Отечественный, уникальный и универсальный

Отечественный, уникальный и универсальный

В России создали двигатель для новейших боевых вертолетов
© Фото Евгения Половодова
В России создали двигатель для новейших боевых вертолетов
26 ноября 2020, 11:03
Реклама

Событие только на первый взгляд заурядное: новый вертолетный двигатель ВК-2500П компании «ОДК-Климов» прошел государственные стендовые испытания, и 22 октября предприятию вручен соответствующий акт. На самом деле этот успех конструкторов и производственников имеет сразу две составляющие, поэтому можно говорить о двойной победе. «Армейский стандарт» оценил военно-технический аспект.

Хотели как лучше

…Это тот самый случай, когда в «верхах» принималось решение исходя из сиюминутной целесообразности, а аукнулось — спустя десятилетия. В середине 1960-х на ленинградском ОКБ имени В.Я.Климова началась работа над созданием двигателя для вертолетов. Спустя пять лет стало ясно, что ТВ3-117 для транспортно-боевых Ми-24А почти готов. Где выпускать?

Варианты рассматривались разные, в том числе производить можно было и на предприятиях на территории России. Но тогда был приоритетный курс на поддержание экономики братских советских республик, и 9 сентября 1970 года вышел приказ министра авиационной промышленности СССР Петра Дементьева: серийным производителем двигателя назначили Запорожский моторостроительный завод на Украине — ныне «Мотор Сич».

На этом предприятии в 1972 году изготовили первую партию из 60 двигателей ТВ3-117. Серия развивалась и модернизировалась — всего было выпущено свыше 25 тысяч двигателей.

© klimov.ru

Предприятие «Мотор Сич» оставалось монополистом по выпуску этой продукции и после развала СССР. Двигатели поставлялись в Россию на основе долгосрочных контрактов. Но в мае 2014 года Верховная рада Украины денонсировала соглашение с Россией о военно-техническом сотрудничестве, и тогда же правительство Незалежной расторгло соответствующий договор. Украинские эксперты однозначно заявляли, что российское авиадвигателестроение теперь в затяжном кризисе, из которого ему не выбраться...

Столь тяжелую ситуацию трудно было представить четверть века назад: кооперация и давние технические связи вполне устраивали обе стороны и считались взаимовыгодными. Но тем не менее в 1994 году в России стали работать над двигателем ВК-2500 — модификацией мощного ТВ3-117ВМА. Спустя шесть лет были проведены его летные испытания и на петербургском предприятии «Климов» изготовлены два опытных образца. При этом был взят курс на производство из отечественных деталей.

То есть еще до разрыва связей с украинской «Мотор Сич» Россия стремилась избежать зависимости от чужих вертолетных двигателей. Во многом благодаря этому проблема импортозамещения в данной нише была решена за считаные годы: уже в 2017-м выпущено 170 двигателей ВК-2500 (в основном для боевых машин). А в 2018-м удалось полностью закрыть потребность в продукции, ранее поставлявшейся украинским производителем.

Более того, совершен технологический рывок — отечественные новинки значительно превзошли двигатели, выпускавшиеся на «Мотор Сич». Не случайно в том же 2018 году в активе компании «ОДК-Климов» появилась знаковая награда: предприятие стало победителем Всероссийского конкурса «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность» в номинации «Лучший проект по импортозамещению».

И «Ночной охотник»

Теперь о самом турбовальном двигателе ВК-2500П, акт государственных стендовых испытаний которого 30 сентября этого года подписал заместитель министра обороны России Алексей Криворучко. Новинка, по мнению специалистов, полностью оправдала ожидания. Ею можно оснащать и еще одну гордость отечественных конструкторов — модернизированный ударный вертолет Ми-28НМ «Ночной охотник».

© Фото Евгения Половодова

Стендовые испытания, исследования и оценка эффективности силовых установок ВК-2500П проводились с октября 2019 года силами самостоятельного отдела Государственного летно-испытательного центра Минобороны России — 4-го Научно-исследовательского испытательного управления. Моделировались самые разные ситуации, которые могут возникнуть в полете, и скрупулезно анализировалось поведение двигателя.

По словам полковника Владислава Брускова — председателя комиссии Минобороны РФ по стендовым испытаниям двигателя ВК-2500П, его технические характеристики находятся на уровне лучших образцов мировой техники. В частности, значительно усовершенствована система автоматического управления, что позволило расширить боевые и эксплуатационные возможности.

