Мамочки «военного роддома»

Мамочки «военного роддома»

Для чего в альма-матер российской военной медицины кафедра акушерства
© vmeda.org
Для чего в альма-матер российской военной медицины кафедра акушерства
09 августа 2018, 09:40
Реклама

Знаете, чему очень удивляются иностранцы, знакомясь с нашей Военно-медицинской академией? Их поражают не только уникальные методики лечения и новейшие разработки. Зарубежных коллег буквально «убивает» наличие в ее структуре… кафедры и клиники акушерства и гинекологии. А также то, что на этой уникальной базе работает, по сути дела, единственный не только в России, но и в мире «военный роддом». Причем не просто работает — это одно из наиболее уважаемых родовспомогательных учреждений в Санкт-Петербурге.

Для нас — не обуза!

Оказывается, в иностранных армиях даже самых развитых государств женщина-военнослужащая при подписании контракта обязуется немедленно его расторгнуть в случае беременности или серьезного гинекологического заболевания. Тамошние военные ведомства не хотят взваливать на себя дорогостоящее бремя лечения, родовспоможения и декретного отпуска. В Минобороны РФ не только нет никаких оговорок по этой части — военных врачей специально готовят к оказанию акушерской и гинекологической помощи женщинам-военнослужащим. И это при том, что сегодня их в нашей миллионной армии не так уж и много — около 40 тысяч.

Появление «военного роддома», а точнее — родильного отделения при клинике в его нынешнем виде — не столь давняя история. У самой кафедры акушерства и гинекологии (в то время она называлась кафедрой повивального искусства) Военно-медицинской академии возраст весьма почтенный: она первая в России такого профиля, и была учреждена в 1798 году. А вот «военный роддом» принял первых пациенток в конце декабря 1994 года — не за горами 25-летие. Сейчас на его счету 1300–1500 родов в год!

Почему идут именно сюда? Как вообще уживаются эти, казалось бы, малосовместимые понятия: армия и новорожденные?

«Мы смотрим на женщину-военнослужащую как на потенциальную маму, — говорит начальник кафедры и клиники акушерства и гинекологии, главный гинеколог Минобороны РФ полковник медицинской службы Андрей Шмидт. — Это вполне объяснимо: репродуктивный период жизни современной женщины составляет почти половину ее жизни — порядка 44 процентов, и для тех, кто носит погоны, он почти весь приходится на службу в Вооруженных силах. Когда конкретно родить ребенка — она сама решает, а наша задача сохранить ее здоровье, чтобы она реализовала это подаренное природой предназначение».

В случае ожидаемых родов (нередко сложных) сюда приезжают женщины-военнослужащие и жены офицеров и прапорщиков со всех уголков России. Врачам понятны сопутствующие проблемы таких пациенток из «глубинки»: бытовая неустроенность, порой неважная экология, специфические условия службы на «точках» — это все отражается на женском здоровье. Поэтому тяжелые роды (преждевременные, с различными отклонениями) не редкость, и тут выручает высочайшая квалификация акушеров.

Кроме того в «военном роддоме» есть возможность привлечь к лечению беременной любого специалиста академии. К примеру, рассказали о случае, когда помогли родить женщине с единственной почкой. На фоне хронической почечной недостаточности ей была противопоказана беременность, но вот ведь случилось... Сложную пациентку наблюдали не только акушеры, но и терапевты, нефрологи, был подключен аппарат искусственной почки. Ребенка удалось сохранить — «непослушная» мама осуществила свою мечту.

Настрой — половина успеха

Только неискушенному представителю мужского пола может показаться, что женщине все равно, где родить ребенка. Прямолинейные доводы будущих отцов, дескать, акушеры везде одинаковы, и ты у них не первая, явно не убеждают, когда дело у жены доходит до отведенного природой срока.

«Если чисто по-житейски, то для женщины в этот период важны не столько медицинские процедуры и наличие современного оборудования — здесь все на высоте, сколько внимание и чуткое отношение, — поделилась одна из новоиспеченных мамочек. — Рожала в этой клинике дважды и в третий раз пришла сюда же. Тут даже санитарка, моющая полы, подбодрит и поднимет настроение, не говоря уже о замечательных врачах и акушерках. Недаром говоря: настрой — половина успеха».

