Война маршала Хафтара

Война маршала Хафтара

Что представляет собой сегодня ливийская армия
Ливийский военный самолет.
© wikipedia.org
Что представляет собой сегодня ливийская армия
' + '' + ' ' + ''+ ' Ливийский военный самолет.
08 ноября 2018, 10:38
Реклама

В британской прессе горячо обсуждается проблема российского военного «проникновения» в Ливию. На самом деле, интерес к этой стране, богатой нефтью и служащей «мостом» между Африкой и Европой, проявляют многие глобальные и региональные игроки. Что же происходит в Ливии? И что представляет собой молодая Ливийская национальная армия, ставшая одним из действующих лиц неутихающей уже без малого десятилетие междоусобицы?

***

17 декабря 2017 года командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар объявил о прекращении действия Ливийского политического соглашения, подписанного в 2015 году в Марокко. И заявил: «Вооруженные силы не будут подчиняться ни одной из партий до тех пор, пока те не обретут легитимности из рук ливийского народа». А в январе 2018 года военачальник заявил изданию Jeune Afrique: «Сейчас мы контролируем 90% Ливии, у нас 75000 солдат и мы можем контролировать юг Ливии, границы с Египтом и Тунисом»...

Чтобы понять происходящее в Ливии сегодня, нужно взглянуть, хотя бы бегло, в прошлое. В качестве современного независимого государства Ливия существует относительно недолго — с 1951 года, когда было провозглашено Соединенное Королевство Ливия. Оно объединило три исторических региона (Триполитанию, Киренаику и Феццан), находившиеся после Второй мировой войны под британской и французской оккупацией. А до этого Ливия находилась под властью Италии, отвоевавшей эту североафриканскую страну у Османской империи в ходе Итало-турецкой войны 1911–1912 годов.

1 сентября 1969 года группа молодых офицеров во главе с капитаном Муаммаром Каддафи свергла монархию. Была провозглашена Ливийская Арабская Республика, а в 1970 году с ливийской земли были эвакуированы военные базы США и Великобритании.

Муаммар Каддафи то и дело выступал с различными проектами объединения арабского мира, создавал Федерацию арабских республик (включавшую Ливию, Египет и Сирию), мечтал о Соединенных Штатах Африки, отправлял ливийских солдат и советников в Чад, Ливан, Уганду...

Муаммар Каддафи.
© Фото из архива
Муаммар Каддафи.

В 1977 году Ливийская Арабская Республика была переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. Джамахирия переводится примерно как «государство масс» или «народоправство». Такую форму государства, отличную от республики и монархии, изобрел Муаммар Каддафи, ставший автором так называемой «Третьей мировой теории». Сам Каддафи стал именоваться «Братским вождем и руководителем революции». Страна, по идее, управлялась решениями коммун, а высокие доходы от торговли нефтью позволяли развивать социальные программы. Но падение цен на углеводороды и международные санкции (ливийские власти были обвинены Западом в поддержке терроризма и разработке оружия массового уничтожения) стали причиной кризисных явлений в экономике, а диспропорции в развитии регионов страны вызывали общественное напряжение.

Драматические события «Арабской весны» самым жестоким образом затронули и Ливию. В стране началось восстание против Каддафи, подогреваемое извне. Гражданская война между «лоялистами», выступавшими под зеленым стягом Джамахирии, и «повстанцами», поднявшими старый королевский трехцветный флаг с полумесяцем и звездой, привела к интервенции стран Запада и некоторых государств арабского мира. Иностранная агрессия определила результат противостояния. Муаммар Каддафи был взят в плен и жестоко казнен без суда и следствия 20 октября 2011 года. Но свержение экстравагантного «братского лидера» не принесло ни мира, ни стабильности Ливии.

После падения власти Муаммара Каддафи страна оказалась ввергнутой в состояние хаоса, раздробленности и фактически гражданской войны (на Западе то, что происходит сегодня в бывшей Джамахирии, так и называют – Вторая Ливийская гражданская война). Ливия превратилась в своего рода «трамплин» для многочисленных мигрантов из стран Африки, пытающихся морским путем, рискуя жизнью на утлых суденышках, попасть в Европу. В стране де-факто возникло два правительства — в Триполи (опирающийся на исламистов Всеобщий Национальный конгресс, поддержанный Турцией и Катаром) и в Тобруке (Палата представителей, которую поддержали Россия, США, Франция, Египет, ОАЭ и др.). Несмотря на достигнутые в Марокко в 2015 году договоренности о создании правительства национального единства, раскол страны преодолеть, похоже, полностью не удалось. Тем более что ряд ливийских регионов контролируется вооруженными группировками различного толка, а кое-где контроль над территориями удалось установить «Исламскому государству» (ИГ/ИГИЛ — запрещенная в России террористическая группировка).

