Сбивать или не сбивать

Сбивать или не сбивать

Эксперт разъяснил новый порядок действий российской ПВО по воздушным судам-нарушителям
© mil.ru
Эксперт разъяснил новый порядок действий российской ПВО по воздушным судам-нарушителям
06 марта 2020, 09:20
Реклама

На днях премьер-министр Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление, которое регламентирует новые правила применения средств ПВО при охране воздушного пространства России в мирное время. Старый документ, датированный 1994 годом, считается теперь утратившим силу. Почему потребовался новый регламентирующий акт и чем он отличается от старого, выяснил «Армейский стандарт».

В новом документе, в частности, более подробно оговариваются действия сил противовоздушной обороны (ПВО) в чрезвычайных обстоятельствах, сложных метеорологических условиях и других неблагоприятных ситуациях.

Регламентируется также то, как и когда авиация ПВО должна подниматься в воздух на перехват потенциального нарушителя воздушного пространства нашей страны. В документе говорится, что если, к примеру, в Южном или Восточном военных округах самолеты поднимаются в момент, когда возможный нарушитель приблизился к нашей границе на 100 км, то в районе других сопредельных территорий это расстояние может составлять уже 50 км. Такая градация в ранее действовавших правительственных документах не оговаривалась.

© mil.ru

В постановлении приводится подробный перечень средств, применяемых для охраны воздушных рубежей нашей страны, а также тех средств, с помощью которых можно отслеживать и сбивать нарушителей. Они включают и различные средства радиоэлектронной борьбы, и зенитные ракетные комплексы, и средства ПВО военных кораблей и катеров.

Кроме того, а правительственном постановлении впервые речь идет о беспилотных нарушителях. Для документа 1994 года эта угроза не была столь актуальна, как теперь, когда беспилотные дроны начали массово применяться в воздушном пространстве не только как шпионы, но и в качестве ударного вооружения.

Так, убийство иранского генерала Сулеймани американцы осуществили, как сообщалось, именно с помощью дрона. А крупнейшая атака хуситов стаей беспилотников на нефтяную инфраструктуру госкомпании Saudi Aramco в Саудовской Аравии парализовала нефтедобычу, нанеся крупный ущерб экономике этой страны.

При этом в новом документе сохранилось положение, согласно которому если воздушную границу страны нарушает гражданский или военно-транспортный самолет без вооружения на борту, то дежурные силы обязаны сначала связаться с экипажем нарушителя. Если это не получится, то следом надо попытаться визуально подать сигнал пилотам самолета, предупреждая их о нарушении границы.

Если же экипаж самолета-нарушителя откажется реагировать и на эти предупреждения, то его следует принудительно посадить на одном из аэродромов. По регламенту от 1994 года такое правило применялось ко всем гражданским самолетам, которые подверглись угону. По новым правилам эта мера должна будет применяться ко всем воздушным судам.

Однако, как подчеркивают эксперты, одно из главных противоречий, которое ранее имелось между правительственным постановлением, регламентирующим действия сил ПВО в отношении воздушных нарушителей, и положениями Закона «О противодействии терроризму», все же осталось.

Этот закон в экстренных случаях, например, при угрозе массовой гибели людей на земле или экологической катастрофы огромного масштаба, разрешает уничтожать захваченные террористами гражданские лайнеры. А правительственное постановление такого разрешения не предусматривает. Военные неоднократно обращались с просьбой устранить эти противоречие. Однако и в новой редакции правительственного документа оно по-прежнему не устранено.

***

Прокомментировать принятие нового постановления «АС» попросил военного эксперта, начальника зенитных ракетных войск Командования специального назначения (ПВО Москвы) в 2007–2009 годах полковника Сергея Хатылева. Он пояснил:

— Правила применения оружия при охране российской границы и воздушного пространства не менялись с 1994 года. Однако за прошедшие годы произошли большие изменения во всех сферах деятельности по использованию воздушного пространства, организации воздушного движения в приграничных и приморских регионах России, а также в состоянии средств охраны воздушной границы.

