«Борей» - покоритель Севера

«Борей» - покоритель Севера

Уникальный арктический вездеход позволит сохранить растительность тундры
Высокий клиренс позволяет преодолевать глубокие лужи.
© borey.sntrans.ru
Уникальный арктический вездеход позволит сохранить растительность тундры
' + '' + ' ' + ''+ ' Высокий клиренс позволяет преодолевать глубокие лужи.
12 ноября 2018, 10:25
Реклама

Что только не придумают эти русские, чтобы дороги не строить, гласит известная шутка. Восьмиколесный вездеход «Борей» — как раз из тех, кто в дорогах не нуждается. «Армейский стандарт» выяснил характеристики покорителя арктического бездорожья.

Крайний Север, Арктика — это суровые регионы, где лишь вездеход и вертолет часто поддерживают тонкую ниточку жизнеобеспечения человека, команды, маленького поселка. Поэтому история советского вездеходостроения — долгая и богатая. Мы создали такие потрясающие машины, как двухзвенный гусеничник «Витязь ДТ-30», фантастический шнекоход ЗИЛ-4904, «космический» ЗИЛ-49071 «Синяя птица», истинно народную «гэтээску» ГАЗ-71 и многие другие машины. Однако все эти внедорожные монстры весьма негуманно относятся к природе… И предполагается, что в самом ближайшем будущем в законе «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» будет прописан полный запрет передвижения по тундре и лесотундре механизированного транспорта, нарушающего почвенно-растительный покров. Это однозначно вытеснит с Русского Севера гусеничные машины.

Впрочем, без транспорта арктические края не останутся. Уже добрых пару десятков лет множество небольших компаний занимаются разработкой и постройкой колесных вездеходов самых разных форматов — больших, малых, монокорпусных и сочлененных. Один из тех, кто уже давно зарекомендовал себя на северах, — вездеход «Борей».

«Ломающаяся рама» и «баранка»

«Борей» — это двухзвенная машина, сочлененная по-иному. Колесная формула ее — 8х8. Это означает, что все четыре моста — ведущие.

Вездеход представляет собой «паровозик» из головного звена управления, где находится двигатель и водитель, и грузо-пассажирского звена-прицепа. Последний соединен с головным через шарнирно-сочлененный транспортно-поворотный узел, в просторечии именующийся «ломающейся рамой». Через поворотный узел на «задний вагончик» передается карданом крутящий момент от мотора, и он же служит органом управления вездеходом.

Несмотря на наличие в салоне «Борея» руля, поворотных колес у него нет. Изменение направления движения осуществляется за счет излома шарнира, изгиба между «головой» и «хвостом». Руль управляет открытием и закрытием гидравлических клапанов, подающих от насоса через магистраль жидкость к гидроцилиндрам в шарнире, которые его сгибают вправо или влево. Подобная схема обладает изрядной инерционностью и требует подруливания немного заранее. Но на невысоких скоростях, на которые рассчитан вездеход (до 60 км в час по шоссе, вдвое-втрое меньше на бездорожье), это не представляет проблемы. Поэтому принципы управления машиной — фактически автомобильные, в отличие от многих колесных вездеходов, оснащенных не слишком удобными «бульдозерными» рычагами вместо баранки.

И по суше, и по воде

«Борей» — машина достаточно сложная. Ремонтопригодность обеспечивает широкое применение типовых узлов и агрегатов от широко распространенных серийных машин.

Механическо-кинематическая схема «Борея» выглядит во многом нетрадиционно. Это 115-сильный дизельный двигатель объемом 3,3 литра от грузовичка Hyundai, который передает крутящий момент на пятиступенчатую ручную коробку переключения передач той же марки. Коробка переключения передач» в свою очередь соединена с раздаточной коробкой от ГАЗ-3308 «Садко».

С раздатки крутящий момент передается карданными валами на два жестко закрепленных в кузове моста от «Газелей». Первый мост — в «голове», второй — в «прицепе».

Справка «АС»

Габариты — 6400х2750х3000 мм

Снаряженная масса — 3400 кг

Клиренс — 600 мм

Грузоподъемность — 1500 кг

Пассажиров — 5+10

Двигатель — дизельный 115 л.с., 294 Нм

Коробка передач — механическая, 5 ступеней

Привод — полный, 8х8

Максимальная скорость — 60 км/ч

Средний расход топлива — 15–20л на 100 км.

К каждой из четырех полуосей этих двух мостов крепятся балансирные подвески — эдакие «коромысла». На каждом «коромысле» — по два ведущих колеса.

Крутящий момент на колеса передается цепями. «Коромысла»-балансиры — полые, внутри них цепи спрятаны от влаги и грязи и купаются в масляных ваннах.

С одной стороны, можно сказать, что подвески в ее известном по легковым и грузовым машинам виде, с рессорами, пружинами, рычагами и амортизаторами, «Борей» не имеет. Однако по чудовищным буграм и ямам машина идет как плывет. Это позволяет та самая балансирная подвеска пар колес, которая будто «облизывает» неровности, а также шины диаметром 1300 мм, накачиваемые до давлений, способных ужаснуть водителя среднестатистической легковушки. Колеса накачиваются настолько слабо, что легко проминаются кулаком — это норма для пневматиков низкого давления. За счет мягкости они обеспечивают огромную площадь контакта с грунтом и, как следствие, щадящее давление на грунт. Это особенно важно с точки зрения экологии в тундре. А регулировать давление (приспускать на бездорожье и поддувать на асфальте) помогает централизованная система подкачки, управляемая из кабины.

К слову, каждое колесо содержит в себе примерно 200 литров воздуха. Поэтому пределов преодолеваемого брода для «Борея» не существует — до глубины примерно 70 сантиметров он едет, а когда становится глубже — всплывает и движется дальше за счет вращения колес, становящихся на время гребными…

Спартанский минимализм

«Паровозик» «Борея» в сборе имеет длину 6,4 метра, ширину 2,75 метра и высоту 3 метра. Существуют варианты с короткой кабиной и пассажирским прицепом, а также с удлиненной кабиной и ремонтно-грузовой платформой в прицепной секции. Внутри кокпита водителя — узнаваемый любому водителю маршрутки интерьер — руль, приборы. Сиденья позаимствованы от «Газели».

Отделка салона обоих секций — грубо-спартанская. В обшивках преобладает алюминиевый фактурный лист. Собственно, в конструкции кузова алюминий также применен весьма широко, что дает вездеходу так необходимую ему легкость, а также коррозионную стойкость — ведь на северах вся техника перманентно находится под воздействием вредных факторов.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.