Ливия погрузилась в хаос и гражданскую войну.
© wikipedia.org
Ливия погрузилась в хаос и гражданскую войну.

 

* * *

Ливийская национальная армия, включающая сухопутные войска, ВВС и ВМС, была создана после того, как ранее существовавшие вооруженные силы Ливийской Джамахирии были распущены.

Новые вооруженные силы были основаны в 2011 году Национальным переходным советом после свержения Каддафи.

Процесс создания новых вооруженных сил на фоне разрушения существовавшей прежде военной инфраструктуры, разграбления воинских складов и военных баз и т.д. оказался очень трудным. Основу новой национальной армии пришлось закладывать, используя как перебежчиков из армии Каддафи, так и бывших участников повстанческих отрядов.

Поначалу армия была разделена на две фракции. Во главе одной из них стоял генерал Халифа Хафтар. В 2014 году Хафтар был утвержден командующим всей армией, объединившей обе фракции.

Одни считают его героем, который может возродить единую Ливию. Другие называют «изменником» и «агентом» иностранных спецслужб. Третьи пеняют ему «джамахирийским» прошлым. Четвертые говорят, что это честолюбивый политик себе на уме, пекущийся прежде всего о своей власти. Как бы то ни было, сегодня фельдмаршал Хафтар — пожалуй, самый сильный игрок на ливийском поле.

У Халифы Хафтара имелся и военный опыт, и счеты с прежней властью (хотя в прошлом и был соратником Каддафи). Выпускник академии военного университета в Бенгази, Хафтар, будучи молодым человеком, принимал участие в свержении монархии в 1969 году. При Каддафи был членом Совета революционного командования. Во время войны Судного дня 1973 года Хафтар командовал ливийским контингентом, воевавшим вместе с египтянами против Израиля на Синайском полуострове. А в конце 1980-х он командовал ливийскими войсками во время вооруженного конфликта с соседним Чадом. И тут карьера военачальника дала сбой.

Халифа Хафтар в молодости.
© Фото из архива
Халифа Хафтар в молодости.

Он не только попал в плен к правительственным силам Чада, но и впал в немилость у Муаммара Каддафи, обвинившего его в провале операции и в прочих грехах. Итогом стал переход Хафтара в стан оппозиции и бегство за рубеж. В Ливии он был заочно приговорен к смертной казни. Получивший гражданство США Хафтар два десятилетия прожил за океаном — в Вирджинии, неподалеку от штаб-квартиры ЦРУ (что позволяло критикам выдвигать теории о связи военачальника с американскими спецслужбами). На родину он вернулся, когда там разгорелась гражданская война между сторонниками и противниками Каддафи.

Обвинив исламистов в том, что те «похитили и присвоили хрупкие институты молодой демократии», генерал (а ныне — фельдмаршал) Халифа Хафтар сумел сплотить вокруг себя разнородные силы, которых объединило желание положить конец хаосу, варварству и войне.

Поддержку Хафтару оказывают разные страны — и Запад, и Египет, и ОАЭ. Есть у Хафтара большой интерес развивать отношения и с нашей страной. Будущий ливийский военачальник учился в Советском Союзе (окончил высшие офицерские курсы «Выстрел», был слушателем курсов в академии имени Фрунзе). Возглавив национальную армию, уже в наши дни, он приезжал в Россию, встречался с главами оборонного и внешнеполитического ведомств.

* * *

Ливийская национальная армия выступает на стороне базирующейся в Тобруке Палаты представителей, воюет против исламистских группировок («Ливийский рассвет», Шура-совет революционеров Бенгази, «Исламское Государство» и др.).

В ноябре 2011 года ливийская армия насчитывала всего несколько тысяч обученных солдат, но был начат процесс интеграции в вооруженные силы боевиков из числа бывших повстанцев, выступивших против Муаммара Каддафи. Как заявлял министр обороны Осама аль-Джувайли, «идея состоит в том, чтобы влить новую кровь в армию».