Немаловажно, что и на агрессивное сокращение времени родов здесь не идут. Конечно, проще быстро сделать кесарево сечение, чем порой 10–12 часов не отходить от женщины и провести благополучные естественные роды. Это настоящее искусство и талант врача. Плюс постоянный внутриутробный мониторинг плода, позволяющий каждую минуту знать, как чувствует себя ребенок. Мама может не волноваться — все под контролем! Даже если женщина уже перенесла кесарево сечение, ей стараются дать возможность родить естественным путем. Безусловно, противопоказания есть, и на неоправданный риск не идут, но это не более 18% от таких пациенток.

Не хуже лучших

Говоря о «военном роддоме», нельзя не сказать о созданном четыре года назад отделении вспомогательных репродуктивных технологий. Его врачи занимаются не только хорошо известным экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО), но и освоили методики ИКСИ (один из вспомогательных методов искусственного оплодотворения при мужском бесплодии), инсеминации (искусственное внутриматочное оплодотворение) и др. Такую помощь здесь получили уже порядка 300 пациенток. Для бюджета она дорогостоящая, но это социальный проект — государство дает возможность женщине при тех или иных проблемах реализовать то самое свое главное предназначение — стать матерью.

Причем пошли дальше — учли, что порой после проведения соответствующей процедуры женщина попадает в условия, отрицательно влияющие на появление беременности. Проще простого: сделали ЭКО, и до свидания! Но ведь важен результат, а потому при поддержке руководства Минобороны приняли важное решение. Теперь такой пациентке не нужно отправляться домой за несколько тысяч километров, а потом возвращаться обратно.

На так называемый посттрансферный период женщину бесплатно отправляют в военный санаторий «Тарховский» — это всего 40 минут на электричке. Там в течение двух недель с ней проводится комплекс профилактических мероприятий: физиотерапия, психологическая разгрузка и т.д. Затем она возвращается в клинику, где по анализу крови оценивается результат — беременна женщина или нет? Конечно, это определенные расходы бюджета, но они были бы еще выше — экономия достигается за счет увеличения положительных результатов. Статистика говорит сама за себя: здесь процедура ЭКО дает возможность родить ребенка в 35–40 процентах случаев — это результат лучших европейских клиник!

«Крестные» в погонах

Не случайно начиная с 2013 года, когда «военный роддом» был включен в городскую систему общего медстрахования, он неоднократно становился «Лучшим родильным домом» Санкт-Петербурга или занимал призовые места. И это учитывая конкуренцию в масштабах такого крупного мегаполиса! В планах идти дальше — стать неонатальным центром: то есть после родов выхаживать сложных новорожденных.

Но все же главная цель кафедры и клиники изначально другая — научить будущего военного врача оказывать помощь женщине. Раньше с этим было проще: практически каждый курсант хотя бы раз принимал роды под руководством опытных врачей и акушерок. Сейчас это запрещено законодательно — допускать оперировать можно только после получения диплома и соответствующего сертификата. Поэтому обучение усложнилось.

А ведь акушерство — это рукоделие, ремесло, доведенное до совершенства. Выход в использовании новых «симуляционных» технологий обучения на специальных роботах-манекенах, моделирующих процесс родов. Ведется обучение и с помощью видеотрансляций, где хирург комментирует курсантам свои действия и даже в определенные моменты отвечает на их вопросы.

…Как-то во время неформального общения в тесном кругу военных врачей — выпускников Военно-медицинской академии речь зашла о первых годах офицерской службы. Проходила она, как правило, в отдаленных гарнизонах — от Балтики до Тихого океана. Вспоминали это время с удовольствием, и тут неожиданно выяснилось нечто общее: почти каждый из присутствующих хоть раз да принимал роды. Некоторые гордятся тем, что стали «крестными отцами» — в их честь даже назвали появившихся на свет малышей. Навыки принятия родов получили в клинике акушерства и гинекологии — том самом «военном роддоме». Пусть он по-прежнему остается в строю и в его стенах рождаются дети!

Реклама
Реклама