Танк без экипажа: фантастика или реальность

Танк без экипажа: фантастика или реальность

Российские конструкторы создают семейство тяжелых бронированных дронов
Армата
© mil.ru
Российские конструкторы создают семейство тяжелых бронированных дронов
' + '' + ' ' + ''+ ' Армата
22 августа 2019, 08:35
Реклама

Армейские международные игры, которые ежегодно проходят в подмосковном парке «Патриот», стали самым популярным военно-спортивным форумом мира. По традиции, его открывает самый зрелищный конкурс - танковый биатлон. Экипажи танков-победителей становятся настоящими героями этого престижного армейского соревнования. Но всегда ли победителями будут танковые экипажи? Сможем ли мы когда-нибудь на этих соревнованиях увидеть старты безэкипажных танков? Что ведущие в области танкостроения страны делают в плане создания танков-роботов?

Ведущими в области танкостроения странами, кроме России, являются США, Франция, Германия, Китай и Израиль. Последний стоит несколько особняком, так как свои танки никому не продает и не экспортирует. Все эти страны, работая над своими новинками, следуют принципу улучшения уже имеющейся конструкции. То есть идут путем модернизации.

Что касается американцев, то в начале прошлого десятилетия они начали разработку танка, который должен прийти на смену их основному 60-тонному танку Abrams с экипажем из четырех человек. Сначала это была программа FCS (Future Combat System) - боевая система будущего. Танк должен был весить порядка 40 тонн и иметь экипаж из двух человек. Но проект закончился неудачей, и его закрыли. Следом появилась программа МCS - танка, весом чуть более 20 тонн и экипажем из трех человек. Работа над ним идет. Но пока образца, который бы выбрал Пентагон в качестве прототипа танка будущего, у США до сих пор нет.

Германия и Франция национальные проекты танков будущего закрыли. Эти две страны на базе французской корпорации по производству вооружений Nexter и немецкой компании Krauss-Maffei Wegmann создали объединенную танкостроительную фирму. Ей и было поручено создание танка будущего. Очевидно, для всей объединенной Европы.

Недавно на одной из оружейных выставок объединенная компания презентовала свою первую разработку. Правда, ряд экспертов полагает, что их новинка сделана, скорее, по старинке: компоновка машины ничем не отличается от стандартной классической. А потому, считают специалисты, вряд ли в ближайшие годы от немецко-французской танковой кооперации следует ожидать чего-либо перспективного и прорывного.

О своих амбициозных планах по созданию танка будущего в 2015 году объявил китайский концерн Norinco, заявив, что собирается создать машину лучше российской «Арматы». Но пока китайских специалистов нельзя считать слишком искушенными в вопросах танкостроения. Тем более что до сих пор еще никто не видел даже прототипа новой китайской платформы, которую можно было бы хоть отдаленно сравнить по параметрам с российской «Арматой».

А потому, как считает ведущий российский военный эксперт Виктор Мураховский, нет никаких сомнений, что Россия в вопросах танкостроения сегодня «находится на передовых позициях в мире, и другим странам приходится нас догонять».

— В отличие от стран, где есть пока только макеты будущих перспективных танков, - заявляет эксперт, - в России уже заключен контракт на закупку опытно-войсковой партии танков, тяжелых боевых машин пехоты и бронированных ремонтно-эвакуационных машин общей численностью свыше 100 единиц. Они поступят на вооружение одной из частей, где должны проходить опытную эксплуатацию. После этого начнет развиваться серийное производство, которое постепенно будет увеличиваться до сотни единиц в год.

Кроме того, как сообщил на международной оборонной выставке IDEX-2019 гендиректор - главный конструктор Уралвагонзавода Андрей Терликов, в перспективе на платформе «Армата» может быть создан и безэкипажный танк.

Впервые об этом стало известно в 2018 году из доклада 3-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны России, где говорилось, что перед разработчиками вооружений стоит задача создания аванпроекта безэкипажной роботизированной ударной платформы тяжелого класса на базе изделия Т-14 «Армата» для целого класса бронетанковой техники нового поколения.

