«Грифон» подавится нашей «Сушкой»

«Грифон» подавится нашей «Сушкой»

Эксперт объяснил заявление командующего ВВС Швеции о самолете Gripen E — «убийце истребителей Су»
Gripen-E
© saabgroup.com
Эксперт объяснил заявление командующего ВВС Швеции о самолете Gripen E — «убийце истребителей Су»
' + '' + ' ' + ''+ ' Gripen-E
26 февраля 2019, 11:35
Реклама

«Армейский стандарт» много пишет о нашем вооружении, но сегодня мы решили «разобраться» с новейшим шведским истребителем Saab Gripen E. На днях его презентовали как «убийцу российских истребителей «Сухой». Причем сделал это не политик, а профессиональный военный — командующий ВВС Швеции Матс Хельгессон. Мы поговорили с экспертом, чтобы выяснить, действительно ли скандинавская страна сумела выпустить что-то более серьезное, чем Карлсон с пропеллером.

Шутки шутками, но заявление было громким. «Новейший шведский истребитель Saab Gripen E — убийца российских истребителей «Сухой», способный победить их даже без дорогостоящих стелс-технологий, на которые полагаются конструкторы истребителей в США», — заявил Хельгессон. Это произошло на презентации истребителей в Финляндии. Дело в том, что Saab Gripen E — один из пяти возможных кандидатов на следующую модель истребителей, которые закупит этот сосед Швеции.

Желание концерна продать свои самолеты соседям вполне понятно. Сделка довольно существенная: финским военным предлагают купить 52 одноместных самолета Gripen E и 12 двухместных Gripen F. В прошлый раз в аналогичном конкурсе победили американские F/A-18 «Хорнет». Поэтому сейчас шведы не скупились на эпитеты в отношении своей техники.

По словам командующего ВВС Швеции, Gripen (русский перевод — «Грифон») специально разрабатывался для противостояния российским истребителям марки Су, и в воздушном бою у них «черный пояс».

Достигается это за счет новой идеологии в противостоянии. Основных путей — два: малозаметность и применение средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), воздействующих на радары противника. Например, по первому пути идут американские инженеры. Они пытаются добиться превосходства над нашими истребителями, делая ставку на дорогостоящие стелс-технологии. Шведы же, если верить Хельгессону, не пытаются снизить заметность своих истребителей, а модернизируют их бортовые средства РЭБ.

Насколько шведы в этом продвинулись, рассказал эксперт британского Королевского объединенного института оборонных исследований Джастин Бронк, слова которого привело издание Business Insider. Он считает, что шведы на совместных учениях не раскрывают все свои карты, демонстрируя максимум возможностей систем подавления радаров противника. Однако он приводит в пример случай, когда, якобы устав быть объектом насмешек немецких пилотов истребителей «Тайфун», шведский истребитель все же включил свои средства РЭБ. Это перевернуло весь ход учебного воздушного боя — и «Грифон» якобы смог появиться прямо у левого крыла «Тайфуна», не будучи обнаруженным до этого момента.

Также Бронк считает, что шведские технологии РЭБ вполне могут создать серьезные проблемы нашим истребителям по довольно забавной причине. Российские военные, по его мнению, просто не принимают во внимание возможности шведов, поскольку «Швеция на самом деле слишком мала, чтобы России нужно было оптимизировать свои возможности радиоэлектронной борьбы именно против нее» — Россия ориентируется в первую очередь на противостояние возможностям американских истребителей.

Так что же представляет собой истребитель Gripen? Давайте посмотрим на тактико-технические характеристики.

Gripen-E.
© saabgroup.com
Gripen-E.

Gripen — многоцелевой истребитель четвертого поколения. Выполнен по аэродинамической схеме «утка» со среднерасположенным треугольным крылом. Планер самолета создан с учетом снижения радиолокационной заметности: 30% корпуса изготовлено из композитов. Имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель.

Экипаж — 1 или 2 человека. Длина — 14,1 (14,8) м. Размах крыла — 8,4 м. Максимальная взлетная масса — 14000 кг.

Максимальная скорость на высоте — около 2200 км/ч (M=2). Боевой радиус — 800 км. Практический потолок — 15240 м. Максимальная эксплуатационная перегрузка +9g.

Пушечное вооружение — 27-мм Mauser BK27 (боезапас — 120 снарядов). Ракеты «воздух–воздух»: 6 AIM-9 или IRIS-T, 4 AIM-120 или MICA, 4 Skyflash или Meteor. Также имеются ракеты «воздух–поверхность» (в том числе противокорабельные) и бомбы.

