался найти ответы.

Диалектика кризиса

Пандемия добавила тревоги народам почти всех стран. Главный повод для опасений — экономический кризис. Топливный и финансовый рынки лихорадит. Доходы населения во всех странах падают, долги растут.

Из курса истории (спасибо Карлу Марксу) нам известно, что верными спутниками экономических кризисов, периодически сотрясающих мир, являются не только голод и безработица, но также смуты, революции и войны. Более того, война — один из проверенных вариантов выхода из кризиса.

А потому каждый из нас, кто в юности успел хотя бы пролистать пару книжек классиков марксизма, буквально нутром чует: в воздухе пахнет грозой.

Откуда она может прийти? Что станет для нее поводом? Эту тему теперь вовсю «топчут» эксперты-аналитики, напоминая нам, что все мировые войны начинались с пустяка. Первая — с убийства в Сараеве эрцгерцога Фердинанда, вторая — с инсценировки нападения на немецкую радиостанцию в Глейвице.

Правда, сначала для этих войн должны были сложиться необходимые экономические и политические предпосылки. И уж потом находился кто-то, кому оставалось просто чиркнуть спичкой.

Сейчас, как мы видим, предпосылки складываются. «Спички» тоже наготове. Фитилем для пожара может послужить коронавирус во всех его проявлениях.

Нужна победоносная война

Комментируя эту ситуацию, экономист-международник Российского института стратегических исследований Вячеслав Холодков напоминает, что недавно сенатор-республиканец Линдси Грэм внес в конгресс законопроект о санкциях против КНР за сокрытие данных о коронавирусе. Холодков отмечает: если раньше Штаты в отношениях с Пекином решались заявлять только о повышении пошлин на китайские товары, то теперь уже обсуждают санкционный механизм.

При этом китайская экономика за февраль-март этого года из-за коронавирусной пандемии потеряла 7% ВВП. Показатели второго квартала ожидаются немного лучше, так как производство восстанавливается.

А вот американскому ВВП коронавирус навредил куда больше. И там улучшений пока не наблюдается. По заявлению бывшего советника президента Стивена Бэннона, во втором квартале экономика США может упасть на 30%, а население Штатов ждет беспрецедентная по масштабу безработица. То есть США в своем экономическом противостоянии с Китаем явно проигрывают.

Ситуацию еще более ухудшили и массовые беспорядки, последовавшие после гибели в Миннеаполисе афроамериканца Джорджа Флойда, убитого полицейскими. Известная американская правозащитница, борец за права чернокожих Анджела Дэвис даже сравнила эту волну протестов в США с революцией.

© AP

А революции, как известно, в какой бы стране они не происходили, никогда не помогали ни одной из экономик. Скорее наоборот. То есть США в нынешней ситуации будут экономически отставать от Китая ускоренными темпами.

Каковы же могут быть действия Вашингтона в этой связи? Вариантов множество. От маленькой победоносной войны, желательно чужими руками, до жестких экономических санкций. И коронавирус здесь явно в помощь.

Как следует из утечек в СМИ документов доклада разведывательного сообщества «Пять глаз» (Five Eyes), куда входят спецслужбы США и ряда других англоязычных стран, Вашингтон для борьбы с Пекином сбивает коалицию.

В докладе говорится, что США готовятся предъявить Китаю серьезные материальные претензии и подталкивают к тому же ФРГ, Великобританию, Австралию, где на этот счет уже идет дискуссия.

Понятно, что Пекин не собирается безропотно наблюдать за их приготовлениями и готовит свой ответ. По словам Вячеслава Холодкова, в Китае обсуждаются планы по продаже долговых ценных бумаг министерства финансов США, что может стать сильнейшим ударом по доллару. Правда, в этом случае удар придется не только по США, но и по всей мировой долларовой экономике, которая погрузится в самый тяжелый кризис со времен Второй мировой войны.

И вот тут маленькая победоносная война, чтобы отвлечь народ от экономических проблем, будет в самый раз. Но опасность в том, что маленькая война очень быстро может перерасти в большую.

Тайвань или Гонконг

Сегодня США даже не скрывают, что ведут приготовления к войне с Китаем. Недавно бывший командующий войсками США в Европе Бен Ходженс, гостивший в Литве, заботливо предупредил своих европейских коллег о том, что им, дескать, теперь придется самим позаботиться о том, чтобы как-то защититься от российской угрозы, так как Пентагону теперь не до этого — он готовится к войне с Китаем.

© AP

Ходженс признался: если еще полгода назад он думал, что такая война может начаться где-то лет через пятнадцать, то теперь его прогноз — ближайшее десятилетие.

