Половцы. Враги и союзники

Половцы. Враги и союзники

История полувекового противостояния Руси и половецкой Степи полна трагических поражений и славных побед
Сражение с половцами в Великой степи.
© wikimedia.org
История полувекового противостояния Руси и половецкой Степи полна трагических поражений и славных побед
' + '' + ' ' + ''+ ' Сражение с половцами в Великой степи.
30 июня 2020, 06:14
Реклама

История средневековой Руси в значительной степени представляет собой историю ее противостояния с кочевыми народами, населявшими Великую степь. Хазары, торки, печенеги постоянно угрожали имуществу, свободе и самой жизни русских людей. Но до момента нашествия Батыя ни один из степных народов не представлял собой столь грозной опасности и не был столь тесно вовлечен во внутренние дела русских княжеств, как половцы. Обычно эти беспокойные соседи были противниками русских князей, но нередко становились их союзниками во внутренних распрях, а иногда и помогали отражать агрессию католического Запада. «Армейский стандарт» решил напомнить «дела давно минувших дней».

От Иртыша к Дунаю

Кипчаки представляли собой союз родственных тюркоязычных племен, чья область расселения изначально располагалась у верховьев Иртыша. Затем, по мере увеличения численности и череды завоеваний, они распространили свои владения до нижней и средней Волги. Именно они вытеснили торков из низовий Сырдарьи и вынудили их перекочевать в Причерноморские степи.

Территория расселения половцев — «кипчакская степь».
© wikimedia.org
Территория расселения половцев — «кипчакская степь».

После того, как в 1019 году Ярослав Мудрый нанес печенегам сокрушительное поражение на реке Альте, силы этого кочевого племени оказались навсегда подорваны, и их господству в низовьях Днепра и Дона наступил конец. Более многочисленные и лучше организованные в военном плане кипчаки вскоре перешли Волгу. Печенеги не смогли оказать им длительного сопротивления.

Большая часть печенегов откочевала на Балканы, меньшая — подчинилась завоевателям и была ими ассимилирована, а некоторые, наряду с торками и берендеями, попросили убежища у Киевских князей и были расселены вдоль границы со степью в качестве передовой стражи.

Кипчаки же после завоевания Северного Причерноморья стали хозяевами всей Великой степи. Их владения простирались от Иртыша до нижнего Дуная и северных склонов Кавказских гор, от южной кромки Сибирской тайги до Среднеазиатских пустынь.

В 1055 году они впервые появились на окраине русских земель, вторгнувшись в пределы Переяславского княжества. До войны дело тогда не дошло. Великий князь Всеволод Ярославич выступил с войском им навстречу, и после обмена подарками стороны договорились о мире. Степнякам, еще не подчинившим себе полностью новые владения, воевать против русских князей было тогда «не с руки». Но уже через 6 лет вспыхнет первая война с ними…

«Куманы иже рекомые половцы»

В западноевропейских и византийских источниках кипчаки упоминаются под именем «куманы». Русским летописцам это имя было хорошо известно, хотя чаще всего они называли новых степных соседей половцами. Дело в том, что у большой части куманов волосы были рыжими, цвета половы (соломы). Из-за этого необычного для кочевников-тюрок внешнего вида и закрепилось за ними имя «половцы».

Основным занятием половцев было кочевое скотоводство. Каждый мужчина выпасал с десяток лошадей, крупный рогатый скот, овец и даже верблюдов. Женщины и дети передвигались по степи в запряженных волами повозках. В этих повозках половцы перевозили и все свое имущество. Такой громоздкий обоз отягощал половецкое войско во время военных конфликтов, но при необходимости повозки ставились в круг и служили чем-то вроде передвижных укреплений для отражения вражеских атак.

Тяжеловооружённые всадники-половцы.
© wikimedia.org
Тяжеловооружённые всадники-половцы.

Военная организация половцев была на довольно высоком уровне. Все мужчины обязаны были служить в войске, что, впрочем, характерно для всех кочевых народов. Это позволяло им достигать численного преимущества над армиями народов оседлых, которые, как правило, вообще не привлекали в войско сельских жителей и, лишь при крайней необходимости, прибегали к мобилизации ополчения городов.

Главной силой половецкого войска была легкая конница. Всадники отлично владели луками и арканами, а в ближнем бою сражались кривыми саблями и короткими копьями. Пластинчатые доспехи или кольчуги защищали только небольшую часть войска – тяжелую кавалерию, составлявшую ближайшее окружение ханов. Пехоты как таковой не было, но при защите стойбищ и для осады городов часть войска спешивалась.

