Дорог, ненадежен, капризен: о чем не прочитаешь в рекламных буклетах тактического вертолета NH90

Дорог, ненадежен, капризен: о чем не прочитаешь в рекламных буклетах тактического вертолета NH90

Начиная с 2011 года многие армии стран НАТО стали получать от европейской промышленности вертолеты средней грузоподъемности
NH 90
© wikipedia.org
Начиная с 2011 года многие армии стран НАТО стали получать от европейской промышленности вертолеты средней грузоподъемности
' + '' + ' ' + ''+ ' NH 90
07 мая 2019, 10:25
Реклама

Это прямой конкурент российского винтокрылого «бестселлера» — Ми-8/Ми-17, а также американца Sikorsky BlackHawk. Но особой радости эксплуатанты NH90 не испытали. «Армейский стандарт» обобщил отзывы экспертов о не очень удачливом детище европейской вертолетной отрасли.

Цена кусается

За 8 с небольшим лет консорциум NH Industries, 62,5% акций которого принадлежит европейскому Airbus Helicopters, успел поставить заказчикам порядка 300 вертолетов семейства NH90. Не так много, учитывая, например, суммарный многотысячный парк наших Ми-8. Справедливости ради, заметим, что строятся «ми-восьмые» разных модификаций уже лет сорок.

NH90 выпускается в двух основных вариантах: NH90ТТН — тактический транспортный и NH90NFH — палубный вертолет для боевых кораблей. С учетом национальных пристрастий многочисленных натовских (и не только) эксплуатантов NH90, созданы вертолеты 28 вариантов исполнения. Друг от друга они отличаются, например, двигателями, вооружением, оборудованием.

NH 90
© wikipedia.org
NH 90

В кооперации занято несколько заводов, расположенные в Альбасете (Испания), Тессере (Италия), Халли (Финляндия), Брисбене (Австралия), Донауверте (Германия) и Мариньяне (Франция).

Различные модификации NH90 стоят на вооружении армий и флотов 13 стран — Австралии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Голландии, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, Омана, Испании и Швеции.

Средний налет на один вертолет — порядка 400 часов. Из трех сотен эксплуатируемых машин — 60 морские. В среднем на один палубник приходится больше 430 часов налета.

О темпах поставки машин можно судить по тому, что в 2018 году заказчики получили 29 NH90.

Цена у вертолета порядочная. Сопоставима со стоимостью не самого дешевого истребителя. В зависимости от комплектации стоимость транспортного NH90 колеблется от $34 млн до $39 млн. Морской противолодочный подается за $44,5 млн.

Для некоторых заказчиков закупка NH90 стала непосильной. Например, Испания заказала 45 вертолетов, но из-за недостатка средств сократила заказ до 22. Италия тоже сокращает военный бюджет. В том числе за счет уменьшения объемов закупки NH90. Первоначально она планировала закупить 60 транспортных NH90ТТН и 56 морских NH90NFH на 4 млрд евро. Эти планы скорректируют.

Для ВМС Германии разработали палубную модификацию противолодочного NH90NFH Sea Lion. Ожидается, что серийно машина будет поставляться в 2019–2022 годы. Заказ — 18 машин. Они должны заменить немецкие вертолеты Sea King Mk41. Sea Lion будут базироваться на фрегатах F124 Sachsen, F125 Baden-Wurttemberg, а также судах обеспечения Berlin (702). Кроме борьбы с кораблями противника, вертолеты будут применяться для поисково-спасательных работ на море, мониторинга акватории, борьбы с пиратами.

Особенность вооружения — два 12,7-мм пулемета М3М в дверных проемах по обоим бортам.

Вертолетов не хватает для налет

Поставки тактических транспортных вертолетов NH90ТТН для армии ФРГ держит на контроле министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйнен. По планам ведомства, авиабаза в Нидерштеттене (Баден-Вюртемберг) к 2021 году должна будет иметь 34 таких вертолета. Пока в составе базы — порядка 20 машин. Этого мало. Тем более что далеко не все полученные вертолеты в строю. Сообщалось, например, что в 2016 году из 40 вертолетов NH90ТТН Бундесвера летали только пять.

NH 90
© wikipedia.org
NH 90

Это сказывается на обученности летчиков. Так, в 2017 году 19 из 129 вертолетчиков Бундесвера из-за недостатка налета не смогли подтвердить свои летные лицензии. То есть на территории Германии есть дефицит военных вертолетов.

Налет в ходе зарубежных операций выше. Но там другие проблемы. Так, в 2018 году завершилась полуторагодичная миссия ООН в Мали в составе немецких и бельгийских NH90ТТН. В ходе нее на немецком вертолете отказали двигатели, машина совершила жесткую посадку, погибли два солдата из числа пассажиров.

