Штурмовые группы получили сверкающий щит

Штурмовые группы получили сверкающий щит

Новую амуницию спецназа инженерных войск уже прозвали «галлюциногенным оружием»
© mil.ru
Новую амуницию спецназа инженерных войск уже прозвали «галлюциногенным оружием»
18 апреля 2019, 10:14
Реклама

Эффектное видео с учений штурмового батальона инженерных войск на полигоне Мулино под Нижним Новгородом опубликовало недавно Минобороны России. Особое внимание в ролике привлек необычный щит одного из бойцов. Он оснащен яркими, часто мигающими фонарями. Новинку тут же окрестили галлюциногенным оружием. Так ли это, и зачем вообще военным в современных условиях щиты, разбирался «Армейский стандарт».

На учениях разыгрывался эпизод, в ходе которого танкам и мотострелковым подразделениям необходимо было пройти через укрепленный район, удерживаемый боевиками. Чтобы преодолеть минное поле, была применена установка разминирования УР-77 «Метеорит». Ее реактивные снаряды тянут за собой взрывчатые шнуры, которые ложатся и на минное поле. После их подрыва, детонируют рядом расположенные мины, и образуется проход. Его превращает во вполне проходимую дорогу инженерная машина разграждения.

После того как проход готов и по нему начала двигаться техника, в дело вступили штурмовые саперы. Их задачей было захватить здание с засевшими внутри боевиками. Спецназовцы в тяжелом снаряжении сначала закидали противника гранатами, а затем ворвались в здание и начали его зачистку, уничтожая противника автоматным огнем.

Именно на этом этапе и «засветился» боец с новинкой. Он шел впереди группы со щитом, фонари которого ярко и довольно часто мигали. Кстати, даже на видео смотреть на щит довольно затруднительно — слепит.

© mil.ru

Памятуя о недавней «презентации» корабельной системы 5П-42 «Филин», которая ослепляет противника и вызывает у него галлюцинации, щит также назвали галлюциногенным оружием.

Напомним, разработчики «Филина» сообщали, что действие системы основано на модуляции яркости светового излучения. Колебания яркости вызывают временные расстройства органов зрения за счет возбуждения зрительных нервов.

Аппаратуру испытывали на добровольцах, которые должны были вести прицельную стрельбу из стрелкового оружия по мишеням. Эксперимент показал, что после включения оптической системы стрелки переставали видеть цель. Каждый пятый из них отмечал галлюциногенный эффект воздействия, а каждый второй жаловался на головокружение, тошноту, признаки дезориентации в пространстве. Тогда же разработчики системы сообщили, что есть наработки и для Сухопутных войск. Очевидно, одна из них и пошла в инженерные войска, в штурмовые отряды.

В принципе, технология ослепления противника не нова. Можно вспомнить, что во время Берлинской операции в ходе Великой Отечественной войны советские войска применили большое количество прожекторов ночью, чтобы ослепить противника.

Новые системы предполагают похожий принцип действия, однако здесь применяется и модулирование светового излучения. Конечно, в полной мере галлюциногенным оружием эти системы не являются.

Добровольцы, на которых проводилось испытание, описывают эффект воздействия, как «пятно света плавает перед глазами», почти половина жаловалась на головокружение, тошноту, признаки дезориентации в пространстве. Однако галлюцинации — это образы, возникающие в сознании без внешнего раздражителя. Они бывают при сильной усталости, употреблении алкоголя, психотропных веществ и при некоторых психических и неврологических расстройствах. Световые же приборы щита — это как раз внешний раздражитель, воздействующий на зрительные нервы.

Хотя, конечно, главным является не вопрос терминологии (понятно, что «галлюциногенное оружие» звучит красиво и пугающе), а вопрос эффективности.

Щит со световыми приборами, очевидно, является тактическим и применяется при непосредственном контакте с противником. И здесь его эффективность не требует особых доказательств. Попробуйте сами просто посмотреть в погожий день против солнца. Примерно то же почувствует и человек, против которого будет применен новый щит.

Тем более что человек этот вряд ли будет в бодром расположении духа, учитывая тактику штурмовых подразделений — забрасывание зданий гранатами (как обычными, так и светошумовыми), подрыв стен, применение огнеметов. Так что новый щит — это еще одна и вполне не лишняя мера защиты групп, действующих уже непосредственно внутри здания.

© mil.ru

Необходимость же таких штурмовых подразделений подтверждается локальными военными конфликтами, в том числе в Сирии, где бои часто происходят в городской застройке. В городах без хорошо подготовленных и оснащенных инженерно-саперных частей невозможно вести успешные боевые действия.

Штурмовые саперы, одетые в тяжелое защитное обмундирование, призваны обеспечивать расчистку пути для наступающей пехоты — уничтожать заграждения и долговременные огневые точки, взрывать здания. Кстати, такая же тактика применялась в период Великой Отечественной войны. Тогда саперы и огнеметчики, составлявшие штурмовое ядро, первыми подходили к объекту, с помощью взрыва устраивали проход в стене, а затем врывались внутрь, уничтожая первый рубеж обороны противника, пока подходили основные силы.

Сейчас все это решено применять на новом уровне. В результате инженерные войска становятся не вспомогательным подразделением, а мощной ударной силой.

Реклама
Реклама