В двигателе ВК-2500П улучшен целый ряд характеристик, основные из которых — противопомпажная защита и модернизированная система автоматического управления (новый БАРК-6В-7П), дополнительные крепления трубопроводов топливной, масляной и воздушной систем и т.д.

«В двигателе реализованы решения, позволяющие управлять ресурсными характеристиками в зависимости от конкретных условий эксплуатации, — отметил главный конструктор Евгений Проданов. — Он обеспечивает необходимые характеристики вертолета: маневренность, его способность выполнять фигуры высшего пилотажа, применять необходимые типы вооружения таким образом, чтобы вертолет смог полностью выполнить поставленную боевую задачу».

Мощность двигателя ВК-2500П на чрезвычайном режиме по сравнению с базовым ВК-2500 повышена с 2700 до 2800 л.с. А на взлетном — с 2400 до 2500 л.с. Двигатель «добрал» в надежности эксплуатации не только в умеренном климате, но и в условиях жарких широт и высокогорья.

Если мотор отказал…

Главные из приобретенных преимуществ ВК-2500П — обеспечение восстановления режима работы двигателя при его выключении в полете и помпаже, существенное повышение функциональности системы управления. С точки зрения боевой живучести это уникальная вещь!

© klimov.ru

«Двигатель ВК-2500П имеет самую современную систему автоматического управления типа FADEC, — поясняет исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин. — За счет этого двигатель способен дать другие качества даже тем вертолетам, которые много лет и даже десятилетий эксплуатируются в нашей стране».

Внедренные в ВК-2500П технические решения позволяют устанавливать его на все машины, где в качестве штатного силового агрегата используют ВК-2500 и ТВ3-117. Иными словами, у этих вертолетов появятся совершенно иные ресурсы и возможности, в том числе будет облегчен процесс управления. Подобной унификации сегодня нет ни у кого в мире.

Кроме того, еще одно важное отличие ВК-2500П от базового ВК-2500 — существенное снижение трудоемкости техобслуживания. Ресурс до первого капитального ремонта увеличен с 2 до 3 тысяч час/циклов.

Мощности завтрашнего дня

Ну а что же с мощностями по производству ВК-2500П? Здесь тоже двигались с опережением. Без отрыва от производства в 2014 году «ОДК-Климов» переехал со старой производственной площадки на Кантемировской улице, 11, на новую — на улице Академика Харитона, 8. Она построена с нуля и оснащена самым современным оборудованием и аппаратурой для производства и проведения опытно-конструкторских работ.

© Фото Дмитрия Чистопрудова

Тем не менее развитие продолжается: в этом году завершен очередной этап реконструкции, что позволит в 2021-м на 30% увеличить выпуск вертолетных двигателей, а также количество испытаний в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

«Предприятие обеспечено работой на несколько десятилетий вперед, — отмечает исполнительный директор компании «ОДК-Климов» Александр Ватагин. — Наша продукция востребована и на военном, и на гражданском рынке, как в России, так и за рубежом».

Не случайно и то, что в ноябре этого года «ОДК-Климов» вновь вошла в число лучших экспортеров России. Общий объем выручки в 2019 году составил свыше 6 млрд рублей. Услугами предприятия воспользовались более 20 стран. При этом расширяется география сервиса, что очень важно для покупателей вертолетов.

Центры интегрированной логистической поддержки уже созданы во Вьетнаме, Казахстане и Перу, а в ближайшей перспективе планируется открыть их в Китае и Судане. В планах создание центров во всех основных странах, где эксплуатируются двигатели «ОДК-Климов».

Коль речь зашла о завтрашнем дне, то в заключение еще об одной перспективной и востребованной новинке. В сентябре прошел макетную комиссию двигатель ВК-650В — показан его конструктивный облик. Специалистам он был представлен в электронной 3D-модели с узлами и деталями. Новый двигатель предназначен для легких вертолетов Ка-226 и «Ансат», используемых в ВВС России, а также в других силовых структурах. Сроки реализации проекта сжатые: уже в декабре «ОДК-Климов» представит двигатель-демонстратор, а в будущем году начнутся его испытания.

Реклама
Реклама