Заслон для укродронов
Украинские деятели все чаще прибегают к угрожающей риторике в отношении нашей страны, обещая атаковать нас на всю глубину территории. Возможно, к этому их подталкивают неудачи на фронте, а, возможно, проблемы собственной ПВО. Но недооценивать угрозы, конечно, не стоит. Вот, к примеру, недавно власти Севастополя сообщили о том, что ПВО сбила на подлете к главной базе Черноморского флота более десяти украинских беспилотных летательных аппаратов. И эта массированная атака явно не последняя.
История украинских беспилотных атак совсем не безобидна. Достаточно вспомнить неприятные происшествия на военных аэродромах в Рязанской, Саратовской, Ростовской областях. ПВО как могла этим атакам противостояла, но они в полной мере показали технические возможности киевского режима.
Возможности эти благодаря западной спонсорской помощи будут только увеличиваться. Так, объявлено о том, что Киев получит порядка 1500 беспилотных летательных аппаратов, которые могут быть доработаны под носители ударного вооружения — гранат, корректируемых бомб или управляемых ракет.
Политики в Киеве угрожали ударами даже по Москве. Значит, планы такие у ВСУ есть.
Оценивая эти заявления украинских деятелей, бывший руководитель фирмы «Ильюшин» Алексей Рогозин в своем Telegram-канале оценил возможности украинского авиапрома по созданию «дальнобойных» дронов.
По его словам, для того, чтобы беспилотник был способен долететь с территории Украины до Москвы, необходим, во-первых, планер самолетного типа с хорошими аэродинамическими характеристиками. Он должен быть изготовлен из композитных материалов — стекло- и углепластиков — для снижения радиолокационной заметности.
Во-вторых, нужна силовая установка с двигателем внутреннего сгорания малой мощности. Такие двигатели китайского производства, по словам Алексея Рогозина, можно найти даже в свободной продаже.
Исходя из типа двигателя, можно примерно рассчитать необходимую массу топлива, да и самого дрона. От Харькова до Москвы по прямой порядка 700 километров. Двигателю внутреннего сгорания потребуется несколько десятков литров топлива. Боеприпас тоже требуется немаленький. Не тащить же за сотни километров мину массой в несколько килограммов. Нерационально. Итого получается, что беспилотник нужен отнюдь немаленький. Общей массой в несколько сот килограммов.
Третий важный элемент для полета аппарата на дальность в сотни километров — это системы управления, связи и навигации. Компоненты этих систем также доступны в продаже.
«Это уже не авиамодельная поделка, но команд, способных такое сделать, хватает, — отмечает экс-глава ильюшинской фирмы. — Такое изделие может стоить в зависимости от полезной нагрузки и конфигурации от $20 тыс. до $200 тыс. и выше. Этому можно противодействовать с помощью антидрон-систем. Однако при желании разработчик может установить более дорогую помехозащищенную антенну спутниковой навигации и закрытую связь. Тут классические антидрон-системы не помогут, этому нужно противодействовать с помощью более серьезных средств радиоэлектронной борьбы».
Более совершенным средством навигации и целеуказания для «дальнобойных» дронов, по мнению Алексея Рогозина, являются системы автономной бесспутниковой навигации. Такими средствами Запад легально или нелегально также может поделиться с украинским авиапромом. В этом случае для противодействия ударным беспилотникам понадобятся уже другие средства ПВО.
«Летательный аппарат выполняет миссию по полетному заданию без связи с оператором и без GPS. И тогда единственными способами противодействия таким аппаратам становятся только физическая защита критических объектов и система ПВО. Или полная капитуляция противника», — заключает Алексей Рогозин.
О том, как может развиваться украинская инженерная мысль, можно судить по такому факту. Недавно в Сети появилось фото сбитого нашими бойцами украинского коптера с шестью винтами. Главная его особенность — оснащение антенной Starlink для движущихся средств, что позволяет управлять дроном практически из любой точки мира.
В свою очередь командир добровольческого подразделения спецназа «Троя» Владимир Новиков с позывным «Алабай» подтвердил одному из Telegram-каналов о том, что подразделения ВСУ начали использовать промышленные беспилотники для нанесения ударов крупнокалиберными боеприпасами. Это те самые тяжелые гексакоптеры.
Проблемы борьбы с беспилотниками противника будут только нарастать. В подтверждение этого тезиса Рогозин цитирует аналитиков западного издания wired.com: «Еще год назад никто не мог представить повсеместное распространение «летающих видеокамер» на поле боя, а через полгода никого не удивят автономные беспилотники-бомбардировщики, против которых будут бессильны все классические средства радиоэлектронного подавления».
Физическая защита критически важных объектов от беспилотников, которые летят на малой высоте и выбирают наиболее выгодные маршруты, чтобы остаться незамеченными для большой ПВО, это прежде всего зенитные ракетные комплексы малой и средней дальности. «Панцири» и «Торы» последних модификаций неплохо себя показали в этой борьбе. Но этими комплексами не создать единое радиолокационное поле. Это очень разорительно. Что делать?
На этот счет есть одно наблюдение. Во время поездки в Израиль, в «прифронтовой» город Ашдод обратил внимание на привязной аэростат вблизи границы с сектором Газа. Как объяснили представители Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), это не что иное, как средство наблюдения за воздушной обстановкой. Установленная на таком аэростате аппаратура засекала пуск палестинских ракет «Кассам» и тут же передавала информацию в штаб ПВО. А там уже вступали в дело комплексы ПВО «Железный купол».
Подобное средство — вполне экономная альтернатива постоянному дежурству в воздухе самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50У. Во-первых, к сожалению, таких самолетов у нас не так много, а, во-вторых, их четыре движка жрут топливо с неизмеримой силой.
Новое — это хорошо забытое старое, реализованное на современном научно-техническом уровне. В свое время аэростаты заграждения спасали Москву от налетов немецко-фашистской авиации. Наверное, пришло время дать этому средству наблюдения вторую жизнь.
Справка «АС»Зенитный ракетный комплекс «Тор-М2Э» («Тор-М2К», «Тор-М2КМ»)
Мобильный многоканальный зенитный ракетный комплекс малой дальности с высокой вероятностью поражения воздушных целей. Имеются модификации на гусеничном и колесном базовом шасси.
Предназначен для поражения самолетов, вертолетов, аэродинамических беспилотных летательных аппаратов, управляемых ракет и других элементов высокоточного оружия, летящих на средних, малых и предельно малых высотах.
Зона поражения воздушных целей: по дальности 1000–15 000 метров; по высоте — 10–10 000 метров. Число одновременно обстреливаемых целей — 4.