Есть сведения о применении половцами мощных самострелов, тетиву которых натягивали до полусотни человек, и «жидкого огня», под которым подразумевался заимствованный у китайцев порох или византийский «греческий огонь».

Слабой стороной половцев была их разобщенность. Ни один хан не обладал властью над всем половецким этносом или даже над значительной его частью. Однако во время войн с сильными противниками многочисленные ханы избирали из своей среды главного, который именовался каганом. Он получал верховную власть и командовал объединенным войском, достигавшим численности в несколько десятков тысяч всадников.

Традиционной тактикой половцев были характерные для всех степняков внезапные нападения, набеги, ложные отступления и засады. Надо особо отметить, что нередко именно благодаря участию половцев решался исход сражений, имевших поистине историческое значение.

Так, грузинский царь Давид IV Строитель нанес сокрушительное поражение неисчислимым ордам турок-сельджуков при решающем участии половцев.

Болгарский царь Калоян разгромил захвативших Константинополь крестоносцев тоже благодаря помощи половцев. Да и поражения крестоносцев на Ближнем Востоке в значительной степени стали следствием присутствия в рядах мамелюков все тех же выходцев из «кипчакской степи». Так что русским князьям пришлось столкнуться с очень сильным противником, умевшим и любившим воевать.

Натиск из степи

К 1061 году, окончательно вытеснив из причерноморских степей печенегов и торков, половецкие ханы развязали себе руки для грабежей русских окраин. Воспользовавшись формальным поводом для непродления мира, они вошли с большими силами на Русь, разбили выступившее против них войско князя Всеволода Ярославича и предались безудержному грабежу Переяславской земли. К берегам Дона они вернулись с большой добычей и с намерением продолжать набеги.

Русские княжества во второй половине XI века.
© wikimedia.org
Русские княжества во второй половине XI века.

В 1068 году половцы нанесли тяжелое поражение объединенному русскому войску на берегах реки Альты, на том самом месте, где были окончательно разгромлены печенеги. Но в том же году один из трех разбитых на Альте князей, Святослав Ярославич, сумел перехватить у реки Сновь половецкое войско во главе с ханом Шаруканом (победителем при Альте) и одержать над ним решительную победу. 3000 русских воинов обратили в бегство 12000 половцев, а сам Шарукан был взят в плен.

Поражение при Снове на целую четверть века остудило пыл кочевников. До 1093 года они не решались открыто идти войной на Русь. Но грабить русские земли это им не мешало! Сами русские князья стали приглашать половецкие орды для участия в междоусобицах и нередко отдавали им на разграбление владения противников. В то же время было положено начало заключению династических браков между семьями русских князей и половецких ханов.

Воспользовавшись смертью занимавшего тогда великокняжеский престол Всеволода Ярославича, половецкие ханы Боняк и Тугоркан возглавили новое нашествие на Русь. В 1093 году Тугоркану удалось посредством долгой осады взять город Торческ и, хуже того, разбить на реке Стугне выступившее было на выручку осажденным войско трех русских князей: Святополка Изяславича Киевского, Ростислава Всеволодовича Черниговского и Переяславского князя Владимира Мономаха. Святополку пришлось заключить с половцами мир на их условиях и жениться для его закрепления на дочери Тугоркана.

Битва на реке Салнице.
© wikimedia.org
Битва на реке Салнице.

Через три года Мономаху и Святополку удалось взять убедительный реванш. Хан Боняк подступил к самому Киеву и чуть было не захватил его внезапным наскоком. В то же время Тугоркан осадил Переяславль. Половецкие ханы рассчитывали воспользоваться отсутствием в южных землях князей, занятых междоусобными распрями на севере, но Мономах со Святополком успели вернуться. На реке Трубеж они нанесли войску Тугоркана сокрушительное поражение. Сам знаменитый половецкий хан был убит. Боняк, успевший ограбить окрестности Киева и сжечь Киево-Печерский монастырь, узнав о разгроме и гибели Тугоркана, благоразумно бежал с войском в степь.

А еще через три года этот же хан Боняк выступил в роли союзника двух других наших князей и сыграл решающую роль в отражении нашествия огромного войска венгров на юго-западные русские земли!

