В августе в стране отметили 80-летие Курской битвы. На торжества в Курск приехал Президент России Владимир Путин. Подготовка к празднованию велась давно. Одно из ключевых событий — сооружение мемориального комплекса «Курская битва» вблизи поселка Поныри. В день окончания Курской битвы, 23 августа, открылась первая очередь мемориала. Авторы памятника — Константин Фомин и Андрей Коробцов. Они известны своей предыдущей работой по созданию Ржевского мемориала. О новом мемориальном комплексе внештатному корреспонденту «Армейского стандарта» рассказал архитектор Константин Фомин.
— Что лично для вас значат Курская битва и Великая Отечественная война? Кто-то из ваших родственников воевал?
— Конечно. Я думаю, что у каждого человека в нашей стране есть своя личная, семейная история, связанная с Великой Отечественной войной. Например, мой двоюродный дед Елизаров Георгий Михайлович закончил войну в звании подполковника, освобождал Европу, участвовал в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Для нашей семьи он пример мужества и героизма.
Военное лихо познала и моя бабушка по папиной линии. Ее семья жила два года под немецкой оккупацией в Орловской области, в деревне Ивановское. Вся большая семья, а это две сестры, родители, дети старшей сестры были угнаны фашистами при отступлении в Германию. Но моей бабушке удалось сбежать с двумя односельчанами. Они скрывались, говорили, что их долгое время искали патрули с собаками, пока они прятались в каменоломнях. Бабушке удалось спастись. Она вернулась в свою деревню, которая уже была освобождена Советской армией.
Все оставшееся время, пока ее семья находилась в Германии, в лагере для перемещенных лиц, она ремонтировала избу, огород, привела участок в порядок. Семья вернулась, но выжили не все… Погибли дети ее старшей сестры.
Я горжусь всеми ими и считаю, что ныне живущее поколение обязано равняться на героев того времени.
— Что привлекло вас в решении новой творческой задачи?
— Для меня и скульптора Андрея Коробцова это была достаточно амбициозная задача, потому что про Курскую битву знают не только в нашей стране. Главный мемориал, посвященный этому сражению, расположен в Белгородской области, а вот в Курской области такого же по масштабу сооружения нет, и это не совсем справедливо.
Ведь на северном фасе Курской дуги произошло событие, которое и легло в основу нашего художественного решения. Это то, что части Советской армии, которые состояли в основном из пехоты, не дали соединиться частям вермахта, вооруженным преимущественно тяжелой бронетехникой. Тем самым наши войска не допустили разгрома всей группировки на Курском выступе и сорвали планы фашистов.
Вообще, с Курской битвы началось освобождение Украины, заложена основа для дальнейшего освобождения Белоруссии, выхода наших войск к границам СССР. Казалось бы, что может сделать пехотинец танку? Однако дух русского солдата поборол танковые полчища благодаря бесстрашию и самоотверженности.
— Вы брали какие-то памятники в качестве художественного ориентира, когда взялись за проект?
— Нет, это уникальный памятник. Другая наша работа с Андреем Коробцовым — Ржевский мемориал — тоже аналогов не имеет. Да, кто-то использовал образ журавлей в своих работах, но фрагментарно. Кто-то пытался облегчить фигуру снизу, чтобы сделать ее немного воздушной, летящей. Но мы соединили несколько решений, и у нас получился уникальный образ солдата, как бы парящий над землей.
Так же и здесь: солдат, который как бы не дает сомкнуться двум массивным плотным рядам фашистских войск. Материал выбрали специфический — кортеновскую сталь. Это металл, покрытый патиной, напоминающей ржавчину. Где-то чересчур брутальный. Это сложная сталь, не многие ее понимают, но под наш проект она подходит идеально. Ее ржавая патина — вечная. В этом и его отличие от черного металла, который, ржавея, только разрушается. Эта ржавчина лишь укрепляет сталь. Поэтому решение — солдат, разжимающий два пилона с изображением танков, символизирующих две армии вермахта, — присутствует только здесь и нигде более.
— Ваша новая работа имеет что-то общее с проектом Ржевского мемориала Советскому Солдату? Можно ли их сопоставить?
