«Теперь это и наш храм!»

«Теперь это и наш храм!»

Десятки тысяч людей внесли пожертвования на строительство Главного храма Вооруженных сил России
© mil.ru
Десятки тысяч людей внесли пожертвования на строительство Главного храма Вооруженных сил России
30 апреля 2020, 06:08
Реклама

К 75-летию Великой Победы в подмосковном парке «Патриот» будет открыт Главный храм Вооруженных сил. Он увековечит подвиг народа-победителя, освободившего Европу от коричневой чумы. Храм строится на пожертвования. В числе прочих внесли свой вклад в строительство Президент России Владимир Путин, члены правительства, представители бизнес-структур, видные деятели науки, культуры, искусства, крупные военачальники, а также тысячи и тысячи россиян…

О том, почему они откликнулись на призыв Минобороны и благотворительного фонда «Воскресение» внести свою лепту в строительство храма, рассказывают истории этих людей на страницах газеты «МК». «Армейские стандарт» выбрал некоторые из них.

© fondvoskresenie.ru

Строительство Главного храма Вооруженных сил вызвало желание у тысяч людей внести свой вклад в этот проект. В их числе — потомки героев войны разных национальностей, убеждений и даже вероисповеданий. Вот что рассказала, например, администратор концертного ансамбль Центрального дома Российской армии Ксения Рыжикова: «Моя бабушка очень гордилась, что ее отец вернулся с войны героем. Он воевал в Сталинграде, награжден орденом Отечественной войны I степени. Другой мой дед тоже воевал и дошел до Берлина».

Как рассказала Ксения, когда она узнала, что в честь 75-летия Победы в Подмосковье строится храм, без раздумий решила его поддержать. «В память о своих прадедах, бабушках и дедушках. Да и вообще обо всех наших предках, которые, не щадя жизни, отстояли нашу землю, нашу Родину», — говорит она.

***

Об удивительной истории своей большой семьи рассказала москвичка Любовь Васильевна Жилина. Ее отец и четверо его братьев ушли на фронт из далекой удмуртской деревни. Их мама, глубоко верующий человек, каждому дала по иконке святого Николая Угодника. Все мужчины из этой семьи вернулись домой живыми. «Даже тот из братьев, который попал в немецкий концлагерь, — рассказала Любовь Васильевна. — Его в конце войны освободили американцы».

Любовь Васильевна узнала о строящемся храме из телепередачи: «Я поняла, что он строится в память о моих родных людях. Эта память — то единственное великое и ценное, что всех нас объединяет. Без него не будет будущего. И храм станет напоминанием о нем».

***

© fondvoskresenie.ru

Именно желание сохранить историю своей семьи побудило двоих сестер, Евгению и Юлию, пожертвовать средства на строительство храма Победы. Долгие годы семья Власовых жила памятью о своем дедушке Игнате Петровиче Власове, пропавшем без вести в Курской битве летом 1943 года. «Папа писал письма во все города и села Курской, Белгородской областей. Десятки лет посылал запросы в архивы, ездил в дома ветеранов. Мы все до последнего думали, что ему удастся узнать хоть что-то о судьбе папы — нашего дедушки», — рассказывает Евгения.

В 2002 году отца не стало. Он оставил дочерям после себя историю поиска своего отца, поиска, который был делом его жизни. Когда Юлия и Евгения узнали о строящемся храме Победы, они захотели пожертвовать средства на его строительство. «Мы бы хотели, чтобы в таком сооружении отразилась история и нашей семьи. Сохранилась память о подвиге дедушки, об истории поиска, о нас как жертвователях», — говорит Юлия.

***

«Хочу, чтобы храм помог нам помнить о тех, кто в трудные дни отдавал все силы общему делу», - говорит Оксана Каньшина, рассказывая о военной юности своей бабушки – Ирины Жданович и прабабушки Нины Викентьевны Жданович (Хилевич).

