Второй фронт «оборонки»

Второй фронт «оборонки»

Предприятиям ОПК приказали биться за гражданский рынок
© roscosmos.ru
Предприятиям ОПК приказали биться за гражданский рынок
17 декабря 2018, 12:45
Реклама

Российская оборонная промышленность, обеспечившая в последние годы массовое перевооружение армии, авиации и флота, осуществляет мощное перестроение на марше. И как ни странно, речь не об увеличении производства нового чудо-оружия, например гиперзвукового или лазерного. Руководство страны требует от военной промышленности резко увеличить выпуск… продукции гражданской. Вопрос недавно обсужден на совещании у президента в Сочи и в Национальном центре управления обороной страны. «Армейский стандарт» изучил аргументы в пользу диверсификации оборонно-промышленного комплекса.

Два года назад президент Владимир Путин определил для оборонной промышленности ориентир: к 2020 году в объеме ее продукции доля гражданских товаров должна составлять 17%, к 2025 году — 30%, а к 2030 году — уже половину. Руководство страны считает, что только такая динамика обеспечит оборонной промышленности устойчивую экономику после того, как сегодняшний громадный государственный оборонный заказ начнет снижаться.

Уменьшение оборонзаказа неизбежно. Перевооружение армии завершается. Целевой показатель доли современных вооружений в 70%, несомненно, будет достигнут к 2020 году. По итогам 2018 года эта доля приблизилась к 64%. В начале десятилетия этот показатель был куда меньше — порядка 15-20%. Чтобы кардинально осовременить армию, авиацию и флот, построены и модернизированы сотни ракет, самолетов, вертолетов, беспилотников, танков, бронетранспортеров, зенитных комплексов. На реализацию Госпрограммы вооружений (2011–2020) выделено более 20 триллионов рублей. Только в 2018 году объем гособоронзаказа составил порядка 1,5 трлн рублей.

© irkut.com

После 2020 года достигнутый уровень обновления Вооруженных сил (70% современных вооружений) будет поддерживаться промышленностью. Для решения этой задачи тоже будет сформирован гособоронзаказ. Но его объем будет не такой большой, как на пике массового перевооружения. Вот этот фактор как раз и считается критическим. Что будет с промышленностью после уменьшения заказа от Минобороны? С ее гигантскими производственными мощностями, которые, кстати, серьезно обновлены? Ведь за последние годы на техническое перевооружение промышленности выделили 3 триллиона рублей. Так что же, эти средства были потрачены впустую? А что будет с сотнями тысяч работников оборонных предприятий? Неужели их придется увольнять?

Так что диверсификация «оборонки» — это во многом работа на упреждение. Но мало поставить задачу. Важно добиться ее выполнения. И, похоже, руководство страны в полной мере извлекло уроки из опыта неудачной конверсии нашей оборонной промышленности в «эпоху несбывшихся надежд» — во времена перестройки.

Та попытка ничего хорошего нашей «оборонке» не дала. Наоборот, выброшенные «за борт» госзаказа, в неизведанное рыночное море, авторитетные во всем мире производители ракет, самолетов и танков испытали подлинное унижение, занявшись убыточным выпуском кастрюль и сковородок. Зигзаг той конверсии ознаменовал начало крупнейшего краха национальной оборонной промышленности. Выжить удалось не всем.

Этот сценарий развития событий со всеми вытекающими из него бедами социально-экономического характера и ущербом для обороноспособности страны никому не нужен. Мощности оборонных предприятий, даже если они не задействованы для производства оборонзаказа, все равно будут необходимы стране в качестве мобилизационного потенциала.

Именно потому президент лично контролирует вопрос диверсификации ОПК. В этом году с его участием проведено два крупных совещания с директорским и военным генералитетом. Одно прошло в январе в Уфе, второе — в конце ноября в Сочи. И там, и там подчеркивалось, что освоение выпуска гражданской продукции даст организациям ОПК возможность «уверенно смотреть не только в завтрашний, но и в послезавтрашний день, работать на полную мощность, без простоев, тем самым сохранить финансовую стабильность» в период снижения гособоронзаказа.

Эта работа требует системности и господдержки. В Сочи президент Владимир Путин прямо сказал, что «в полной мере система пока не заработала» и «принимаемых мер, судя по всему, недостаточно». В целом работа идет медленно, раскритиковал ситуацию с переводом ОПК на гражданские рельсы президент. Приоритетным направлением названо, в частности, формирование нормативно-правовой базы, позволяющей оборонным предприятиям диверсифицировать производство.