Желание проверить надежность охраны наших воздушных границ у потенциального неприятеля, к сожалению, не уменьшилось. Полковник Хатылев привел цифры, которые говорят, что за период с 2013 по 2015 год иностранные воздушные транспортные средства использовали российское пространство без соответствующего разрешения в среднем 100 раз в год. Иностранные военные самолеты регулярно приближаются к российской воздушной границе, а истребители наших дежурных сил систематически привлекаются для сопровождения этих бортов.

— Только с 14 по 21 февраля 2020 года, — рассказал наш эксперт, — к воздушной границе России приближались 22 иностранных самолета-разведчика и 8 беспилотников. Наши самолеты дважды поднимались в воздух для их сопровождения.

По словам Хатылева, наибольшая интенсивность разведывательных полетов у наших границ наблюдается в районе Крыма, Калининградской области, а также в отдельных зонах Дальнего Востока. Появление нового правительственного постановления, по мнению эксперта, обусловлено в том числе и этим обстоятельством.

Важную роль сыграло здесь и появление новых средств вооружения у нашего потенциального противника, считает полковник Хатылев. В частности, он приводит в пример хорошо известный военным самый большой в мире американский беспилотный аппарат производства американской корпорации «Нортроп Грумман» RQ-4 Global Hawk. Своими размерами (размах крыла превышает 35 метров, взлетная масса — свыше 11 тонн) этот аппарат больше напоминает не просто дрон, а беспилотный самолет.

© af.mil

Он способен совершать полеты продолжительностью свыше 30 часов, поднимаясь на высоту порядка 18 000 — 19 000 метров, преодолевая при этом расстояния более 21 тыс. км. Именно поэтому беспилотник получил название, которое переводится как «Глобальный Ястреб».

— История показывает, что как только в районе наших границ растет напряжение, — считает полковник Хатылев, — следом можно ожидать нарушения порядка использования воздушного пространства. Именно поэтому был утвержден новый порядок действия сил российских сил ПВО при нарушении воздушной границы иностранными самолетами. Но учтите, что это не единственный нормативно-правовой акт. Существуют также: закон «О Государственной границе РФ», «Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными силами Российской Федерации для устранения террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта».

Как уточнил эксперт, сейчас обновлены правила применения оружия при охране воздушной границы России. В частности, поставлена первоочередная задача установления радиосвязи или визуальной связи для определения нарушения и прочих действий, названа дальность обнаружения потенциального нарушителя, при которой авиация и дежурные расчеты на земле приводятся в готовность №1.

— Правила утверждают порядок действий дежурных сил России в случае нарушения границ гражданскими и военными самолетами, — говорит эксперт. — Они разрешают сбивать угнанные российские воздушные суда без заложников, которые отказываются заходить на посадку. Однако в России могут разрешить уничтожать гражданские самолеты с пассажирами на борту, нарушившие воздушную границу страны. Это предусматривает один из проектов постановления, разработанных Минобороны РФ. Правда, пока он не нашел отражения нигде и как бы завис в воздухе. Но, насколько я понимаю, принятое правительством постановление не окончательное. Может быть ведь и следующее постановление либо какой-то иной документ. Все они в дальнейшем должны быть преобразованы в приказы министра обороны, которые предусмотрят более детальную инструкцию для войск. А затем в приказ главкома ВКС — однозначное распоряжение на конкретные действия, не позволяющие двойного толкования его статей.

После этого планами работы дежурных сил, объясняет полковник Хатылев, должны быть рассмотрены все варианты их действий в предполагаемых ситуациях.

— А далее, — говорит эксперт, — самое важное: дежурные силы от соединения до главного командования должны будут в реальном масштабе времени ежедневно отрабатывать действия до автоматизма. И в автоматизированной системе управления, и во взаимодействии с силами и средствами флота, войсковой ПВО, пограничными войсками при централизованном управлении района и территории. Только тогда принятые правительством документы будут иметь значение.

Реклама
Реклама