Поводом к военным разборкам двух крупнейших экономик мира, считают эксперты, могут стать Тайвань или Гонконг. Конфликт вокруг этих территорий обязательно затронет ключевые экономические сферы мировой торговли — центральные торговые пути в Южно-Китайском море, а также важные площадки сферы производства и услуг непосредственно в Гонконге и на Тайване.

Для Пекина Тайвань и Гонконг — это очень горячая тема. Практически как для России — Крым. Так, китайский лидер Си Цзиньпин, отвечая недавно на вопросы журналистов, заявил, что независимость Тайваня противоречит ходу истории, и в очередной раз призвал к его мирному присоединению до 2050 года. При этом он довольно жестко заявил, что «не допустит никакой сепаратистской деятельности», а присоединение Тайваня считает неизбежностью, которую «никто не сможет остановить».

Остановить эту «неизбежность» очень хотели бы США. И потому повод для начала третьей мировой обычно связывают с событиями именно в этом регионе.

© AP

Недавно британское издание The Critic предсказало такой сценарий: отношения Пекина и Тайваня обостряются, Пекин объявляет блокаду острова, требуя от мирового сообщества признания своей юрисдикции над ним. США, не приемля диктата, отправляют к берегам Тайваня две авианосные группы. Китай в ответ решается на применение ядерного оружия. Сначала в качестве предупреждения на удалении от американской эскадры и Тайваня. А если не сработает, то может ударить и по кораблям ВМС США, что в результате выльется в полномасштабную ядерную войну.

Индийско-китайские споры

Правда, другие эксперты считают, что поводом для большой войны не обязательно будут Тайвань или Гонконг. В Южно-Китайском море и без них немало спорных территорий. К примеру, Парасельские острова (Сиша), которые с Китаем оспаривает Вьетнам. Или архипелаг Спратли (Наньша). Права на него заявляют Китай, Бруней, Вьетнам, Малайзия и Филиппины.

Международный суд отклонил большинство притязаний Китая на эти территории и пролегающий рядом водный путь, через который проходит треть мирового судоходного трафика. Но Пекин не признал эти решения и активно наращивает свое военное присутствие в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Отстаивая свои претензии на спорные острова, он строит военно-морские базы на рифах, всячески демонстрируя усиление своей военно-морской мощи.

Естественно, Китай сильно раздражает присутствие морских сил США в этом регионе, который он считает своим. А корабли ВМС США появляются там все чаще. Штаты осуждают Китай за милитаризацию водного пути, заявляя, что выступают исключительно в роли миротворцев, которые вот уже несколько десятилетий поддерживают мир в этих водах.

Кстати, именно во время «поддержания мира» в Южно-Китайском море на ряде кораблей ВМС США произошли вспышки коронавируса. Когда они отправились на остров Гуам, чтобы высадить там сотни заболевших моряков, их сменили другие американские «миротворцы».

На пути в Южно-Китайское море, возле Парасельских остров (китайское название — Сиша), оказался корабль ВМС США Barry. А в спорную акваторию у берегов Малайзии вошли десантный корабль США America и крейсер Bunker Hill. И тоже, конечно, исключительно с «миротворческими» целями.

Пекин в ответ выразил официальный протест, назвав это провокацией, нарушающей суверенитет Китая. Конечно, не каждый такой протест заканчивается войной. Но чем их больше, тем сильней накаляются страсти. А что не сделаешь на горячую голову? Тем более что приграничные страсти в этом регионе кипит постоянно.

К примеру, в начале мая китайские и индийские военные несколько раз сходились на границе в рукопашной. До применения огнестрельного оружия дело тогда, правда, не дошло. Ограничились «оружием пролетариата» — забросали друг друга булыжниками. По данным телеканала News18, с обеих сторон в столкновении участвовало 150 человек.

© AP

Затем 15-16 июня столкновения повторились. И на сей раз уже появились погибшие. По данным индийского агентства АНИ, погибли не менее 20 индийских военных, а китайская сторона потеряла 43 человека убитыми. Подобных конфликтов на индийско-китайской границе не было с 1975 года, когда обменивались ответным огнем, в результате которого были убиты четверо индийских военных.

Сейчас китайская и индийская стороны пытаются урегулировать конфликт, используя дипломатические и военные каналы. Расчет в этой ситуации — исключительно на здравый смысл руководителей стран. А если предположить, что вмешается какая-то третья сторона? Допустим, США, которые давно спят и видят, как бы заполучить такого союзника, как Индия, в борьбе против Китая.

