Есть такая профессия — Родину защищать! Эту фразу командира эскадрона в культовом кинофильме «Офицеры» помнят многие. Слова эти стали девизом и смыслом жизни для многих и многих офицеров. Фильм, которому более полувека, рассказывает о преемственности поколений защитников Отечества, о военных династиях. Мне он очень дорог и близок, оттого что и сам я не первый в нашем роду, кто посвятил жизнь военной службе. И таких, как я, много. О некоторых династиях я и хочу рассказать.
За спиной отца не прятался
Мой дед, капитан Евгений Кириллович Козлов, командир стрелкового батальона, пал смертью храбрых 12 августа 1941 года, оставив сиротами троих детей. Жена его, моя бабушка, вскоре тоже умерла. Отец беспризорничал, воровал, но в военном 1943-м его отловили и отправили в недавно созданное Казанское суворовское военное училище — СВУ. Окончив, поступил в Уфимское пехотное училище. Служил на Дальнем Востоке, где я и появился на свет.
Про моего деда отец рассказывал скупо — он был маленьким, когда тот погиб, и многого не помнил. Но большая цветная фотография деда лежала в альбоме. Когда я был примерно в классе втором, то вдруг, ни у кого не спрашивая, повесил фото деда на стенку, и когда родители пришли, запретил снимать. Она и сейчас у меня на столе.
Вслед за дедом и отцом я стал военным, поскольку другого пути для себя не представлял. Служил срочную в 104-й воздушно-десантной дивизии в Закавказском военном округе. Поступил в Рязанское училище ВДВ. Окончил в 1981-м. Факультет спецразведки.
Потом была служба в 12-й бригаде спецназа в Закавказье. В феврале 1984 года в составе 173-го отдельного отряда специального назначения вошел в Афганистан, в Кандагар.
Кто воевал в Афгане, тому объяснять не надо, насколько «теплым» было местечко. Честно и успешно отвоевал 28 месяцев, с войны не вылезал, за что имею боевые награды.
В отпуск первый раз приехал после гепатита в ноябре 1984 года. Родители обрадовались приезду. Чтобы поделиться радостью, мы семьей пошли в гости к отцовскому другу, с которым отец окончил училище. Тот был полковником Генштаба и имел определенный вес. Он подробно расспросил про службу и, узнав про гепатит, предложил мне не возвращаться в Афган. Поскольку это уже была вторая «желтуха» в моей жизни, была возможность «откосить» вполне законно. Но я категорически отказался. Там у меня остались друзья, мои бойцы. Так и сказал.
Помню глаза матери, в которых была надежда на то, что соглашусь с предложением. Мать есть мать. И испытывающий взгляд отца, который не проронил ни слова. Но когда мы вышли, он молча пожал мне руку. Больше вопросов не было.
Пишу так подробно о себе, чтобы читателю было понятно: знаю я тему, как говорится, изнутри.
Нас много!
Много нас, потомственных военных. Мой старший товарищ и друг — генерал-майор Александр Сергеевич Чубаров. Кавалер орденов Красной Звезды, За личное мужество, ордена «Мужества», знака отличия Ордена Святого Георгия 4-й степени, двух медалей «За боевые заслуги». Живая легенда советского и российского спецназа. Служил в Советской армии на командных должностях в соединениях специального назначения. В Афганистане был военным советником командира афганского полка коммандос, потом — заместителем министра обороны Таджикистана. Участник боевых действий в Афганистане, Таджикистане, на Украине. Сын полковника НКВД, участника Великой Отечественной, который еще 15-летним пацаном начинал в частях особого назначения. А его дед по матери был войсковым старшиной Донского казачьего войска.
Сергеич, как зовут его друзья, всю жизнь, начиная с погон суворовца, посвятил службе в армии. Сейчас, возглавляет общественную организацию ветеранов спецназа «Спецназ АС». Передает опыт младшим, потому что себя без армии не мыслит.