Сегодня корпорация «Уралвагонзавод» уже формирует облик такого безэкипажного танка будущего. По словам Андрея Терликова, танк «Армата», несмотря на то, что в данный момент и имеет пока экипаж, уже «находится на полном дистанционном управлении».

Сейчас экипаж «Арматы» состоит из трех человек. Благодаря уникальной, отличной от других танков компоновке, военнослужащие в машине надежно защищены. Экипаж управляет танком из особой бронированной капсулы, которая расположена в корпусе, ниже башни. Это сделано для того, чтобы люди смогли выжить даже в случае очень серьезного поражения танка противником.

Роботизацией танков специалисты «Уралвагонзавода» занимаются постоянно. По словам Андрея Терликова, «еще в конце прошлого века КБ проводило работы по безэкипажным танкам Т-72, а еще раньше - по Т-64». В результате, считает он, «мы изначально были более готовы к безэкипажным машинам, чем наши оппоненты».

Сейчас специалисты «Уралвагонзавода» создали схему применения своих машин в качестве нестандартного танкового тандема.

Вот как об этом рассказывает военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский:

— «Уралвагонзавод» собирается создать первые роботизированные машины на платформе Т-72. Это танки предыдущего поколения. Но вместо того, чтобы их отправлять куда-нибудь на переплавку, предложено их усовершенствовать, сделав на их базе боевые робототехнические комплексы переднего края. То есть предусматривается, что экипаж, находясь в своем танке, будет управлять одной-двумя такими роботизированными машинами. Они должны двигаться впереди «Арматы», вскрывая оборону противника. Все это завязано в единую систему управления боем и огнем, что обеспечивает своевременное поражение огневых средств противника и преодоление любой противотанковой обороны.

Причем то, о чем рассказал эксперт, это уже не просто планы. Недавно, во время рабочей поездки в войска Центрального военного округа, министру обороны Сергею Шойгу показали первые разработки высокозащищенных робототехнических комплексов тяжелого класса, выполненных на базе танка Т-72Б3. Каждый из этих роботов имеет свое собственное назначение и боевую задачу. К примеру, один - безэкипажная боевая единица с тяжелым вооружением, другой - роботизированный танковый комплекс, оснащенный легкими автоматическими пушками.

Вопрос роботизации и превращения непосредственно «Арматы» в безэкипажный танк также не остается в стороне.

— Такая работа сейчас идет, - говорит Виктор Мураховский. - На будущее закладывается возможность постепенной роботизации всей техники на платформе «Армата». В первую очередь в экипаже танка «Армата», состоящем из трех человек, будут роботизированы функции наводчика-оператора. Здесь многое уже сделано. Баллистический вычислитель, автомат сопровождения целей - все это то, в чем человек уже не участвует. Условия стрельбы, сопровождение цели - автоматические. Пока лишь человек выбирает боеприпасы и нажимает кнопку «Огонь». Но и эти функции в скором времени тоже будут автоматизированы.

Вторым этапом, по мнению эксперта, станет автоматизация функций командира танка, то есть задач управления боем.

— Думаю, все это произойдет уже вскоре, на наших глазах, - уверен Мураховский. - Управление боевым порядком, приоритет распределения целей, маневр на поле боя - все это в обозримом будущем способен будет делать искусственный интеллект. Тогда, считайте, еще один член экипажа из танка уйдет. И остается пока только механик-водитель.

И ему наш эксперт предсказывает самую долгую жизнь в танковом экипаже:

— К сожалению, среда, по которой механик-водитель ведет танк, слишком уж неоднородная и сложная. Это множество препятствий - и естественных, и искусственных: и минные поля, установленные противником, и грунт разной проходимости - болота, песок, асфальт… Пока совокупность всех этих сложностей искусственный интеллект преодолеть не может. Он на сегодня еле-еле справляется лишь с вождением машины по обустроенной городской дороге, размеченной линиями, знаками и уставленной светофорами. Да и то, часто ошибается.

По мнению эксперта, не все еще пока мы можем безоговорочно доверить искусственному интеллекту. А вот гендиректор - главный конструктор Уральского КБ транспортного машиностроения Андрей Терликов уверен, что безэкипажный танк - это «недалекое будущее, если не настоящее». И сделано это будет обязательно, так как «никто сейчас не хочет рисковать людьми».

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.