Теперь возьмем, например, даже не новенький Су-35, а Су-30.

СУ-30
© mil.ru
СУ-30

Су-30 (по кодификации НАТО Flanker-C) — двухместный многоцелевой истребитель поколения «4+» завоевания господства в воздухе. Выполнен по классической двухкилевой схеме. Имеет два двухконтурных форсированных турбореактивных двигателя с управляемым вектором тяги, что позволяет истребителю быть сверхманевренным.

Экипаж — 2 человека. Длина — 21,9 м. Размах крыла — 14,7 м. Максимальная взлетная масса — 34 500 кг.

Максимальная скорость на высоте — 2125 км/ч (М=2). Боевой радиус — 1500 км. Практический потолок — 17 300 м. Максимальная эксплуатационная перегрузка +9g.

Пушечное вооружение — 30-мм встроенная пушка ГШ-301. Ракетное вооружение — 6 управляемых ракет средней дальности и 6 ракет ближнего боя. Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса (12 точек подвески).

В принципе не нужно быть великим аналитиком, чтобы понять, что сравнение не слишком адекватное. Шведский самолет Gripen относится к легким истребителям, и его можно сравнить с МиГ-29 или МиГ-35. Но, как говорится, не мы начали. Шведы сами настаивают, что их «Грифон» — убийца именно «Сушек».

Вот, что говорит по этому поводу ведущий военный эксперт Алексей Леонков:

— Gripen — это истребитель четвертого поколения. Версия с индексом E отличается от предыдущих только тем, что у него есть радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Они считают это преимуществом, которое позволит им «увидеть» наши самолеты и с помощью ракет, которые очень близки по характеристикам к нашим управляемым ракетам, соперничать с нашими истребителями.

Но наличие АФАР не дает при соперничестве с Су никакого преимущества. У наших самолетов АФАР гораздо лучше. Наши антенны «видят», например, дальше американских. Я не уверен, что Gripen получит антенну лучше, чем у самолетов США, несмотря даже на то, что он получил американский двигатель, который используется в F/A-18.

Можно сказать, что однодвигательный Gripen — это половина F/A-18. Кстати, из-за того, что он однодвигательный, у него высокая уязвимость — в случае отказа двигателя по разным причинам (повреждение, например, при попадании) летчику остается только одно: катапультироваться.

Да, Gripen — легкий, и маневренность достигается за счет интерцепторов. Но у наших самолетов — управляемый вектор тяги. И в случае ближнего боя (в пределах прямой видимости) наш Су всегда будет оказываться в задней полусфере «Грифона». То есть у шведского истребителя шансов нет. Тем более что по количеству боевой нагрузки Су-35, да и МиГ-35 превосходят Gripen.

МиГ-35
© mil.ru
МиГ-35

— Шведы упирают на свои системы РЭБ: мол, именно они дают преимущества…

— У Gripen Е имеются утолщения на законцовках крыла и киля. Скорее всего, именно там располагаются системы постановки помех. Именно благодаря им шведы якобы и показали немцам, кто хозяин в воздухе. Но дело в том, что для наших ракет класса «воздух–воздух» постановщик помех чужого самолета — это все равно, что приглашение «вот он где я». Ракета еще быстрее его «захватит» и поразит. Для нас он будет светиться, как новогодняя елка ночью…

А комплексы РЭБ, которые стоят у нас, — они работают по разным типам ракет, и сбить наш самолет очень сложно. К тому же они дурят РЛС авиации противника, показывая неправильное положение нашего самолета. То есть Gripen будет думать, что стреляет по нашему самолету, а тот будет находиться в другом месте.

— Но можно ли предполагать, что шведы достигли высот в области РЭБ?

— Они не были замечены в области РЭБ. Да и опробовать свои наработки в реальных условиях им негде: страна в военных конфликтах не участвует. В отличие от нас. Мы свои комплексы и на американцах проверяли, после чего они очень ругались. А у шведов, о чем точно можно говорить, — ракета Meteor действительно неплохая.

— И все же: заявление делает командующий ВВС...

— Это, кстати, тоже примета времени. Все чаще рекламой вооружений занимаются люди в погонах — просто потому, что уровень доверия к ним выше, как к специалистам. Такой маркетинговый ход. Наши Су прошли Сирию и показали себя очень хорошо. И заявлять, что с Су вообще кто-то может «поразговаривать», — очень сомнительно.

Реклама
Реклама