Истребителю Су-57 дали команду «На взлет!»

Истребителю Су-57 дали команду «На взлет!»

Определены параметры госзаказа на самолеты 5-го поколения
© mil.ru
Определены параметры госзаказа на самолеты 5-го поколения
27 мая 2019, 11:33
Реклама

В ходе традиционного совещания по оборонной тематике в Сочи президент Владимир Путин заявил о том, что закупки для ВКС новейших истребителей 5-го поколения Су-57 будут увеличены чуть ли не в пять раз по сравнению с первоначальными планами. Его слова имели большой резонанс среди специалистов как внутри страны, так и за ее пределами. Тем более что еще недавно в экспертных кругах ходили разговоры о том, что проект Су-57 якобы не оправдал ожиданий военных и они отдают предпочтение самолетам поколения «4++», например, Су-35. Решение президента «Армейскому стандарту» прокомментировал военный эксперт.

Технические требования к истребителю 5-го поколения для фронтовой авиации, который должен прийти на замену самолетам МиГ-29 и Су-27, которые относятся к поколению «4», ВВС выдвинули еще в конце 80-х годов прошлого века. На их основе сразу две авиационные фирмы начали создавать такой самолет. РСК «МиГ» работал над проектом 1.44, а ОКБ имени Сухого сосредоточилось на проекте самолета Су-47 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла.

Однако после развала Союза, а вслед за ним и всей российской «оборонки», проект 1.44 из-за недофинансирования был закрыт. Экспериментальный самолет Су-47 «Беркут» несколько лет продолжали использовать в качестве летающей лаборатории. Иногда он радовал любителей авиационной экзотики своими зрелищными полетами на авиашоу.

Только в 2001 году российские ВВС вернулись к теме создания истребителя 5-го поколения. Проект назвали «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА)». Была поставлена задача — разработать самолет на замену тяжелому истребителю Су-27. Первоначально на проект было выделено 1,5 млрд руб. Работы над ним вели конструкторы ОКБ имени Сухого совместно со специалистами РСК «МиГ» и ОКБ имени Яковлева.

Планировалось, что начало летных испытаний нового самолета начнется в 2006–2007 годах, а его первые поставки в войска — в 2014–2015 годы. Об этом не заявляли сменявшие друг друга главкомы ВВС. Но в эти планы вновь вмешалась экономика и кризис. В результате самолет впервые поднялся в воздух лишь в 2010 году.

Тогда, наблюдая за первыми полетами боевой новинки российского авиапрома, Владимир Путин заявил, что на первом этапе его создания было истрачено 30 миллиардов рублей, и еще примерно столько же потребуется для завершения этого проекта.

Вплоть до августа 2017 года самолет был известен исключительно под заводским индексом Т-50. В том же году стало известно его серийное наименование — Су-57. Считается, что именно с этого года самолет можно считать машиной 5-го поколения, так как к этому времени была решена его главная проблема — окончательно доработан новый двигатель. По мнению специалистов, самолет не может считаться машиной 5-го поколения, если он летает на двигателе предыдущего поколения, как это первоначально было с Т-50. Первые опытные экземпляры Т-50 оснащались двигателями АЛ-41Ф.

В декабре 2017 года Су-27 впервые взлетел со своим движком, так называемым, изделием «30», который был уже никакой не модернизацией, а абсолютно новой силовой установкой. Двигатель имел полностью новый вентилятор, «горячую» часть, систему управления… По словам двигателистов, эту разработку можно считать уникальной, так как в ней внедрена масса таких новшеств, которые в ряде случаев даже близко не имеют аналогов в мире.

С этим совершенно новым двигателем в рамках заключительного этапа испытаний Су-57 в 2018-м был переброшен в Сирию на авиабазу Хмеймим, где прошел проверку в реальных боевых условиях.

И вот теперь на традиционном многодневном совещании по «оборонке» глава государства заявил о закупке вооруженными силами крупной партии этих самолетов. Прежде чем озвучить эти планы на совещании в Сочи, президент лично побывал в Государственном летно-испытательном центре ВКС в Ахтубинске. На подлете к самой засекреченной авиационной части президентский борт эскортировала шестерка истребителей 5-го поколения Су-57. Самолеты выстроились с клином и сопровождали Ил-96 до аэродрома.

На другой день на совещании в Сочи президент напомнил, что ранее по Госпрограмме вооружений до 2028 года планировалось закупить 16 самолетов Су-57. Однако, как доложил министр обороны Сергей Шойгу, создателям машины удалось снизить стоимость производства самолета на 20%. В результате было решено, что за тот же период времени вместо 16 машин будет закуплено 76, причем без увеличения их стоимости.