Юная Ирочка Жданович столкнулась с войной уже в 15 лет, оказавшись вместе с матерью в составе спешно организованного военного госпиталя-эшелона. Оставить 15-летнюю дочь одну в городе Нина Викентьевна не могла и упросила начальника госпиталя взять дочку с собой в поезд. Тот разрешил с условием, что девочка за время пути освоит навыки лаборанта, будет брать и расшифровывать анализы раненых.

-Молодая, веселая, харизматичная Ирочка стала любимицей всего санитарного эшелона, - рассказывает ее внучка - Окасана Каньшина -  Она хорошо пела, выступала в концертах перед ранеными, но не только. В санитарном поезде они с мамой – моей прабабушкой – с нуля развернули лабораторию. Часто по несколько суток без сна, Ирина исследовала анализы. От скорости зависело решение врача о назначении бойцам лечения. Уже в 45-м их санэшелон проехал до Дальнего Востока. Спустя много лет мой папа был в командировке в Монголии и нашел место стоянки того санитарного поезда. Сейчас там построена больница.

***

Память о своих близких также хранит Нина Терентьевна Рубис, которая до сих пор каждый вечер молится за отца и брата — участников войны. Она помнит, как в 1941 году в ее родную деревню на Брянщине пришли оккупанты. Позже, когда деревню освободили, семью посетило страшное горе — пришла похоронка на отца.

Кто-то из соседей, ушедший на фронт вместе с отцом Нины Терентьевны, рассказал, что видел его на поле боя мертвым. Сомнений, казалось, не было, семеро детей остались без кормильца. Но случилось чудо — отец вернулся с фронта живым. Оказалось, его сильно ранило. Пуля через шею вошла в рот, раздробила зубы и вышла через глаз. Его так и записали в погибшие. Несколько дней лежал на поле боя. Потом пришла похоронная команда и увидела, что он живой. Ему пришлось долго лечиться, но он выжил, вернулся домой и дожил до глубокой старости.

© fondvoskresenie.ru

По словам Нины Терентьевны, в своем чудесном спасении отец видел чудо, которое над ним сотворил Николай Чудотворец. После возвращения домой поставил икону святого Николая на главное место в доме и молился ему до самой смерти.

Чудом спасся на войне от смерти и брат Нины Терентьевны, который дошел до самой Германии. Сестра и дочь двух фронтовиков решила поддержать строительство храма, так как он будет освящен в честь Воскресения Христова. «Их память, — говорит она, — теперь буду хранить не только я, но и храм Победы».

***

Не смогли не откликнуться на сбор средств для строительства храма и многие известные артисты.

«Моего папу, Михаила Богданова, призвали чуть ли не в первый день войны, — рассказывает народная артистка России Ольга Богданова. — Он был пехотным офицером, капитаном. Его сразу отправили на Ленинградский фронт, где осенью 1941-го шли самые тяжелые бои. Красноармейцы держались из последних сил, голодали. На весь день — горстка сухарей. Винтовку в руках еле удавалось удержать, какие уж там контратаки…»

Ольга Богданова не сомневается, что пройти горнило войны ее отцу, Михаилу Богданову, помогли вера и надежда. Она свято хранит память о нем, и каждый День Победы обязательно участвует в акции «Бессмертный полк».

***

Про свою бабу Аню, которая во время войны и в послевоенные годы «служила там, куда боялись идти мужчины-фронтовики», рассказала ее внучка Надежда Горбенко. Бабушка Надежды, Анна Семеновна Григорьева, в годы войны была среди тех, кто стоял на страже закона, вершил правосудие.

«У моей бабушки, — рассказывает Надежда Горбенко, — в 1941 году было двое детей, прокурорская должность в Москве, но с началом войны она попросилась на фронт. В дни битвы за Москву она продолжала работать в столице. Потом, когда началось контрнаступление наших войск, ее стали командировать в освобожденные районы — восстанавливать закон».