Государство поможет предприятиям ОПК осваивать рынок гражданской продукции. Для этого, в частности, законодательно определят номенклатуру и размер доли гражданской продукции, подлежащей закупке естественными монополиями, госкорпорациями, федеральными органами власти. Сегодня эти структуры не ограничены в желании закупать иностранное в ущерб отечественным производителям. Теперь в этом будут определены границы.

© rostec.ru

Кроме того, будет создана система, позволяющая управлять процессом диверсификации. Сейчас такой системы нет. Вопрос ставится так: как минимум на трехлетний период нужен расчет с разбивкой по годам, показывающий, сколько и какой гражданской продукции будет производить каждое предприятие ОПК и на какие рынки планирует ее поставлять.

На совещании в Национальном центре управления обороной страны глава военного ведомства Сергей Шойгу назвал один из плюсов диверсификации ОПК: «Передача в гражданский сектор передовых военных технологий позволит наладить инновационное производство продукции мирового уровня».

Уже после совещания в Сочи курирующий ОПК вице-премьер Юрий Борисов, который на январском совещании в Уфе состоял в должности заместителя министра обороны, сообщил, что работа над программой диверсификации начата. К 2023 году она будет готова. Но уже сегодня предприятия могут и должны реализовывать намеченные ориентиры.

Помощь со стороны государства выразится еще и в том, что на основании произведенных расчетов будут определены объемы и «линейка» необходимой господдержки каждого проекта, включая субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам и средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в гражданской сфере.

«Армейский стандарт» обобщил высказывания профильного вице-премьера Юрия Борисова по теме диверсификации ОПК.

О цели

«Цель понятна. Для устойчивости экономики предприятий ОПК, чтобы они не зависели только от гособоронзаказа, а имели в своем портфеле заказы и по линии военно-технического сотрудничества (поставки оружия на экспорт. — «АС») и по гражданской продукции. Это напрямую связано с программой диверсификации производства».

О состоянии ОПК

«Технологически, в научном, производственном плане предприятия ОПК находятся сегодня в достаточно хорошем состоянии. И меры государственной поддержки, которые осуществлялись начиная с 2005 года (я имею в виду Федеральную целевую программу развития ОПК), и связанные программы, которые сегодня действуют — специальные программы по развитию радиоэлектроники, судостроения, авиации, — дали свои плоды. Осуществлено масштабное технологическое перевооружение основных предприятий ОПК, как головных предприятий, так и операционной цепочки. Поэтому они готовы в принципе к выходу на гражданский рынок».

О проблемах диверсификации

«Объективно гражданский рынок требует других правил игры. По госзаказу у вас есть конкретный заказчик, который вам пишет техническое задание и в процессе всей работы осуществляет военно-техническое или военно-научное сопровождение этих работ на каждом этапе, сверяя свои ожидания с возможностями промышленности. Конечный продукт ему уже известен. Он все про него знает, он ждет его. А на открытом рынке такая форма работ невозможна. Задача основных наших производителей — найти рыночную нишу и создать конкурентоспособную продукцию».

© roscosmos.ru

Особенности работы на гражданском рынке

«На гражданском рынке существуют чисто рыночные условия продвижения продукции. И не секрет, что самые лакомые куски этого рынка уже заняты, в том числе западными производителями. Задача стоит обеспечить доминирование российской продукции, хотя бы на внутреннем рынке. Но не просто «администрируемое доминирование», а за счет конкурентных характеристик создаваемой продукции. Конкурентных в широком плане — и по своим потребительским характеристикам, и по ценовым. Это очень амбициозная, важная задача. Но, не решив ее, мы не обеспечим устойчивость предприятий ОПК».

Механизм финансирования

«И по способам финансирования диверсификация имеет другие механизмы. Там (при выпуске гражданской продукции. — «АС») работают небюджетные источники финансирования. Это либо собственные средства предприятий, которые всегда ограничены, либо заемные средства».

О господдержке ОПК при выходе на гражданский рынок

«Конечно, государство всячески стимулирует диверсификацию. Различные механизмы используются. В первую очередь субсидирование. На это тратятся громадные деньги. Причем по различным статьям — инновационные технологические прорывные проекты, опытно-конструкторские работы в области создания гражданской продукции. Неплохо работает Фонд развития промышленности, обеспечивающий пониженные ставки на кредиты. Ведутся работы по созданию опорного банка. Перед ним ставится задача в том числе кредитования предприятий ОПК по пониженным ставкам. Иначе зачем его создавать? Есть другие финансовые институты развития, такие, как ВЭБ, Российский экспортный центр, Росконверсия. Они также активно работают по продвижению продукции как на внутренний, так и на внешний рынок».