Президент поставил задачу к 2028 году перевооружить перспективными авиационными комплексами 5-го поколения три авиационных полка воздушно-космических сил.

О том, почему это стало возможным, «АС» рассказал военный эксперт Алексей Леонков.

— Еще недавно ходили слухи, что самолет Су-57 не так уж хорош, еще долго будет дорабатываться, а потому военные не готовы его закупать массово, предпочитая сосредоточиться на модернизации самолетов более ранних поколений. И тут вдруг мы от президента слышим такие цифры.

— Сообщения об отказе от закупок — это все были исключительно информационные вбросы. Самолеты Су-57 ранее уже были в опытной эксплуатации. То есть была выпущена пробная партия этих самолетов, которая эксплуатировалась в войсках. Машины проверяли в различных режимах. И после того, как по большинству из них были получены положительные отзывы специалистов, Верховный Главнокомандующий принял решение, что таких самолетов в войсках должно быть больше.

— А что дорабатывали на этих самолетах по результатам опытной эксплуатации?

— Самые первые самолеты еще летали не со своими «родными» движками. Это были двигатели, которые стоят на Су-35. Сейчас двигатель под Су-57 практически готов, и в серию этот самолет пойдет уже со своими двигателями. Так же были доработаны комплексы вооружения. Было сделано все, чтобы Су-57 мог использовать все существующие виды вооружений класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Обмен данными между этими комплексами идет в «цифре». То есть нужно было проверить, как они взаимодействуют между собой. Например, при применении управляемых ракет «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности. Нужно было, чтобы передавались более точно координаты целей, для чего проводились пробные пуски. И когда это все как надо заработало, то было принято решение запускать самолет в серию.

— Можно сказать, что серьезно помогла Сирия и ускорила доработку самолета?

— Действительно самолет был в Сирии. Там проверялись многие из его параметров. Это и навигационное оборудование, и работа ГЛОНАСС, и точный выход на цели… Самолеты летали прямо под носом у нашего вероятного противника, и он их не видел. Американцы об этом узнали только тогда, когда сирийские блогеры сделали фото, после чего за океаном сразу поднялся крупный переполох.

— Можно ли сравнить Су-57 с китайскими и американскими аналогами? Какой из этих самолетов лучше?

— В принципе сравнивать нечего. Потому что если мы сравниваем Су-57 с F-35, то наш самолет на порядок лучше по многим параметрам. Даже по пресловутой «невидимости» или малой радиолокационной заметности, которую американцы так активно позиционируют. На Су-57 проблема решена несколько по-другому принципу.

Наша машина превосходит американские F-35 и по тяговооруженности, и по маневренности, и по комплексам вооружения, которые на нем устанавливаются, а также по системам бортовых комплексов защиты и обороны. Мало того, у нас созданы так называемые бортовые РЛС, которые на этом самолете позволяют видеть на 360 градусов во всех плоскостях. Плюс на нем устанавливаются комплексы радиоэлектронной борьбы. То есть по всем характеристикам — это самолет 5-го поколения. С ним, пожалуй, где-то может посоперничать лишь американский F-22, но далеко не во всех аспектах.

Что касается китайского самолета 5-го поколения, то в связи с тем, что китайская сторона не любит разглашать его технические характеристики, сделать его точное сравнение с нашим Су-57 не представляется возможным. Но известно, например, что на китайском самолете стоят двигатели, не вполне соответствующие 5-му поколению. Ну и еще по ряду других параметров он уступает нашему Су-57. Хотя как изделие, это достаточно хорошая, продуманная разработка. И ее можно назвать уже чисто китайским проектом. Хотя многие в контурах его фюзеляжа все же узнают очертания американского F-22.

— Да, это, конечно, здорово, что нашу машину можно считать лучшей в мире. Но только у нас традиционно основные трудности даже с лучшими машинами начинались уже на стадии производства. Тем более президент заявил о том, что количество закупаемых самолетов планируется существенно увеличить. Готова ли наша «оборонка» к серийному производству Су-57? Будут ли здесь какие-то проблемы?

— Думаю, нет. Я их не вижу. Дело в том, что когда выпускали пробную партию этих самолетов — их было 12 штук — одновременно отлаживалась технологическая линия по их производству. То есть в данном случае принципиальный подход был такой: когда только создавался самолет 5-го поколения, сразу все делалось с прицелом на его серийное производство.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.