В-52 на пенсию не собирается: насколько опасен один из старейших бомбардировщиков

В-52 на пенсию не собирается: насколько опасен один из старейших бомбардировщиков

США в марте увеличили группировку своих старейших стратегических бомбардировщиков В-52Н в Европе. «Стратеги», которым уже за 60, тут же принялись летать в районе Балтики, «прощупывая» российские системы ПВО
© af.mil
США в марте увеличили группировку своих старейших стратегических бомбардировщиков В-52Н в Европе. «Стратеги», которым уже за 60, тут же принялись летать в районе Балтики, «прощупывая» российские системы ПВО
03 апреля 2019, 10:42
Реклама

«Армейский стандарт» решил разобраться, насколько опасен этот самолет, а заодно рассказать его историю. Потому что нельзя не признать: В-52 действительно легендарная машина, по праву стоящая в одном ряду с нашими «Медведями» и «Белыми лебедями».

Первое, что стоит отметить — Boeing B-52 Stratofortress («Стратосферная крепость») — настоящий ветеран. Этот стратегический бомбардировщик стоит на вооружении ВВС США с 1955 года. И, как заявляют в Пентагоне, может поставить 100-летний рекорд по сроку службы. По крайней мере до 2040-х годов его списывать в утиль не собираются.

Конечно, нынешний В-52Н похож на своего предшественника середины прошлого века только внешне. Многократно модернизировались и менялись двигатели, авионика, боевая начинка. Что лишний раз доказывает — авиаконструкторам фирмы Boeing удалось создать действительно на редкость удачный планер самолета.

Самолет создавался с 1946 года. Тогда военное ведомство США хотело получить бомбардировщик с радиусом действия 8000 км, с бомбовой нагрузкой 4500 кг при средней скорости полета 480 км/ч и крейсерской — более 700 км/ч. Основной его задачей было доставить две термоядерные бомбы большой мощности до любой точки СССР.

Опытный образец XB-52 был поднят в воздух 15 апреля 1952 года. Он уже имел знакомые всем любителям авиации очертания — схему высокоплан с восемью двигателями под крылом, объединенными попарно в мотогондолы. А первые серийные машины, получившие обозначение В-52В, начали поступать в ВВС США с июня 1955 года.

Затем началась долгая история выпуска модификаций (например, из 50 первых В-52В больше половины были переоборудованы в самолеты-разведчики) и модернизаций. Всего, кстати, было построено 744 самолета B-52 различных модификаций, из них 71 самолет потерян в результате летных происшествий.

Бомбардировщик оказался рекордсменом. В ноябре 1956 года были выполнены беспосадочные полеты вокруг Североамериканского континента и через Северный полюс протяженностью 27000 км. В январе 1957 года три B-52 совершили кругосветный полет за 45 часов 19 минут, пролетев 39750 км со средней скоростью 850 км/ч. В январе 1962 года самолет установил рекорд дальности полета без дозаправки, преодолев 20168 км за 22 часа 9 минут.

21 мая 1956 года с B-52 была сброшена первая водородная бомба.

Сегодня в ВВС США в активной эксплуатации около 60 машин и порядка 20 — в резерве.

Боевая история В-52 по любым меркам не слабая. Машина применялась практически во всех войнах и операциях, которые вели США последние полвека. Например, во время войны во Вьетнаме в 1972 году в ходе операции Linebacker II бомбардировщики за 12 дней совершили 729 боевых вылетов и сбросили 15 тыс. 237 тонн бомб. За время операции было потеряно 15 B-52. Их сбили зенитными ракетами. А всего за время вьетнамской кампании (126 тыс. вылетов) Америка потеряла 30 машин. Интересно, что два бомбардировщика были сбиты истребителями Миг-21. Но и стрелками В-52 были сбиты два вьетнамских истребителя МиГ-21.

Применялись В-52 во время войны в Персидском заливе. В этой войне участвовало 70 В-52. Один самолет был сбит, еще шесть повреждены зенитным огнем.

Также В-52 применялись при бомбардировках бывшей Югославии.

Во время второй войны в Персидском заливе в 2003 году с В-52 было выпущено около ста крылатых ракет. В основном они поражали РЛС противника, а также объекты энергетической инфраструктуры.

До сих пор В-52 используются в Афганистане и Сирии.

Дальние бомбардировщики B-52H регулярно проходят ремонт и модернизацию, что позволяет им сохранять требуемое техническое состояние. Например, те самолеты, что в марте «прощупывали» ПВО России, взлетев с английской авиабазы Фейрфорд, были оборудованы высокоточным поисково-прицельным комплексом Sniper Advanced Targeting Pod.

