Безаэродромная авиация: Новая волна

Безаэродромная авиация: Новая волна

Возродятся ли в России самолеты вертикального взлета и посадки?
© wikimedia.org
Возродятся ли в России самолеты вертикального взлета и посадки?
24 июля 2018, 10:10
Реклама

Авиация не хочет зависеть от аэродромов с длинными бетонными взлетно-посадочными полосами. Особенно авиация корабельная или, например, обеспечивающая доставку по воздуху людей и грузов в Арктическом регионе. Есть большая потребность в самолетах вертикального взлета и посадки или хотя бы с укороченным взлетом. Проекты в этой области поддерживает государство в лице Фонда перспективных исследований. Недавно фонд выбрал лучший аванпроект и готов финансировать создание демонстратора. «Армейский стандарт» выяснил, какие требования предъявляются к принципиально новым летательным аппаратам.

А были первыми

Конец советской эпохи похоронил вместе с собой несколько перспективных научно-технических программ, имеющих важное оборонное значение. Достаточно вспомнить проект «Энергия-Буран» или боевой экраноплан «Лунь». В этом же ряду убийство уникальной авиационной разработки, намного опередившей свое время — палубного самолета вертикального взлета и посадки Як-141. На его счету было 12 мировых рекордов для машин своего класса! Потеряна школа конструирования таких машин, ушел в небытие Саратовский авиазавод, где строились не нуждающиеся в аэродромах самолеты. Единственным выгодоприобретателем истории Як-141 стал авиапром США, который использовал его конструкторские решения в истребителе 5-го поколения F-35.

Як-141.
© wikimedia.org
Як-141.

И все же Россия не останется без самолетов вертикального взлета и посадки. В прошлом году Минобороны объявило, что обсуждает с авиастроителями перспективы создания самолета с укороченным взлетом и посадкой, возможно, и вертикального взлета и посадки. По словам представителей военного ведомства, линия корабельных самолетов будет продолжена.

Аппараты вертикального взлета и посадки используются не только для базирования на кораблях, где отсутствует возможность создания длинной взлетно-посадочной полосы, но и для тактических самолетов и беспилотников, работающих вблизи поля боя. Любому самолету для взлета и посадки нужна протяженная подготовленная площадка протяженностью не менее 500 метров. У вертолетов, которым взлетка, как правило, не нужна, свои слабые места — высокий расход топлива, сложность конструкции и эксплуатации, а, следовательно, и высокая стоимость, а также низкая скорость полета — не более 300 км/ч — и небольшая дальность, порядка 600 км. Нужны аппараты, которые возьмут все лучшее у самолетов и вертолетов и будут избавлены от их недостатков.

Фонд перспективных исследований включил данное направление в разряд приоритетных и выделил на разработку аванпроекта принципиально нового для российской авиации летательного аппарата 3 млн рублей. Основной целью конкурса был поиск научно-технических решений и выявление лучших отечественных коллективов по созданию перспективных летательных аппаратов различного типоразмера.

Истринское чудо

Лучшим аванпроектом был признан предложенный компанией «ПромСервис», которая располагается в подмосковной Истре. За два года истринское КБ разработало аванпроект и представило его Фонду перспективных исследований. Эта тема получила название «Свободный взлет». Речь о создании летательного аппарата вертикального или сверхкороткого взлета и посадки. Компания передала материалы и документацию заказчику, сообщил «АС» директор Истринского экспериментально-механического завода Юрий Баженов.

По его словам, разработка и защита аванпроекта является первым этапом проводимых работ в соответствии с договором. Работа профинансирована фондом в объеме трех миллионов рублей. Второй этап предусматривает изготовление и комплекс испытаний демонстратора. Ожидается, что этот этап продлится не меньше двух лет и также будет профинансирован из средств фонда. Договор планируется подписать в ближайшее время. Сумма контракта пока не разглашается.

Проект получил условное наименование «опционно-пилотируемый летательный аппарат вертикального или сверхкороткого взлета и посадки». Аппарат получит в качестве силовой установки новые авиадвигатели «Ритм» разработки и производства той же компании «ПромСервис».

В активе этой компании есть беспилотные летательные аппараты «Истра-10» и «Истра-17», а также семейство авиадвигателей «Ритм». Истринский экспериментально-механический завод является изготовителем летательных аппаратов и двигателей разработки «ПромСервис».

Всего в конкурсе на проект самолета вертикального взлета и посадки принял участие 61 разработчик, включая КБ, предприятия, научные и образовательные учреждения. Наряду с проектом истринской компании отмечена работа красноярской компании «Флэш-М», которая стала призером.

© wikimedia.org

Фонд перспективных исследований определил перед разработчиками основные задачи, которые должны будут решать принципиально новые для страны летательные аппараты. Это, например, грузопассажирские перевозки в районах без развитой аэродромной сети, в том числе в регионах со слаборазвитой дорожной инфраструктурой. Новый транспорт должен помочь в экспресс-доставке грузов, например, почты. Кроме того, новые летательные аппараты призваны участвовать в транспортно-санитарных операциях, при экстренном спасении людей, перевозке пассажиров, например, в качестве аэротакси или общественного транспорта. В беспилотном варианте такие аппараты смогут осуществлять грузовые перевозки.

Демонстратор, который должен быть создан за два года, предназначен для экспериментального подтверждения возможности создания опционально-пилотируемого летательного аппарата вертикального или укороченного взлета и посадки. Создание демонстратора позволит оценить возможность перехода малой авиации на уровень доступности и распространенности автомобильного транспорта.

По требованию заказчика демонстратор летательного аппарата должен обеспечивать транспортировку полезной нагрузки в диапазоне масс от 100 килограммов до тонны при базировании на взлетно-посадочной площадке размером не выше 50 на 50 метров. Аппарат должен быть обеспечен автоматической системой аварийного спасения парашютного типа. Система управления предназначена для управления в директорном режиме посредством задания направления, скорости полета, а в автономном режиме автопилот призван обеспечить полет по заданным точкам маршрута.

© wikimedia.org

Летательный аппарат должен быть оснащен автоматической электродистанционной системой управления. Она должна обеспечить устойчивость и управляемость на всех режимах полета, включая разбег и пробег. При этом взлет и посадка должны быть возможны при порывах ветра до 15 метров в секунду. Заказчику нужен также режим автопилота или беспилотный полет. Пилотажно-навигационное оборудование должно обеспечивать необходимой информацией пилота и автоматическую электродистанционную систему управления. Полет должен быть возможен в простых и сложных метеоусловиях, в любое время суток. Проект предусматривает также создание наземного пункта управления.

Наша страна была пионером и лидером в строительстве летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Удастся ли вернуть позиции — покажет время. Ждать первого летающего образца не так долго. В 2020 году не имеющий пока названия демонстратор должен всех нас удивить.

Реклама
Реклама