***
Мой друг, Сергей Бреславский, которого я отправлял в Афганистан — также из суворовцев. Его отец — полковник Владимир Евгеньевич Бреславский — в 1950 году стал одним из первых командиров группы специального назначения. В конце 80-х, на финише афганской войны, имел мощные связи. Легко мог удержать сына в Союзе. Но ничего подобного. Сын Сергей честно отвоевал в Афгане, а на выводе войск уже возглавлял бывший мой отряд. Тот самый, в котором я в самом начале той войны «завалил» самый первый и большой караван в отряде.
А потом Сергей воевал в Чечне, Дагестане. Дослужился до звания полковника и должности комбрига. То есть от войны не бегал. Поскольку не так мы воспитаны нашими отцами.
***
Герой России подполковник Евгений Георгиевич Сергеев, сын полковника Сергеева, начальника кафедры воздушно-десантной подготовки Рязанского десантного училища. Женька по жизни — дерзкий хулиган и «залетчик», но при этом высококлассный офицер, который первым в Афганистане захватил переносной зенитный комплекс «Стингер». Американцы снабжали ими моджахедов, чтобы те сбивали наши вертолеты. Прямо как сейчас на Украине.
Начальство таких, как мы, не любит, но когда приходит время войны, лучше не найти. Когда грянула война в Чечне, подполковника Сергеева, которому тогда зажимали заслуженную в Афгане Звезду Героя, высасывая из пальца для этого разные причины, сразу же с отрядом отправили на очередную войну, где снова показал себя настоящим Воином.
К сожалению, его с нами нет. Безвременно скончался от ранений и травм. Нет и Сергея Бреславского, который скоропостижно скончался. Рак не щадит никого.
Счастье России, что мы есть у нее
К счастью, для страны в России существуют военные династии, их представители служат Отечеству, отдавая стране все силы, здоровье, а порой и жизнь и считая такое служение нормой. Такое отношение передается, словно по эстафете. Теперь вот пришла пора сражаться нашим детям и внукам. Они, как и мы когда-то, за папины спины не прячутся.
Полковник запаса Александр Всеволодович Сарогин в свое время служил срочную, потом — прапорщиком в Группе советских войск в Германии. Окончил Омское общевойсковое командное училище и по распределению попал в морскую пехоту. От командира взвода дослужился до командира 61-й отдельной бригады морской пехоты.
Служил на разных флотах — Тихоокеанском, Черноморском, Северном, а также на Каспийской флотилии. В разные годы выполнял задачи в Анголе, Йемене, Вьетнаме и даже в Норвегии.
Службу окончил заместителем начальника факультета Военного университета Минобороны РФ. Сейчас преподает в Черноморском высшем военно-морском училище в Севастополе.
Его сын Антон хоть и окончил «сухопутное» Казанское высшее командное училище, но с «флотским уклоном» — стал морским пехотинцем. Служил в линейных частях морской пехоты Черноморского флота, а потом — в отдельной разведывательной бригаде ЧФ, в батальоне глубинной разведки. Неоднократно совершал дальние походы в различные районы земного шара. При проведении специальной операции ВКС России в Сирии выполнял специальные задачи.
Сегодня майор Сарогин командует ротой спецназа в районе Херсона. Воюет мужественно и умело. Отец им гордится!
***
Подполковник запаса Иннокентий Иванович Пак в 1973 году поступил в Рязанское воздушно-десантное командное училище на факультет «Специальная разведка». Окончил в 1977 году. При распределении был направлен в Забайкальский военный округ, в 24-ю отдельную бригаду специального назначения, на должность командира группы спецназа.
Спустя примерно полтора года службы переведен в Краснознаменный Закавказский военный округ, в 12-ю отдельную бригаду спецназа на должность командира группы. В 1981 году стал начальником парашютно-десантной службы 173-го отдельного отрада спецназначения. В 1984-м в составе этого отряда прибыл в Афганистан, в Кандагар.
В связи с тем, что в Афгане прыжки с парашютом не совершались, должность была упразднена, и капитан Пак был направлен в штаб 40-й отдельной армии, а потом в распоряжение штаба Туркестанского военного округа. Служил на разных должностях парашютно-десантной службы в 15-й отдельной бригаде спецназа, 467-м отдельном учебном полку спецназначения и поисково-спасательной службе армейской авиации ТуркВО.
