Средиземноморский форпост

Средиземноморский форпост

Чем живет пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в Тартусе
© Фото Наталии Губернаторовой
Чем живет пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в Тартусе
09 декабря 2019, 10:04
Реклама

Как живет 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в сирийском Тартусе? Какие задачи решает? Что ждет его в будущем? Об этом рассказывается в материале побывавшего в Сирии корреспондента «Армейского стандарта».

На суше как на море

Со времен Екатерины Второй и Архипелагской экспедиции графа Орлова (1769–1775), которая закончилась разгромом турецкого флота в Чесменском сражении, русский флот искал базу на Средиземном море. Именно Орлов первым предложил в качестве таких баз порты, которые сегодня находятся на территории современных Сирии и Ливана. Русские корабли даже стояли в Бейруте, Латакии и Тартусе. Однако проект так и не был доведен до конца, и вновь наши военные суда оказались в этих водах лишь спустя 200 лет.

Пункт материально-технического обеспечения советского Военно-Морского Флота появился в Тартусе в начале 70-х годов прошлого века. Долгое время этот порт был вспомогательной ремонтной базой ВМФ СССР. Сюда заходили корабли, получившие повреждения во время походов в Средиземное море.

Все изменилось в 2015 году, с началом операции российских ВКС в Сирии. Заштатный пункт базирования превратился в главную морскую базу снабжения сирийской группировки.

От главной базы российской группировки на авиабазе Хмеймим до Тартуса — 70 с лишним километров по шоссе. При въезде на российский объект стоит КПП сирийской армии: как и везде в Сирии, наши войска здесь соседствуют с союзниками. И наши военные, и сирийцы поддерживают друг друга. Внутреннее оцепление обеспечивается силами наших подразделений.

© Фото Наталии Губернаторовой

Разумеется, главное отличие Тартуса от Хмеймима — морская специфика во всем. Жилые модули здесь называются не казармами, а кубриками. Командир базы — флотский офицер. Службу здесь проходят преимущественно моряки и морские пехотинцы с разных флотов ВМФ России.

Местный храм освящен в честь праведного воина Федора Ушакова, который, будучи адмиралом русского флота, воевал в Средиземном море, и воевал успешно: даже для неверующего бойца — пример для подражания.

Вместе с моряками здесь служат и зенитчики, и подразделения наземных сил, которые прикрывают Тартус с суши и с воздуха.

Тартус — это несколько десятков блоков-контейнеров с жилыми помещениями и хозяйственными постройками. Фактически здесь есть все, что необходимо для службы и солдатского досуга: библиотека, пекарня, столовые, баня, спортивные площадки. Последние, кстати, в часы отдыха пользуются у военнослужащих большой популярностью. Бытовые вопросы, включая стирку обмундирования, постельного белья, торговое обслуживание, — все это обеспечивается своими силами.

На базе в Тартусе действует медицинский блок. В задачи фельдшера входит оценка состояния больного бойца. В зависимости от тяжести заболевания или травмы воин или остается на лечение в лазарете или переводится в Хмеймим, где есть полноценный госпиталь.

Предмет особой гордости хозяйственников Тартуса — собственная сауна. Больше для релаксации, чем для мытья.

Есть на территории базы и свой фруктовый сад с экзотическими южными фруктовыми растениями. Первые деревья были посажены советскими моряками еще в 1980-е годы. Плоды — а это апельсины, гранаты, мандарины, гуава, помело — идут на десерт в местные военные столовые. За год собирают несколько десятков тонн фруктов.

Прикрытие со всех сторон

Главная задача наших подразделений в Тартусе — обслуживание и защита кораблей ВМФ России и судов, которые доставляют в порт различные грузы и приходят сюда на ремонт.

Задача обороны порта решается совместно с сирийским флотом. Тартус — пункт дислокации 56-й бригады ракетных катеров ВМС Сирии. На вооружении бригады — советские катера 205-й серии, а также корабли иранского производства. По соседству с ними — российские корабли и суда под Андреевским флагом.

© Фото Наталии Губернаторовой

Постоянной морской группировки в Тартусе нет: корабли заходят в порт для пополнения запасов, ремонта, заправки и техобслуживание.