К примеру, США пообещают Дели перенести часть своих производств, работающих в Китае, на индийскую территорию. Такой веский экономический аргумент вполне может сделать Индию не только экономическим, но и политическим союзником. А там, глядишь, и до военного недалеко. Потом чиркнул спичкой, подлил масла в огонь — вот тебе и небольшая войнушка.

Но вот небольшая ли — это вопрос. Так как не следует забывать, что все эти разборки происходят на фоне того, что Индия и Китай — ядерные державы.

Хватит ли здравого смысла

Хотя, конечно, далеко не каждое военное столкновение перерастает в большую войну. На нашей памяти было немало ситуаций, когда, казалось, вроде еще чуть-чуть — и все, разразится мировой конфликт.

Так было два года назад, когда Трамп и Ким Чен Ын устроили разборки, чуть было не закончившиеся взаимными ядерными ударами.

Когда в Сирии турки сбили наш военный самолет.

А до этого в 1999-м в Югославии, когда наши десантники заняли аэропорт Приштины, а войскам НАТО приказали стрелять, но они побоялись этот приказ выполнить.

В 1969-м — вооруженный конфликт с Китаем на острове Даманский.

Еще раньше, в 1962-м, был кубинский кризис...

Но каждый раз то ли чей-то страх, то ли здравый смысл останавливали это безумие, и удавалось договориться мирно.

Сегодня договариваться становится все труднее. В мире остается все меньше сдерживающих факторов для развязывания ядерной войны. Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) уже нет.

США сделали все, чтобы освободиться от обязательств по этому соглашению. Договор России и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) заканчивает действие в феврале 2021 года.

Взаимодействие в рамках СНВ-3 практически застопорилось. В основном из-за США. Но помог и коронавирус. Из-за эпидемии Россия и США приостановили инспекции и заседания Двусторонней консультативной комиссии.

Как заявил «Армейскому стандарту» участник российско-американского переговорного процесса по ядерной безопасности, начальник Главного штаба РВСН (1994–1996 годы) генерал-полковник Виктор Есин, СНВ-3 при обоюдном согласии сторон можно было бы продлить на пять лет сразу по его окончании в 2021 году. Для этого нужна лишь политическая воля президентов России и США.

Однако такой воли со стороны Вашингтона не просматривается. И если после ноябрьских выборов в США президентом все еще останется Дональд Трамп, то вероятность отказа Вашингтона от продления Договора СНВ-3 очень велика. По словам генерала Есина, республиканец Трамп давно внушил себе, что СНВ-3, который подписывал демократ Обама, — плохая сделка для США.

Вашингтон требует подключить к переговорам по контролю над ядерными вооружениями Китай. Но Пекину это не интересно, так как его ядерные возможности ниже, чем у Англии или Франции, а тем более у Вашингтона.

Пекин понимает, что, приглашая его к переговорам, США рассчитывают заморозить развитие его ядерных вооружений на уровне даже меньшем, чем у своих союзников — Англии и Франции. Естественно, Китай считает это несправедливым.

И пока политики не видят возможности для переговоров, военные готовятся делать то, что умеют — воевать.

Буквально на днях британская The Times со ссылкой на свои источники в Пентагоне написала, что в комитете начальников штабов США состоялись учения, где моделировалась ситуация отражения американскими войсками китайского вторжения на Тайвань.

© wikimedia.org

Правда, результаты этих штабных маневров внушают сторонникам мира некоторый оптимизм. Сами американцы охарактеризовали их как «открывающие глаза». По словам консультанта правительства США по Восточной Азии Бонни Глейзера, все смоделированные варианты военного противостояния с Китаем закончились поражением США.

Один из американских адмиралов — участников маневров признал, что их авианосные ударные группы не в состоянии противостоять Китаю, не неся при этом огромных потерь.

Анализ штабных игр показал также, что китайские баллистические ядерные ракеты средней дальности прекрасно достают не только авианосные группы США в Индо-Тихоокеанском регионе, но и все американские военные базы. В том числе на тихоокеанском острове Гуам, где размещены стратегические бомбардировщики B-2 и B-52. А эти потери для США считаются неприемлемыми.

Вообще замечательно, что американские военные так активно используют в своей практике термины: «неприемлемый ущерб», «неприемлемые потери». То есть потери огромные, абсолютно несовместимые с тем успехом, который можно достичь в конкретной военной операции. Ущерб, подсчитав который, понимаешь: нет, это уж слишком! Лучше все же долгосрочные, жесткие, до полного изнеможения противника санкции.

И нам всем остается лишь надеяться, что среди политиков и военачальников найдутся те «холодные» головы, которые в условиях нынешнего коронавирусного мирового экономического кризиса сделают именно такой выбор.

Реклама
Реклама