Когда факультет спецразведки из Рязани перевели в Новосибирское высшее военное командное училище, Иннокентий Пак был назначен на должность преподавателя кафедры воздушно-десантной подготовки. Службу окончил подполковником, в должности доцента. Сотни его курсантов впоследствии стали достойными офицерами и сейчас занимают высокие должности.
Его сын Дмитрий с 2003 по 2008 год учился в Новосибирском училище по специальности «Применение подразделений специальной разведки». Лингвист-переводчик.
Служил командиром группы спецназа сначала в 67-й, а затем в 24-й отдельных бригадах спецназа в Новосибирске. Его послужным списком в «горячих» точках можно только восхищаться.
В 2014-м вместе с другими «вежливыми людьми» обеспечивал безопасное проведение референдума жителями Крыма. Награжден медалью «За возвращение Крыма».
С 27 декабря 2015 года по 3 мая 2016 года был в служебной командировке в Сирии. Награжден медалями «Участнику военной операции в Сирии» и «За боевые отличия».
Успешно выполнял за пределами Родины специальные задания, о которых еще рано рассказывать. За что представлен к медали «Жукова».
В составе 24-й отдельной бригады спецназа, которая недавно стала гвардейской, принимал участие в боевых действиях на Украине в рамках специальной военной операции.
Погиб 5 мая при форсировании реки Северский Донец. Посмертно награжден орденом Мужества.
***
Еще одна династия. Сергей Николаевич Вдовин был призван в ряды Советской армии в 1981 году. До 1983-го служил срочную в десантно-штурмовой бригаде в Петрозаводске. В 1983 году поступил в Рязанское училище ВДВ на факультет «Специальная разведка».
Окончил училище в 1987-м. Затем была служба в 10-й отдельной бригаде спецназа в Краснознаменном Одесском военном округе в должности командира группы спецназа. Отличался высоким уровнем подготовки и профессиональных знаний. Знаю об этом, поскольку был начальником штаба отряда, где служил Сергей.
В 1989 году штатная группа лейтенанта Вдовина заняла первое место на окружных соревнованиях групп спецназа. А в 1990-м его же группа победила на последних соревнованиях групп спецназа Вооруженных сил СССР.
В том же году был назначен на должность командира роты спецназа. В 1992 году уволился из армии, отказавшись принимать украинскую присягу. 10-я отдельная бригада, в которой он служил, после развала СССР вошла в состав вооруженных сил Украины.
Его сын Николай в 19 лет был призван на военную службу в 2021-м. В армии заключил контракт, служил в должности пулеметчика десантно-штурмового батальона 336-й гвардейской отдельной бригады морской пехоты Балтийского флота. В 2022 году планировал поступить в Рязанское воздушно-десантное училище, где учился отец.
Погиб под Николаевым 17 марта 2022 года.
Противник имел информацию о месте высадки десанта и встретил морпехов из засады. Николай Вдовин остался прикрывать отход своих товарищей и огнем пулемета позволил им выполнить маневр. Сам героически погиб, проявив стойкость и мужество. Награжден орденом Мужества посмертно.
***
Подполковник Александр Иванович Чайка в Афганистане был замполитом роты в 334-м отдельном отряде спецназа, который воевал в Асадабаде. Злое место! И «духи» там тоже были злые!
Потом, во вторую Чеченскую, воевал командиром отдельного отряда спецназ 2-й отдельной бригады специального назначения. Сын тоже воевал во 2-й бригаде. Командир отделения, старший сержант Чайка Антон Александрович погиб от пули снайпера 20 мая при выполнении специального задания под Харьковом. Награжден орденом Мужества посмертно.
Горькие потери.
***
Погиб в ходе спецоперации и племянник заместителя министра обороны России генерал-лейтенанта Юнус-Бека Евкурова. Капитан Адам Хамхоев был командиром десантно-штурмовой роты. «Парень окончил одно из лучших в России военных учебных заведений — Рязанское высшее командное училище ВДВ. Проходил военную службу в Ульяновске и характеризовался как блестящий офицер и грамотный командир. Этот мужественный парень отдал свою жизнь за свою Родину, погиб, защищая государственную целостность России. Мы должны гордиться такими соотечественниками», — такую запись оставил в социальных сетях глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов.
