«Летающая парта» для ВКС получила аттестат зрелости

«Летающая парта» для ВКС получила аттестат зрелости

Легкий учебно-тренировочный самолет СР-10 испытали на всех режимах
© Aviasalon.com
Легкий учебно-тренировочный самолет СР-10 испытали на всех режимах
04 мая 2018, 13:59
Реклама

Легкий реактивный одномоторный двухместный спортивно-пилотажный и учебно-тренировочный самолет СР-10 разработки конструкторского бюро «Современные авиационные технологии» готовится встать в строй.

Минобороны России решило попробовать его в качестве средства первоначальной летной и базовой подготовки будущих военных асов. Кроме того, самолет может стать незаменим при подготовке летчиков-спортсменов и пилотов-любителей.

Планируется, что СР-10 заменит парк устаревших учебно-тренировочных самолетов L-39 чешского производства, заняв нишу между тяжелым двухдвигательным реактивным учебно-боевым Як-130 и винтомоторным Як-152.

Сегодня в авиационных училищах более 100 самолетов L-39. СР-10 намного дешевле в изготовлении и эксплуатации, чем учебно-боевой Як-130. В то же время с его помощью можно вполне достоверно определить на ранней стадии обучения летные способности курсантов военных училищ. Такое «сито», конечно же, необходимо, чтобы не тратить бюджетные деньги на подготовку человека, которому природой не суждено быть не то что Валерием Чкаловым, но и просто крепким истребителем, бомбардировщиком или транспортником.

Да и в целом обучение пилота на СР-10 обходится гораздо дешевле, чем на любом другом самолете.

Как сообщили «АС» в компании-разработчике, предназначенный для испытаний первый летный образец самолета выполнил более 200 полетов. Самолет прошел уже несколько этапов летных тестов по программе разработчика. Компания рассчитывает, что результаты тестов удовлетворят потенциального основного заказчика учебно-тренировочного самолета — ВКС России.

Широкой публике новый самолет впервые презентовали на международном военно-техническом форуме «Армия-2017» в подмосковной Кубинке. Создатели легкого и экономичного самолета готовятся к его серийному выпуску на Смоленском авиационном заводе. Там проводится технологическая подготовка производства. Запланирован выпуск опытной партии самолетов СР-10 в количестве нескольких машин. Впоследствии там же планируется организовать серийное производство.

Выпуск опытной партии самолетов поможет интенсифицировать и ускорить летные испытания СР-10.

Особенностью конструкции планера самолета СР-10 (самолет реактивный со стреловидностью крыла 10 градусов) служит крыло с обратной стреловидностью. Большинство самолетов, включая обычные бумажные самолетики, имеют другую форму. У них крылья действительно напоминают оперение стрелы. Концы же крыла СР-10 немного выступают вперед. Это обеспечивает сверхвысокую маневренность самолета и устойчивый полет при больших углах атаки, когда нос самолета задран. «Обратное» крыло позволяет улучшить управляемость самолета при взлете и посадке. Такие самолеты труднее загнать в «штопор» — самопроизвольное падение с вращением.

В свое время схема с обратной стреловидностью крыла была хорошо отработана на экспериментальном тяжелом самолете Су-47 «Беркут». Он несколько раз демонстрировался на авиасалонах МАКС. Однако в серию не пошел, уступив конкуренту — Су-57.

СР-10 оснащается одним турбореактивным двигателем. Максимальная взлетная масса самолета — 2700 кг. Он может разгоняться до скорости 900 км/ч. Оптимальная скорость для пилотирования — 700 км/ч. Наименьший расход топлива получается при крейсерской скорости в 520 км/ч. Хорошее аэродинамическое качество позволяет самолету при взлете отрываться от земли с относительно небольшой скоростью — 190 км/ч. Посадку он осуществляет при скорости 185 км/ч, которая сопоставима со скоростью не самого быстрого болида.

При наборе высоты самолет может подниматься на 60 метров за одну секунду. Это неплохая скороподъемность для учебного самолета.

Маневренные качества «летающей парты» характеризует такой параметр, как минимальный радиус виража. Он составляет у СР-10 290 м. Максимальная дальность — 1500 км, а практический потолок — 6000 м. Самолет СР-10 будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальными знакопеременными перегрузками в диапазоне от +10 g до -8 g.

СР-10 лучше L-39 по скороподъемности, скорости, маневренности и радиусу виража. Конструкторы позаботились о безопасности курсанта и инструктора, места для которых находятся в герметичной кабине тандемом, то есть друг за другом. СР-10 оснащен катапультным креслом К-93. Оно обеспечивают спасение экипажа на любой высоте и скорости, в том числе из стоящей на земле машины.

Реклама
Реклама