Блестящая победа под Перемышлем

В 1097 году состоялся съезд всех русских князей в Любече. Отпрыски Рюрика пришли, казалось бы, ко всеобщему согласию. Каждый получил свой удел и обязался не претендовать на земли соседа. Но не успели князья разъехаться, как Святополк Киевский совершил дикое клятвопреступление.

Князья договариваются о совместном походе на половцев.
© wikimedia.org
Князья договариваются о совместном походе на половцев.

Этот великий князь отнюдь не отличался умом и высокой нравственностью. Только благодаря твердой позиции Владимира Мономаха, не пожелавшего занять главный на Руси престол вопреки старшинству, Святополка терпели в качестве князя Киевского. И когда Давыд Игоревич Волынский стал плести интриги против Мономаха и Василько Ростиславича Теребовльского, этот недалекий властолюбец легко поверил навету, заманил Василько к себе и приказал ослепить его.

Началась междоусобная война. Давыд вынужден был бежать в Польшу, а Володарю и Василько Ростиславичам удалось отстоять свои владения от притязаний Святополка, разбив в сражении его армию, численно намного превосходящую их войско.

Но Святополк не унимался. Он послал сына за помощью к венгерскому королю Коломану (Кальман I Книжник). Тот не преминул воспользоваться поводом для подчинения своей власти юго-западных русских княжеств и в 1099 году перешел Карпаты во главе сорокатысячной армии.

Володарь Ростиславич был осажден этим огромным войском в Перемышле. По сведениям летописца, князь располагал только тысячей дружинников, но все же, надо полагать, вместе с городским ополчением, воинов у него было несколько больше. В любом случае силы сторон оказались несопоставимы. Положение Володаря выглядело совершенно отчаянным, но тут на помощь бывшему противнику неожиданно пришел Давыд Игоревич.

Ему удалось заключить союз с ханом Боняком. Согласно летописи, у Давыда было всего 100 дружинников, а половцев — 390. Даже если эти числа — плод десятикратного занижения собственных сил (вполне обычного для древних и средневековых письменных источников), то и в таком случае не меркнет блеск победы, одержанной Боняком, Давыдом и Володарем!

Сражение с половцами в Великой степи.
© wikimedia.org
Сражение с половцами в Великой степи.

План сражения был разработан половецким ханом. Разделив свои малые силы на три части, большую из них он поручил Давыду, другую возглавил сам, а демонстрационный отряд — его сподвижник, половецкий богатырь Алтунопа. В ночь перед битвой Боняк, этот бывалый разбойник, выехал в степь и завыл по-волчьи. Несколько волков откликнулись на вой, пообещав, тем самым, удачную охоту. Об этом хан оповестил все войско. Он знал, что делает: уверенность воинов в победе — уже половина победы!

Еще до рассвета отряды Боняка и Давыда укрылись в засадах по обе стороны ведущей к венгерскому лагерю дороги. Ближе к расположению врага засели воины Боняка, далее в глубине — дружинники и половцы Давыда. Алтунопа же с небольшой группой всадников на рассвете устремился на венгров.

Выпустив на ходу по несколько стрел, половцы развернулись и быстро помчались прочь от противника. Хитрая задумка хана сработала: венгерская конница бросилась преследовать маленький отряд Алтунопы беспорядочной массой, смешавшись и растянувшись вдоль дороги. В этот момент Боняк ударил с тыла, Давыд — из засад с обеих сторон дороги, а Алтунопа снова развернулся и решительно атаковал обескураженных преследователей в лоб.

Венгры оказались зажаты на узком пространстве и разгромлены на глазах товарищей, оставшихся блокировать Перемышль. В тесноте они сталкивали друг друга с обрыва в реку Вягр и сотнями гибли от сабель половцев и мечей русских дружинников Давыда. Володарь верно оценил обстановку и сделал своевременную вылазку, довершив разгром. Избиваемые венгры бросились в реку Сан, тонули в ней, а спасшихся вплавь и бегством половцы и русские преследовали еще два дня.

Король Коломан, хоть и с трудом, спас свою жизнь, а 40 тысяч его подданных ее лишились. Так, благодаря помощи половцев и полководческому искусству их предводителя, хана Боняка, была одержана редкая по красоте победа, вошедшая в историю как битва на Вягре. Этот ужасающий разгром надолго отбил у венгров охоту к завоеванию русских земель.