Поддержку в подготовке новых солдат оказывали с конца 2011 года Франция и Италия. В соответствии с достигнутым на саммите Большой восьмерки в июне 2013 года соглашением, ряд стран-членов НАТО (Великобритания, Италия, Турция, США) взяли на себя ответственность за помощь в обучении личного состава подразделений ЛНА (до 15 тыс. человек) в течение двух лет. Впрочем, из-за недисциплинированности (выражавшейся в том числе и в сексуальных домогательствах) некоторых ливийских курсантов во время подготовки в восточной Англии 27-я бригады Великобритания в ноябре 2014 года прекратила программу обучения. Ливийских курсантов отправили домой (за исключением пяти человек, привлеченных к ответственности за сексуальные преступления).

Подчиняющиеся Хафтару военные подразделения лучше экипированы и вооружены, чем другие вооруженные группировки, действующие в Ливии.

БМП-1 ливийской армии.
© wikipedia.org
БМП-1 ливийской армии.

Элитой ливийских вооруженных сил называют бригаду специального назначения «Al-Saiqa» (название можно перевести как «вспышка молнии»). Это подразделение, сформированное из десантников и коммандос, состоит из нескольких тысяч военнослужащих. Пользуется популярностью в Бенгази в связи с тем, что противостоит исламистской группировке «Ансар аль-Шариа» (признана террористической в ряде стран мира) и рассматривается как символ возрожденных ливийских вооруженных сил.

Учитывая разнообразие поставщиков вооружений, неудивительно, что у ливийских военных есть оружие как советского (от АК-47 и АКМ до югославских пулеметов Zastava M84), так и натовского стандартов (от немецких Heckler & Koch G3 до итальянских пистолетов-пулеметов Beretta M12).

Танковый парк Ливийской национальной армии представлен главным образом машинами советского производства, доставшимися в наследство от вооруженных сил Джамахирии (Т-34, Т-55, Т-62, Т-72). Ассортимент бронетранспортеров шире — от советских БТР-60, БРДМ-2 и БМП-1 до эмиратских бронеавтомобилей Nimr, американских внедорожников Humvee и итальянских бронетранспортеров Puma. Широко используются в ливийском конфликте разнообразные пикапы и грузовики (так называемые «текникал» и «ган-траки»), на которые часто устанавливают крупнокалиберные пулеметы, автоматические пушки.

В масс-медиа сообщалось о том, что на вооружении ЛНА находятся бронетранспортеры Streit Typhoon 4x4, возможно, поставляемые из ОАЭ. В апреле 2016 года ОАЭ предоставило правительству в Тобруке легкие бронетранспортеры Panthera T-6 и военные пикапы Toyota Landcruiser.

Существовавшие при Каддафи военно-воздушные силы Ливии в ходе гражданской войны и иностранной интервенции оказались практически уничтоженными. Некоторые самолеты и вертолеты были уничтожены в результате авиаударов западных стран, некоторые сбиты боевиками, известно, что два истребителя «Мираж» были угнаны их пилотами на Мальту в феврале 2011 года. Летом 2012 года новыми властями были озвучены планы возрождения ВВС — в частности, речь шла о закупке двух эскадрилий французских многоцелевых истребителей Rafale, а также истребителей четвертого поколения Eurofighter Typhoon, дополнительных самолетов F1-Mirage, транспортных C-130H Hercules и вертолетов CH-47 Chinook.

Пикап.
© wikipedia.org
Пикап.

Впрочем, сползание страны из одной гражданской войны в другую на этих прожектах поставили крест. Остатки военного авиапарка ликвидированной Джамахирии оказались поделены между враждующими сторонами. В СМИ сообщалось о том, что в 2015 году Египет поставил Ливийской национальной армии пять МиГ-21, а Объединенные Арабские Эмираты — вертолеты Ми-35. Военно-воздушные части Ливийской национальной армии наносили многочисленные удары по позициям террористов из ИГИЛ на севере страны.

Военно-морские силы прежнего режима (так же, как и ВВС) понесли серьезные потери в результате интервенции НАТО. Некоторые корабли стали жертвами воздушных ударов, некоторые — как это случилось в Бенгази — были захвачены повстанцами. Процесс возрождения ВМС начался в мае 2012 года, когда было заявлено о приобретении патрульных катеров для защиты морских границ страны.

Ливийские военные моряки принимали участие в операции по освобождению портового города Сирт от боевиков «Исламского государства». ВМС поддерживали с моря сухопутные силы и блокировали возможные пути отхода террористов по морю.

Реклама
Реклама