И в Арктике, и в Африке

И в Арктике, и в Африке

Двигатели нового десантно-транспортного вертолета Ми-38 протестировали в диапазоне от -60 градусов Цельсия до +50
© russianhelicopters.aero
Двигатели нового десантно-транспортного вертолета Ми-38 протестировали в диапазоне от -60 градусов Цельсия до +50
14 августа 2018, 12:02
Реклама

Один из самых долгожданных авиационных проектов — вертолет средней грузоподъемности Ми-38 — уже на подходе. Его с нетерпением ждут и гражданские, и военные потребители. Еще бы! Именно эта винтокрылая машина должна, наконец, прийти на смену нашему бесподобному ветерану — вертолету Ми-8, который совершил первый полет в далеком 1961 году и с 1967 года верой и правдой служит военной и гражданской авиации.

Конечно, несколько этапов модернизации Ми-8 существенно продлили ему жизнь и расширили возможности. Но в названии последних версий ветерана уже скоро не хватит букв алфавита для обозначения изменений в составе оборудования. К примеру, одна из последних модификаций называется Ми-8АМТШАВ. Эти вертолеты поступают в войска и предназначены для эксплуатации в Арктике.

© wikimedia.com

Ясно, что бесконечно продлевать «жизнь» Ми-8 не получится, поэтому на его сменщика — Ми-38 — у всех эксплуатантов большие надежды. И новый вертолет давно бы уже «встал в строй», если бы не подножка от первоначальных партнеров по проекту — канадского филиала известного производителя вертолетов — компании Pratt & Whitney Canada. По вине иностранцев совместный проект то и дело выбивался из графика. После грузинских событий 2008 года вялотекущее сотрудничество совершенно застопорилось. «Крымская весна» 2014 года расставила все точки над «i». Пришлось срочно искать отечественную замену капризным партнерам.

Задумывался вертолет Ми-38 как сугубо гражданский. Но Минобороны России также этот проект не оставило без внимания и заказало несколько машин в варианте Ми-38Т. Тем более что машина получила отечественные движки. Для военной версии предусмотрен специальный бортовой набор средств связи и навигации, разумеется, тоже отечественного производства. Военный борт сможет летать дальше благодаря применению дополнительных топливных баков. Ожидается, что первые заказанные машины военное ведомство получит до конца 2018 года.

Справка «АС»

Многоцелевой вертолет Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, а также использоваться в качестве поисково-спасательного вертолета и летающего госпиталя. Ми-38 может эксплуатироваться в широком диапазоне климатических условий, включая морской, тропический и холодный климат. Оснащается двумя двигателями ТВ7-117В. Ми-38Т — транспортно-десантный вертолет, занимающий нишу между Ми-8 и Ми-26. Способен перевозить до 30 бойцов, или до 6000 кг на внешней подвеске и до 5000 кг — внутри кабины.

Минобороны заинтересовано в том, чтобы новый вертолет мог летать в любое время суток и в любом климате. С учетом последнего требования разработчики реализуют целую программу расширения условий эксплуатации вертолета средней грузоподъемности Ми-38. Как сообщили «Армейскому стандарту» в компании-изготовителе, сегодня Ми-38 уже готов к эксплуатации и в Арктике, и в Африке. В частности, успешно проведены испытания двигателя ТВ7-117В разработки питерской компании «Климов». Эти движки протестировали в термобарокамере московского Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ). Теперь Ми-38 с двигателями ТВ7-117В можно эксплуатировать как на морозах при -60 градусах Цельсия, так и в жару, при температурах до +50 градусов.

В компании уточнили, что этим летом разработчик двигателя получил дополнительный сертификат, расширяющий температурный диапазон эксплуатации вертолета.

© wikimedia.com

На 2018 год запланирована большая программа летных испытаний Ми-38 в целях расширения его эксплуатационных возможностей. Тестовые полеты осуществляют две опытные машины — Ми-38ОП-03 и Ми-38ОП-04. На первой из них, в частности, пройдут летные испытания нового рулевого винта.

Опытный вертолет «ОП-04» проходит летные испытания в условиях холода, жары и высокогорья. Этот вертолет оснащен топливной системой зарубежного производства, в то время как вертолет «ОП-03» оснащается аналогичной системой отечественной разработки и производства.

Турбовальный двигатель ТВ7-117В для Ми-38 отличается от ранее разработанных и освоенных промышленностью двигателей серии «ТВ3-117», которые устанавливаются на серийных вертолетах Ка и Ми. Новая модификация двигателя мощнее, оснащена современной системой автоматического управления, новейшими агрегатами и системами.

Преимущества российской «вертолетной надежды» в сравнении с предшественниками ясны: согласно расчетам, при дальности 800 км себестоимость тонно-километра на Ми-38 будет в семь раз ниже, чем на Ми-8. И это при том, что Ми-38 ненамного дороже современных версий Ми-8 — примерно в 1,5 раза.

По неофициальной информации, «Климов» приступил уже к отгрузке первой партии из шести двигателей ТВ7-117В для Ми-38. Всего контракт предполагает поставку в ближайшие месяцы 50 движков на Казанский вертолетный завод. Там строят и гражданские, и военные машины.

Реклама
Реклама