Экипаж каждого побывавшего здесь судна оставляет о себе память. Бетонный забор у причала превращен моряками в галерею, которую командование скромно называет «народным творчеством». Морские экипажи, а также расчеты ПВО, представители других родов войск оставляют на бетонном ограждении памятный рисунок о своей части. Картинок, изображающих корабли, много. По ним можно судить, что в Тартусе побывали представители всех флотов ВМФ России.

Несколько памятных рисунков оставили военные аквалангисты: они защищают Тартус от возможных диверсий со стороны моря. Раз-два в сутки в акваторию выходят противодиверсионные катера «Раптор», которые высаживают аквалангистов в море. Задача — обследование морского дна, поиск и устранение любых возможных угроз. Совмещая приятное с полезным, аквалангисты подняли со дна Тартуского залива множество артефактов: обломки античных колонн и сосудов, старинные якоря и останки затонувших кораблей. Сейчас находки украшают плац и сад российской базы.

Справка «АС». «Раптор»

Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» стоят на вооружении ВМФ России с 2013 года и используются для выполнения специальных задач. По штату экипаж катера составляют два человека, а также 20 человек специального персонала. Запас хода «Раптора»: 300 морских миль в час (около 555 км), максимальная скорость хода — 48 узлов, или 88 км/ч, которую обеспечивают два двигателя мощностью 2300 лошадиных сил.

Штатное вооружение одного катера — боевой модуль «Управа-Корд», состоящий из пулемета КПВТ калибра 14,5 мм, гиростабилизируемого оптико-электронного модуля и системы управления огнем. Технические возможности модуля позволяют отслеживать цели на фоне помех, просчитывать траекторию движения цели и корректировать огонь с учетом поправки на внешние факторы (ветер и волнение на море). Дальность обнаружения целей составляет 3 км, а прицельная дальность стрельбы — 2 км.

Осенью 2019 года в сети появились фото катеров «Раптор», сделанные в акватории Тартуса. Из-за поднятого на одном из них сирийского флага СМИ сделали вывод, что патрульные суда этой модели были переданы сирийским пограничникам. В действительности дислоцированные в Тартусе «Рапторы» поднимают сирийский флаг согласно условиям морского права: входящий в порт корабль обязан поднимать флаг страны, в территориальных водах которой он находится.

И все же и экзотический сад, и находки аквалангистов, и быт — дело второстепенное. Сирия — государство воюющее, и наши военные решают в этой стране боевые задачи.

© Фото Наталии Губернаторовой

По информации сирийских спецслужб, в районе города Тартус действуют террористические ячейки. С ними борется местная служба государственной безопасности «Мухабарат», которая поддерживает контакт с российскими военными.

Еще одна проблема — остров Банияс (он же остров контрабандистов). Несмотря на романтическое название, место это далеко не гостеприимное. Здесь процветают преступность, детское попрошайничество, нищета и антисанитария. Местные жители строят лодки и возят на них контрабандные европейские товары в обход таможни и пограничников. И хотя борьба с контрабандистами лежит на местных властях, этот объект находится под пристальным вниманием российских военных моряков.

Главная угроза с воздуха — дроны боевиков. От них порт защищают российские зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1» и пулеметно-ракетные батареи сирийской ПВО. Их позиции соседствуют с местами дислокации российских зенитчиков, так что в случае атаки наша и сирийская противовоздушная оборона действуют сообща.

Еще один важный объект в Тартусе — строящийся судоремонтный комплекс. Он возводится в интересах группировки ВМФ России в Средиземном море. Это станки, лаборатория машинного масла, различная специальная техника.

Все оборудование на предприятии — российского или белорусского производства. В будущем судоремонтная мастерская станет ремонтировать военные корабли и подводные лодки всей средиземноморской группировки. Это существенно повысит боевые способности нашего флота на Средиземном море.

Так что задумки легендарных русских флотоводцев Орлова и Ушакова, пусть и спустя 200 лет, выполнены. Вдали от родных берегов у нашего Военно-Морского Флота появился средиземноморский форпост.

Реклама
Реклама