— У любого автора есть какой-то свой почерк, похожие элементы. И у меня это, наверняка, есть. Видно, конечно, только со стороны. Может, какая-то общая структура мемориала, хотя она весьма схожа у всех авторов. Будь то волгоградский Мамаев Курган или Трептов-парк в Берлине.
Функциональные связи, пешеходные маршруты, общая логика взаимодействия частей мемориала — везде одинаковы. Главное — сделать так, чтобы все было исполнено смыслом. Ну и чтобы человеку внутри этого пространства было комфортно, было, где присесть, отдохнуть.
У нас будет 28 информационных пилонов, стилизованных под газету «Правда» фронтовых лет на каждый день Курской битвы. Например, мы берем из архива газету за 5 августа, немного компонуем и дополняем, но оставляем исторический внешний вид. Получается, что каждый человек читает эти газеты, погружается в историю Курской битвы и в тему мемориала. И вот мы уже на центральной аллее, впереди — памятник, который раскрывается во всей красе: с цветной подсветкой.
Да, вполне возможно Курский мемориал уступает другим комплексам по высоте, но он превосходит другие по размаху точно. Расстояние между крайним точками пилонов составляет 70 метров. Это всего лишь на 15 метров меньше высоты скульптуры «Родина-мать зовет!» в Волгограде. В некоторых местах он превосходит Ржевский мемориал.
Можно сказать, что для современной России это один из самых грандиозных мемориалов, вся территория которого специально стилизована так, чтобы не было ни одного случайного кусочка, выбивающегося из общей цветовой гаммы и исторической стилистики.
— Обычно, творческие люди не склонны формулировать свой художественный замысел. А вы можете четко описать свое видение будущего мемориала?
— Современные технологии проектирования позволяют создать полную 3D-модель мемориала. То есть у нас сначала план родился в голове, потом мы все прорабатывали. Андрей Коробцов лепил фигуру солдата, я придумывал пилоны из кортеновской стали, художественную часть, павильоны, просчитывал вопросы благоустройства.
Абсолютно каждый элемент есть в компьютере, с указанием всех данных — объем, материал, размеры. То есть внешний вид мемориала уже определен. И он будет один в один, как на визуализациях, которые мы делали специально для заказчика. Чтобы он в точности понимал, каким будет результат. Благодаря этому мы могли убедиться в правоте своих решений и приемов.
— Как в целом строилась ваша работа над проектом? Что первично? Какова последовательность?
— После объявления конкурса мы подготовили эскизы и уменьшенную копию мемориала, перенесли все в электронный формат. А уже после того как проект был определен победителем, началась более детальная работа — уточнение, улучшение. Но общая концепция осталась неизменной: солдат, символизирующий Советскую армию, которая не дает соединиться клиньям вермахта.
Продолжали лепить эскизы. Сначала в формате 1 к 10, потом 1 к 5. А финальной точкой стал эскиз в натуральную величину. Все это делал скульптор Андрей Коробцов с большой командой. Ведь памятник высотой в десять метров в одиночку не делается. Это большая коллективная работа.
Затем в литейном цеху производится формовка и отлитие в бронзе фрагментов. Полученные части свариваются, зачищаются швы, тонируются. А в конце все собирается на силовой каркас и устанавливается на площадке.
Я в это время разрабатывал генеральный план участка, его художественное решение. Определял вид стен, занимался конструктивными вопросами.
— Что для вас как одного из авторов проекта будет признаком того, что ваша работа удалась?
— Важно, как отреагируют люди. Уже получаю первую обратную связь. Люди подходят, говорят: «Как здорово!», «Какой солдат!..»
Если людям, живущим на этой земле, курянам, памятник понравится — то я буду понимать, что работа была не зря. Конечно, мы прислушиваемся и к заказчикам, которыми выступают Российское военно-историческое общество (РВИО) и администрация Курской области. Без них было бы сложно свести все части воедино. Только большая и слаженная команда может создать такое грандиозное сооружение. С РВИО мы, кстати, разрабатываем и другие проекты. Например, памятник мирным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны в Гатчине. Это тоже крупный мемориал, его высота примерно 50 метров.
А еще идет активная работа на новых территориях — в Донецке, Луганске, Мариуполе. Там многие памятники приходится восстанавливать.