По некоторым данным, военное ведомство Германии засекречивает информацию о недостатках NH90ТТН, чтобы она не просочилась в СМИ и не бросила тень на командование Бундесвера.

Еще один крупный эксплуатант NH90 — Минобороны Швеции. Поставки HKP-14E (шведский транспортник) начались в 2011 году, противолодочных HKP-14F — в 2015-м. К 2018 году парк шведских HKP-14 составил 18 машин. Но в прошлом году шведское военное ведомство срочно запросило у парламента дополнительные средства на содержание HKP-14. Иначе бы девять HKP-14E (NH90ТТН) стали бы на прикол, а пять противолодочных HKP-14F (NH90NFH) резко сократили бы налет.

Проблема — в чрезмерно высоких эксплуатационных расходах. Час полета HKP-14 обходится в 200 тыс. крон (около $25 тыс.). Для сравнения, у НКР-16 (шведская модификация UH-60M BlackHawk) час налета — 40 тыс. крон ($5 тыс.).

Высокая стоимость — не единственная беда NH90. С 2006 года заказчики жалуются на качество конструкционных материалов. Еще их не устраивает длительное согласование производителем доработок, выполняемых вне серийных заводов.

С этой проблемой, например, столкнулись ВВС Австралии. На доведение до полной готовности к боевому применению MRH-90 Taipan (версия NH90ТТН для ВВС Австралии) ушло пять лет. При этом ни один из 11 отмеченных военными конструктивных недостатков не устранен. Например, полы кабины не укреплены, лобовые стекла по-прежнему быстро растрескиваются, грузовые лебедки нуждаются в ремонте, а дверные пулеметные турели недоработаны.

Денег на запчасти и содержание MRH-90 австралийцам требуется даже больше, чем шведам. И потому армия Австралии вынуждена эксплуатировать старые S-70A BlackHawk даже поле выработки ими ресурса.

А когда на море качка

Норвежский заказчик тоже не в восторге от NH90. И все из-за срыва графика поставок. За 17 лет ВМС Норвегии из 14 NH90NFH (6 противолодочных и 8 поисково-спасательных и береговой охраны) получили половину. В основном без целевого оборудования. Полностью контракт обещают выполнить в 2019 году. Боеготовность норвежских NH90 — низкая.

Срыв графика поставок оборачивается для Норвегии тем, что после списания устаревших вертолетов Lynx корабли береговой охраны уже три года ходят на патрулирование без палубной авиации. Дело в том, что при углах качки более 20 градусов использовать NH90 нельзя. Тем более в Северной Атлантике, где нередки крены до 50 градусов.

Кстати, ВМС Франции, Италии и Нидерландов используют NH90NFH только с кораблей большого водоизмещения.

Год назад выявлены проблемы с радарами на трех вертолетах NH90NFH бельгийских ВВС. Устранены ли они до конца — неизвестно.

Одновременно с преодолением «детских болезней» NH90 продолжается модернизация вертолетов. Одна из наиболее продвинутых версий — палубная голландская модификация. Вертолет NH90 голландских ВМС оснащается, в частности, бортовым комплексом пассивной обороны MASE (Modular Aircraft Survivability Equipment).

MASE создан на основе цифрового бортового комплекса обороны AN/ALQ-213 вертолетов и MILDS-F самолетов-истребителей. Он включает комплект инфракрасных и радиолокационных пеленгаторов, анализатор угроз, индикатор тактической обстановки, средства постановки пассивных инфракрасных помех и активных радиопомех.

NH 90
© wikipedia.org
NH 90

Контейнер MASE крепится на специальной подвеске. Комплекс может быть дополнен контейнером лазерной направленной системы DIRCM для противодействия инфракрасным головкам самонаведения атакующих ракет или новыми радио- и лазерными пеленгаторами.

Десять французских NH90 оснастят новым набором пилотажно-навигационных датчиков. Всего французская армейская авиация заказала 74 NH90. Поставлено меньше половины. «Французы» оснащаются пилотажной оптико-электронной системой Safran Eurofl'Eeye и полностью пассивной многоканальной обзорно-прицельной гиростабилизированной оптико-электронной системой Safran EuroFlir 410NG. Задача новой системы — повысить возможности экипажа по обнаружению, опознаванию и распознаванию наземных объектов при полетах на малой высоте в сложных метеоусловиях и обеспечить посадку при «частичном затемнении».

Итак, спрос на средние военные вертолеты Европе падает, и NH90 — не исключение. К тому же он серьезно проигрывает в цене более дешевым американским Sikorsky BlackHawk и российским Ми-8/Ми-17.

Программе NH90 — четверть века. Тем не менее он остается проблемным продуктом. Это, в частности, подтвердила и катастрофа немецкого NH90 в Мали.

Реклама
Реклама