До сих пор B-52H Stratofortress остается самым крупным и тяжелым боевым самолетом ВВС США. Размах крыла у него 56,4 м, длина 48,5 м, максимальная взлетная масса — 220 т. Максимальная боевая нагрузка достигает 31,5 т. Крейсерская скорость — 845 км/ч. Практический потолок — 15 км. Боевой радиус определяется в 7200 км.

Бомбардировщик имеет возможность дозаправки в полете. До начала 90-х годов все B-52H оснащались кормовыми установками с 20-мм автоматическими пушками M61. Сейчас самостоятельная защита самолета обеспечивается средствами радиоэлектронной борьбы.

Интересно, что для экипажа предусмотрена возможность катапультирования. Так, командир экипажа и второй летчик размещаются рядом на верхней палубе в креслах, катапультируемых вверх (безопасное покидание самолета обеспечивается даже на земле). Оператор системы РЭБ также расположен на верхней палубе в катапультируемом вверх кресле, а штурман и бомбардир — на нижней палубе спиной к направлению полета в креслах, катапультируемых вниз (минимальная безопасная высота покидания — 76 м).

Имеющаяся номенклатура вооружений B-52H делает его универсальным (хотя и не совершенным) средством нанесения ударов. В зависимости от поставленной задачи, возможно применение бомб, управляемых и крылатых ракет, морских мин.

Так, B-52 способны применять свободнопадающие бомбы разных типов, в том числе и ядерные. Однако несколько лет назад эти самолеты исключили из носителей тактического ядерного оружия (бомбы B61 и B83). Сейчас B-52H является носителем высокоточного бомбового и ракетного вооружения. Это управляемые бомбы JDAM (сбрасывается с дистанции в несколько десятков километров от цели, и наводятся на нее при помощи спутниковой навигации) и управляемая бомба AGM-154 JSOW (максимальная дальность сброса для последних модификаций достигает 130 км).

Также бомбардировщик способен нести различные модификации крылатой ракеты AGM-86 ALCM/CALCM. Они способны лететь на дальность до 2400 км и нести как обычную, так и специальную боевую часть. На самолете может устанавливаться 12 ракет AGM-158A/B с дальностью действия 360 или 980 км в зависимости от модификации.

Кроме того, B-52H может использоваться в качестве носителя морских мин и решать задачи постановки минных заграждений.

Несмотря на все это, угроза от В-52Н для стран с развитой эшелонированной системой ПВО не так велика. Он сможет использоваться для нанесения ударов только как самолет второй волны — после подавления средств противовоздушной обороны противника.

Даже несмотря на современные бортовые средства радиоэлектронной борьбы, он легко отслеживается РЛС из-за очень высокой эффективной площади рассеяния — порядка 100 кв. м. (Для сравнения, у последних моделей стратегического бомбардировщика В-1, формально не являющегося «стелс», этот коэффициент — около 3 кв.м.)

Кроме того, дозвуковая скорость бомбардировщика замедляет переброску самолетов на передовые авиабазы и увеличивает время, необходимое для проведения атаки. Это, безусловно, дает преимущества противнику, позволяя ему вовремя отреагировать на угрозу.

Тем не менее при применении с В-52 крылатых ракет, ПВО придется иметь дело с большим количеством малоразмерных целей, а сам самолет при этом в зону действия наземных средств ПВО входить не будет. Впрочем, перед истребителями он беззащитен, если только за него не «заступятся» истребители сопровождения.

Большая дальность полета и способность долгое время находиться в воздухе, делают В-52Н опасным в случае его использования в режиме дежурства. Особенно если учесть, что он может нести не только конвенциональные боеприпасы. Последние действия американской стратегической авиации у российских границ это только подтверждают. Возвращаются шаблоны боевой работы времен «холодной» войны. Очевидно, что в данном случае B-52H в первую очередь рассматривается, как средство демонстрации силы.

Но, конечно, наибольшую опасность В-52Н представляет для так называемых третьих стран, что подтверждается опытом его применения в Афганистане и Сирии. Не имея современных средств ПВО, противник ничего не может противопоставить американским стратегическим бомбардировщикам. Особенно действующим с дальних дистанций высокоточным оружием.

Реклама
Реклама
Комментарии
Войдите в свой аккаунт социальной сети Вконтакте или Facebook и сможете принять участие в комментировании материалов сайта.