Перелом

Битва на Вягре — самый яркий, но далеко не единственный пример участия половцев в войнах русских князей с внешними врагами. И все же гораздо чаще они вовлекались князьями в междоусобицы, а если приглашений долго не было, то вторгались для грабежа и без приглашения. Мир с ними не мог быть прочным, пока они чувствовали свою неуязвимость на просторах степи.

Владимир Мономах решил во что бы то ни стало исправить такое положение дел и перенести войну с половцами на их землю. По его инициативе князья еще дважды собирались на съезд. В итоге им все же удалось договориться о совместных действиях против общего врага.

Владимир Всеволодович Мономах.
© wikimedia.org
Владимир Всеволодович Мономах.

В 1103 году конные дружины почти всех русских князей, подкрепленные хорошо вооруженным пешим ополчением городов, двинулись в степь. Пехота спускалась по Днепру на ладьях, конница шла вдоль берега. Возле острова Хортица они соединились и устремились на восток, построившись в боевой порядок.

Половецкие ханы собрали всех своих воинов у «места, называемого Сутень». Старший по возрасту хан Урусоба предложил просить мира и не вступать в битву с русскими, озлобленными разбойничьими половецкими набегами. Но большинство ханов поддержало молодых, заявивших: «Старец! Ты просто боишься русов! Мы положим дерзких врагов здесь, а потом легко возьмем их оставшиеся без защиты города». Эта самоуверенность стоила половцам многих тысяч жизней!

Четыре дня русские воины шли по степи, на пятый увидели и сразу яростно атаковали объединенные силы кочевников. Первым подвергся уничтожению составленный из отборных воинов сторожевой отряд. Им командовал герой битвы на Вягре Алтунопа, «славнейший из храбрецов половецких». Гибель авангарда, который был быстро окружен и изрублен на глазах остального войска, произвела на половцев гнетущее впечатление. Их огромная армия не выдержала первого же натиска и разбежалась во все стороны. Степняков преследовали и безжалостно убивали.

Старец Урусоба и еще 19 ханов пали в сражении. Победителям досталось множество пленных, коней, верблюдов, скота и другой добычи. Обрели свободу захваченные в набегах русские люди, которых ожидала участь быть проданными на невольничьих рынках.

Была одержана победа небывалого прежде масштаба. Объединенные силы хорошо умеющих воевать степняков были разгромлены наголову, причем на их же территории. Победа у Сутеня положила начало коренному перелому в противостоянии Руси со степью.

В 1107 году знаменитые половецкие ханы Боняк и Шарукан вторглись было в переяславские земли и осадили город Лубен, но на реке Суле русское войско атаковало их и сразу же обратило в бегство. А в 1111 году князья совершили поход вглубь степи, разорив располагавшиеся у слияния Северского Донца с Доном половецкие города. Полагая, что русское войско измотано долгим и изнурительным походом, половцы всеми силами обрушились на него у реки Салница, однако вновь потерпели решительное поражение.

Битва возле Сутени.
© wikimedia.org
Битва возле Сутени.

Когда Владимир Мономах наконец-то стал великим князем Киевским, его армии еще дважды совершили походы в глубину степи. Но половцы уже не решались вступать в битвы с русскими и откочевывали к предгорьям Кавказа и к Волге. Лишь после смерти Мономаха и с дальнейшим дроблением Руси на удельные княжества они вернулись к практике грабительских набегов.

Эпилог

Несмотря на то что раздробленная и погрязшая в княжеских междоусобицах Русь до самого монголо-татарского нашествия подвергалась разбойничьим нападениям половцев, они никогда уже не ставили себе целей, выходящих за пределы удачного локального набега. Чаще сами князья привлекали их в качестве наемных шаек для войны друг с другом.

Именно в разобщенности, прежде всего, упрекает князей «Рюрикова дома» автор «Слова о полку Игореве». Ведь походы объединенных дружин всегда приводили к победам над половцами, в отличие от авантюрных действий, подобных рискованному предприятию жаждавшего славы князя Новгород-Северского. Половцы уже не могли успешно противостоять большим русским армиям, хотя и оставались для войск отдельных княжеств достойными и опасными противниками.

Их считали заклятыми врагами, но при этом вступали с ними в династические браки. Против них совершали походы, но и заключали с ними союзы. И вовсе не удивительно поэтому, что когда половцы обратились к русским князьям с просьбой о помощи в войне против монголов, то помощь эту они получили. Но это уже совсем другая история…

Реклама
Реклама