«Хуже всего было летом 1944 года в Белоруссии, — рассказывает ее внучка, — в том самом городке Лида, который описан в известной повести «В августе 44-го». Там орудовали банды. До приезда бабушки убили троих прокуроров. Люди служить там отказывались, а она вызвалась сама, хотя бандиты-националисты даже в суде не боялись бросать обвинителю угрозы в скорой расправе. Каждый день — под угрозой расправы. Дверь в дом можно было открывать только с оружием в руках».

© fondvoskresenie.ru

Внукам, которым сейчас и самим уже по 70 лет, так и запомнилась женщиной с орденом Красной Звезды на платье.

«Мы когда узнали, что строится Главный храм Вооруженных сил, — говорит Надежда Горбенко, — сразу вспомнил о бабе Ане. Кто-то скажет, мол, при чем тут церковь, она же комиссаром была. А я помню, что тогда еще, при советской власти, она после школы иногда приводила меня в Елоховский собор. Ходила от иконы к иконе, долго стояла у распятия. Поэтому, когда узнал о том, что храм Вооруженных сил будет освящен в честь Воскресения Христова, понял, что именно он сохранит память о моей бабушке».

***

«Теперь это и наш храм!» — с полным правом говорят ученики 7-го кадетского класса школы №3 города Феодосии.

Крымские школьники выступили с инициативой перечислить средства, вырученные за сбор макулатуры, на благо дело — строительство Главного храма Вооруженных сил. Ребята говорят, что все началось с телеинтервью Сергея Шойгу, где он рассказал, что строительство Главного храма Вооруженных сил России ведется на пожертвования, которые собирает благотворительный фонд «Воскресение».

«Средства небольшие, — рассказывает классный руководитель кадетского класса, учитель информатики Наталья Васильевна Варавина. — Но у нас в Крыму с его военной историей, тем более в Севастополе, Керчи, Феодосии, особое отношение к людям в военной форме, к памяти о войне. Хочется, чтобы потом, когда наши кадеты станут взрослыми, они рассказывали своим детям и внукам, что когда-то они вложили свою малую толику в дело строительства храма».

***

Жертвуют на храм и военнослужащие. Даже те, что несут службу вдали от Родины. Они не забывают о своих корнях и памяти предков. Одним из таких людей стал военнослужащий — военный священник 201-й российской военной базы в Таджикистане, настоятель расположенного на территории базы храма Иверской и Нарвской иконы Пресвятой Богородицы, отец Роман (Чебоненко). Он говорит, что храм — это то, с чего начинается Родина.

«Мы, военное духовенство, видим в строительстве храма пример единства духа, — говорит отец Роман. — На сей храм жертвовали люди самых разных духовных взглядов. У нас в Вооруженных силах есть православные, воцерковленные бойцы, есть слабо верующие. Но все они решили что-то пожертвовать на это большое дело. Мы увидели настоящее единение. Эта идея вызвала интерес даже со стороны других верующих — мусульман, буддистов. Все они одобрили и поддержали строительство храма».

© fondvoskresenie.ru

***

В числе тех, кто захотел помочь строительству храма Памяти, трудовые коллективы фирм — создателей самолетов «Ильюшин», «Туполев», «Сухой», чьи предприятия в годы Великой Отечественной войны внесли огромный вклад в Победу. На сайте благотворительного фонда «Воскресение» можно найти благодарность в адрес этих жертвователей.

На строительство самолетов в годы войны жертвовали свои сбережения тысячи рабочих, колхозников, ученых, деятелей культуры. Например, комсомольцы Москвы внесли в фонд обороны 25 миллионов рублей, на эти деньги построили эскадрилью «Москва». Воевали именные эскадрильи «Комсомол Кузбасса», «Молодой сибиряк», «Чапаевцы». Символично, что коллективы самолетостроительных фирм чтят традиции и решили поддержать строительство храма Победы.

***

На сайте фонда fondvoskresenie.ru публикуются именные благодарности каждому жертвователю. Их имена, наименования организаций, пожертвовавших на храм, будут внесены в Книгу жертвователей, издаваемую для вечного хранения, а также начертаны на латунных табличках, которые разместят на стенах по периметру храма.

Реклама
Реклама