Это и наш долг
Мужество и героизм наших ребят не вызывают сомнений. Высокую оценку им дал Верховный Главнокомандующий. И важно, чтобы каждый, кто прошел спецоперацию, тем более, если получил ранение, был окружен в обществе вниманием и заботой. К сожалению, тут бывают досадные сбои.
Вот какую историю рассказали мне о сыне подполковника запаса Владимире Владимировиче Калиниченко, бывшего преподавателя Нижегородского высшего военно-инженерного командного училища. Старший лейтенант Антон Калиниченко, командир взвода инженерного батальона понтонно-мостовой бригады 16 апреля в боях под Изюмом в результате удара украинского «Града» получил множественные осколочные ранения ног. После эвакуации в Москву попал в госпиталь Бурденко, где ему поставили диагноз «множественное осколочное ранение». Была сделана операция, в ходе которой из правой ноги осколки извлечь удалось, а из левой достать железо не рискнули.
Направили на долечивание в военный госпиталь в Рязани, а после — в санаторий Минобороны под Тулой на реабилитацию. Но медкомиссия в Рязанском госпитале, в состав которой почему-то вошли только двое — председатель майор медслужбы Ю.Черекаев и секретарь В.Кая, вынесла заключение, отменившее диагноз врачей госпиталя Бурденко. Оказывается, старший лейтенант Калиниченко получил не ранение, а «боевую травму», и потому не может претендовать на соответствующие страховые выплаты.
Теперь раненый офицер будет вынужден доказывать очевидное.
Или другой пример бездушия. Семья погибшего 5 мая капитана Дмитрия Пака до сих пор не получила медаль Жукова, к которой офицер был представлен во время службы.
Могу предположить, что у кадровиков сработала установка, с которой я сталкивался еще в Афгане. Там существовало негласное правило, что, если кто-то был представлен командиром к награде, а потом совершил еще один подвиг и заслужил более высокую награду, то первое представление «аннулируется». Как говорили, «старший орден поглощает младший».
Как так? Ведь подвига два, а награда — одна. Куда же девается первая награда? А никуда. Ее, как рассказывали, переписывали на какого-нибудь штабного, который и рядом с тем боем не стоял.
Вот и медаль Жукова, к которой представлен капитан Дмитрий Пак, волшебным образом затерялась в кабинетах. А ведь прошло уже более двух лет! И теперь, когда он представлен к ордену Мужества посмертно, боюсь, что родители награжденного так ее и не увидят. Думаю, это несправедливо по отношению к памяти погибшего защитника Родины.
Становой хребет
Сейчас в числе профессиональных военных не только офицеры и прапорщики, но военнослужащие контрактной службы, у которых также складываются династии. Например, по стопам моего знакомого Виктора (просил не называть его фамилию), прослужившего контрактником в морской пехоте Черноморского флота, что дислоцирована в Казачьей бухте, пошел его сын. И теперь он и его боевые товарищи смело действуют на Украине, уничтожая неонацистскую мразь, которая вновь подняла голову. Парень делился с отцом, что и он, и его друзья сражаются за Россию, а не за награды, хотя иногда бывает противно, когда награды навешивают на офицеров, которые на пушечный выстрел к зоне боевых действий не приближались.
К сожалению, так бывало и раньше. Не случайно же родилась поговорка «Кому война, а кому — мать родна!»
Именно военнослужащие контрактной службы, наряду с офицерами и прапорщиками, сейчас тянут нелегкую лямку спецоперации на своих плечах. Бескорыстное служение Родине — вот залог уверенности в том, что они, наши дети, вместе с такими же патриотами России в итоге оторвут голову бандеровской сволочи.
Уже пора всем нам понять, что именно эти люди, беззаветно служащие России, и являются ее опорой и становым хребтом. А не гламурные деятели, которых Макаревич объявил «уехавшей от нас Россией».
Именно на таких людях, как Дмитрий Пак, Николай Вдовин, Антон Клиниченко, Адам Хамхоев, Антон Сарогин, сотни и тысячи их героических сверстников, всегда держалась и всегда побеждала Россия. Ибо профессия защищать свою Родину на Руси всегда была, есть и будет в почете. На том стоим!
«Мы русские — с нами Бог!»