Без мата как без автомата?

Без мата как без автомата?

Возможна ли военная служба без нецензурной брани
© mil.gov
Возможна ли военная служба без нецензурной брани
21 мая 2018, 11:31
Реклама

Долгие годы считалось, что без грубого солдатского словца в армии никуда. Даже поговорку придумали на это счет: «Здесь матом не ругаются, а разговаривают». Может, это связано с тем, что с советских времен на срочную службу в основном попадали призывники с незаконченным средним образованием, после профтехучилищ. Выпускников вузов среди солдат практически не было. Для многих, кто попадал в армию, нецензурная лексика являлась привычной, языком общения со сверстниками.

Ситуация резко изменилась. Службы в армии перестали избегать и бояться представители культурных, образованных слоев общества. На военную службу приходит все больше интеллигентных, хорошо образованных молодых людей, без которых не освоить сложное современное оружие. Но мнение о том, что без матерщины служить невозможно, крайне живуче. Как не подхватить в армии «вирус» матерщины и грубого сквернословия? Что с этим делать и можно ли в армии обойтись без ненормативной лексики? На эти и другие вопросы «Армейский стандарт» попросил ответить военного психолога Александра ЗАБРОДИНА.

— Конечно, многое зависит от офицерского состава. Если начальник позволяет в своем присутствии выражаться матом, то и подчиненные будут это делать. Но давайте сначала оглянемся немного назад. Офицеры царской армии всегда были самыми воспитанными, галантными представителями общества. Они обладали прекрасной, грамотной и изысканной речью. Да и в советское время в военных академиях учили этикету, — сказал эксперт.

Он напомнил, что в рамках общей борьбы за новую, цивилизованную армию несколько лет назад Минобороны даже выпустило пособие по этикету военнослужащего с перечнем правил поведения вне расположения воинской части, в быту, в повседневной жизни.

— Этикет ситуативен. То есть часто зависит от обстоятельств, по которым и следует ориентироваться, — продолжает Забродин. — В экстремальных ситуациях я допускаю применение крепкого слова. Но оно режет слух в обычной, повседневной обстановке.

— Александр Валерьевич, вот приходит новобранец, интеллигентный, к мату непривычный, и думает, что стать настоящим солдатом невозможно без матерщины. Что вы ему посоветуете?

— Первый совет — оставаться самим собой. Если нет желания выражаться нецензурно — ни в коем случае не надо этого делать. Надо понимать, что нет никакого особого специфического армейского языка. Есть правильный, красивый русский язык, и есть язык, засоренный мусорными словами, в том числе матерными. Если вам повезло говорить на хорошем языке — зачем сознательно уродовать его? Это не придаст призывнику никакой особой мужественности, как думают некоторые.

Но первый мой совет неотделим от второго: если призывник слышит матерщину от своих сослуживцев, ни в коем случае не следует делать им замечания или как-то иначе демонстрировать свое недовольство. Впрочем, подобного рода поучения других неприемлемы не только в армии — они вызывают негативное отношение к авторам критики. Никто не любит, когда его учат жизни. Такое возможно только в особых ситуациях — к примеру, в присутствии женщин, чтобы одернуть сквернослова. Но и тогда лучше сделать замечание так, чтобы его не заметил никто, кроме человека, которому оно адресовано.

По словам военного психолога, во время боевых столкновений материться зачастую начинают даже те, кто этого никогда не делал.

— Как-то я прослушивал переговоры во время боя — сплошной мат! Я попытался «перевести» его на обычный язык — вышло гораздо длиннее. То есть мат реально позволяет быстрее объяснить суть проблемы. Поэтому допускаю, что в экстренных случаях можно использовать ненормативную лексику. Однако офицер, находящийся вне службы и матерящийся при этом, — нонсенс, позор.

В целом же проблему нецензурной лексики, по мнению Александра Забродина, нужно решать в общероссийском масштабе. Не только в армии, но и практически повсюду нецензурщина стала частью повседневного общения — на самых разных уровнях. Очень часто грубый мат можно услышать от школьников или студентов, которые, конечно, еще в армии не служили.

— Повторюсь: я не считаю мат каким-то абсолютным злом. Конечно, лучше его вообще исключить из употребления, но надо смотреть правде в глаза: в наши дни это практически невозможно. Поэтому могу посоветовать лишь научиться понимать, когда он уместен, а когда недопустим. А тот человек, кто способен выражаться без употребления нецензурных слов, вызывает лишь уважение. И неважно, в армии или в какой-то другой структуре.

Реклама
Реклама