Не спи за рулем!

Не спи за рулем!

«Если ты сам себе не вредитель, днем и ночью будь молодцом»
© flickr.com
«Если ты сам себе не вредитель, днем и ночью будь молодцом»
30 июля 2018, 15:21
Реклама

Летняя боевая учеба в разгаре. Любые тренировки и учения не обходятся без длительных дневных и ночных маршей. Как уставшему водителю не оплошать, не уснуть за рулем. «Армейский стандарт» изучил рекомендации профессионалов.

Пожалуй, только всеобщий переход на полностью беспилотные автомобили, который нам прочат в несколько отдаленном будущем ясноглазые энтузиасты, сможет полностью снять проблему засыпания водителя за рулем в долгой дороге. А пока автовладельцам приходится решать ее почти что дедовскими способами.

«Сон про не сон»

Для начала вспомним, что человек начинает клевать носом за рулем при наличии нескольких факторов. Самая распространенная причина — банальная усталость. Длительное нервное напряжение, в котором находится водитель за рулем, в конце концов может «срубить» кого угодно. Более или менее прямая и хорошая дорога, не требующая активного руления, отсутствие разнообразия в окружающем пейзаже могут вызвать расфокусировку внимания и сонливость. Тем более если дело происходит ночью. В это время большинство из нас привыкли спать. И организму не объяснишь, что на этот раз вместо теплой кровати ты оказался за рулем. Он привык в это время дрыхнуть. Сытная еда, кстати, тоже располагает ко сну. А уж в комфортном кресле автомобиля тем более.

Действие этих факторов усугубляется в так называемые периоды упадка физиологической активности. Это свойственно любому человеческому организму. Кто учился в вузе, наверняка помнит, как порой днем во время лекции вдруг накатывало дикое желание поспать. Этот момент наступает в интервале с 13.00 до 16.00. Кроме дневного периода необоримой сонливости аналогичное состояние может наблюдаться вечером в 20–22 часа, утром в 9–10 часов и в 2–4 часа по полуночи. Это самые опасные периоды для вождения.

Так что самый простой совет, как избежать сна за рулем: выезжать на дорогу выспавшимся, не ездить ночью и не объедаться при этом. Категорический запрет на употребление водителем лекарств с седативным эффектом и алкоголя и упоминать не стоит. Это само собой.

© flickr.com

Сон — лучшее лекарство

Но что же делать, если мы уже в пути и сон начинает «накрывать»? Опять же лучший совет в этом случае: остановитесь в первом же подходящем месте и поспите хотя бы минут 15–20. Полученного заряда бодрости хватит как минимум на 2–3 часа руления.

Эта музыка будет вечной

Но случаются ситуации, когда остановиться нет никакой возможности. В этом случае в ход идут разнообразные способы взбодрить самого себя. Во-первых, музыка. Заунывные и релаксирующие мелодии нам не подходят. Нужно включить что-то поритмичнее да пободрее. Но и чересчур энергичными композициями не стоит увлекаться. Они исподволь провоцируют на агрессивное вождение, что на фоне общего утомления ни к чему хорошему не приведет. Если прослушивание музыки не помогает, начинайте подпевать. Наличие музыкального слуха и голоса не требуется. Главное тут — орать как можно громче. От этого начинают лучше работать легкие, в кровь поступает дополнительный кислород — мозг взбадривается.

Физкульт-ура!

Когда едешь не один, особо не поорешь. Как тут петь, если, например, сзади спит ребенок... В этом случае следует добиваться изменения состояния организма другими способами. Можно, например, выполнять кое-какие физические упражнения — в статике напрягать и расслаблять группы мышц. Тех, которые не участвуют в управлении машиной, конечно. Некоторым помогает вращение головой. От этого улучшается кровоток к мозгу. Кто-то предпочитает брызгать себе в лицо водой или умываться. Кому-то помогает растирание ушей. Кроме того, полезно бывает сделать похолоднее воздух в салоне — прохлада бодрит.

© flickr.com

Чай или кофе?

Внушительная доля способов побороть сон связана с употреблением той или иной еды или напитков. Первым номером в списке таковых идет кофе. Однако глоток этого напитка из заранее припасенного термоса пробуждает далеко не всех и далеко не всегда. На многих людей кофе вообще никак не действует. Зато некоторым помогает зеленый чай. Причем не в пакетиках, а загодя заваренный развесной. Только надо заранее методом проб подобрать именно тот его сорт, который действует на тебя стимулирующе.

«Семки» — наше всё!

Среди пищевых «противозасыпателей» можно назвать зерна того же кофе. Их потихоньку грызут, поставляя организму натуральный кофеин. Не худшим эффектом обладают обыкновенные семечки. Хрустеть ими можно бесконечно, и заснуть при этом точно не получится. Но есть у них один минус: шелуха потом будет покрывать весь салон машины. Вместо семечек можно грызть какие-нибудь орешки или сухарики. Но ими относительно быстро наедаешься. Да и жажду они обычно вызывают.

Еще один вариант — кислые леденцы. «Термоядерная» кислота во рту отвлекает мозг от планов поспать. О шоколадках лучше забыть. Можно также перекусить какими-нибудь фруктами. Предпочтительно опять же кислого вкуса. Некоторые водители советуют время от времени класть под язык дольку лимона.

Баночная энергия

Нельзя также обойти вниманием разнообразные напитки-энергетики. Чаще всего их тонизирующий эффект основан на присутствии в их составе кофеина, экстракта гуараны, таурина, а также различных комбинаций витаминных добавок. Как и в случае с чаем-кофе, воздействие тех или иных энергетиков на организм очень индивидуально. Поэтому стоит заранее опробовать действие того или иного напитка и только после этого брать его с собой в дальнюю дорогу. Также не стоит забывать, что практически все они не полезны для организма. Даже сами производители энергетических напитков, как правило, не рекомендуют пить больше какого-то количества своих банок-бутылок в сутки.

Реклама
Реклама