О стимулировании диверсификации

«Я сторонник того, что государство и в вопросах диверсификации не должно стоять в стороне. Такая позиция, что «рынок отрегулирует все», на мой взгляд, тоже неправильная. Правительство реализует научно-техническую политику в интересах отечественных предприятий. Должно всячески помогать, помогать иногда не напрямую бюджетными деньгами, а при формировании емкого государственного заказа. И поспорю с любым, что это невозможно. Это возможно, в широких областях и применениях. Это и транспортное машиностроение, и гражданское судостроение, и авиационная техника различной номенклатуры, и автомобильная техника, и различное участие предприятий ОПК в интересах топливно-энергетических компаний, и медицинская техника широчайшей номенклатуры — где может быть востребована продукция предприятий оборонно-промышленного комплекса».

О деятельном диалоге ОПК и потенциальных покупателей

«Нужно осуществить деятельный диалог потенциальных заказчиков этой техники с потенциальными исполнителями. От этого диалога зависит, как быстро, какими темпами будет внедряться российская продукция. Потому что тот диалог, который исторически, годами, десятилетиями сложился, между основным заказчиком — Министерством обороны и другими силовыми ведомствами — и с предприятиями ОПК, отработан до совершенства. А вот с потребителями гражданской продукции нам еще придется совершенствовать этот механизм. Чтобы, собираясь на различных площадках, не просто «хлопнули по рукам и разошлись», а чтобы действительно выстроили деятельный диалог, обсудили характеристики востребованной техники и на всем этапе создания и затем серийного производства следили за этим процессом и получали именно то, что им надо. Ведь зачастую получается так, что кто-то что-то сделал, а потребитель говорит: да, вещь хорошая, но она уже устарела, и нам она не подходит по тем или иным характеристикам.

Я думаю, что здесь можно различные механизмы использовать. Это и контракты с отложенными обязательствами, когда потенциальные потребители не просто на словах, а на деле закрепленными контрактами берут на себя обязательства по будущей покупке техники при создании исполнителями такой техники с нужными характеристиками в нужном ценовом диапазоне. Подобного рода механизмы будут способствовать формированию длительных контрактов, длительного спроса, что является основой в том числе привлечения инвестиционных средств».

© bz.ru

О роли регионов в диверсификации ОПК

«Местные региональные рынки — это такие же рынки для предприятий ОПК, находящихся на территории той или иной области или края. Именно с этой целью я практически с мая осуществляю поездки, встречи между региональными властями и директорским корпусом предприятий, расположенным в том или ином регионе, чтобы нащупать и на практике реализовать все эти механизмы, которые будут способствовать широкому проникновению предприятий, продукции на региональном и российском рынке в целом. Это комплексная работа, которая требует системности и комплексного подхода».

О предприятиях ОПК с узкой военной специализацией

«На то существуют правила, чтобы были исключения. Так по жизни всегда устроено. Хотя и перед этими предприятиями стоит задача диверсификации производства. Но показатели, которые перед нами поставил президент, носят общий характер. Мы не говорим, что каждое предприятие обязано диверсифицировать свой портфель заказов к 2030 году, как говорится, 50 на 50. Где-то будут какие-то отклонения. Но задача устойчивости экономики перед директорским корпусом поставлена. В том числе и показатели KPI (коэффициент снижения премий за невыполнение заданий по диверсификации. — «АС»). Мы сейчас будем записывать эти требования через советы директоров, через интегрированные структуры, чтобы предприятия, директора понимали, что эта задача носит не временный характер, что это не кампанейщина. Это надолго».

Об ответственности за покупку импортной продукции при наличии отечественных аналогов

«Потенциальным потребителям продукции, имеется в виду — предприятиям не только топливно-энергетического комплекса, но покупателям медицинской техники, продукции транспортного машиностроения, нужно также выстраивать зеркальный KPI. Иначе это будет дорога-то с односторонним движением. Будем требовать от наших производителей, а потенциальные покупатели скажут: ну хорошо, вы там работайте, а мы по-прежнему будем ориентироваться на западных поставщиков. Нет, это дорога с двусторонним движением. В управлении всегда есть два метода — «кнут» и «пряник». Поэтому комбинация этих методов и должна дать конечный результат. Здесь нужно организовывать диалог, встречи, надо сводить (производителя и покупателя. — «АС»). В этом роль в том числе и государства, и правительства, и меня в частности, отвечающего за этот вопрос. По крайней мере я свою задачу вижу».

***

Как видим, подход к решению задачи диверсификации очень системный и комплексный. Это дает надежду на очередную победу нашего ОПК. На этот раз на «гражданском фронте».

Реклама
Реклама