«Земледелие»: от посадки до уборки

«Земледелие»: от посадки до уборки

В России создана не имеющая аналогов инженерная система дистанционного минирования
© Фото Виталия Кузьмина
В России создана не имеющая аналогов инженерная система дистанционного минирования
06 августа 2020, 10:24
Реклама

Перефразируя известное выражение «неприметная красота», о ней можно сказать: «незамеченная мощь». В отличие от берегового ракетного комплекса «Бал», танка Т-90М «Прорыв», тяжелой огнеметной системы ТОС-2 «Тосочка», на эту новинку, впервые показанную на военном параде в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, мало кто обратил внимание. И совершенно напрасно: наконец, можно было увидеть оружие, которое пытались создать еще полвека назад, и теперь это удалось. Речь об инженерной системе дистанционного минирования «Земледелие».

С дальностью, но без точности

Система дистанционного минирования, образец которой испытали в 70-е годы прошлого века на базе новейших в то время реактивных систем залпового огня «Ураган» и «Град», «добро» от Минобороны не получила. Если дальность постановки мин была вполне приемлема — до 30 километров, то точность оказалась невысокой, да и цена боеприпасов зашкаливала. К тому же особой надобности в таком оружии тогда не было — имелись иные проверенные способы устройства минных полей.

Сейчас в Вооруженных силах эту задачу решают универсальные минные заградители (УМЗ) на базе колесного автомобиля ЗИЛ-131. Однако тут проблемы с дальностью — всего-то до 120 метров. Та же беда у воздушного аналога — вертолетной системы минирования ВСМ-1, которую Ми-8 может применить с высоты не более полутора сотен метров. Оба постановщика весьма уязвимы на таких расстояниях и в условиях угрозы прямого поражения противником по сути беззащитны. То есть эффективны только тогда, когда мины можно поставить заранее и в относительно спокойной обстановке.

В то же время, с учетом современных способов ведения боевых действий, одним из основных требований стала автономность применения. Особенно с возрастанием роли тактического войскового звена. Плюс важна максимальная автоматизация, которая подразумевает высокую точность и скорость дистанционной постановки минных полей. Кроме того, согласно протоколу II Женевской конвенции в минах должна присутствовать система самоликвидации — над этим тоже предстояло поработать.

Словом, задача по созданию современной инженерной системы дистанционного минирования была комплексной и, следовательно, довольно сложной. Ее решение в самом конце 2013 года Минобороны РФ поручило тульскому НПО «Сплав».

Что посеешь…

Первые информационные материалы по новой инженерной системе дистанционного минирования впервые публично представили на Международном военно-техническом форуме «Армия-2016». Но опять же в общих чертах, а воочию «Земледелие» можно было увидеть лишь недавно, на параде в честь 75-й годовщины Победы.

В состав системы входят две машины: непосредственно сама боевая и транспортно-заряжающая. К ним контейнеры с инженерными боеприпасами — минами — различного назначения. Как отметили в «Ростехе», все они соответствуют требованиям Протокола II Женевской конвенции, в них установлен механизм самоликвидации.

Кстати, когда инженерной системе дистанционного минирования придумывали название, скорее всего, именно это свойство сыграло определенную роль. Ведь поначалу фигурировал «Сеятель». Однако в данном случае речь ведь не только о «посеве», но и об уборке: «семена» потом можно столь же эффективно обезвредить и потом собрать – заняться «Земледелием».

Итак, что же представляет собой эта новейшая система дистанционного минирования? На боевой машине размещены 50 направляющих (два пакета по 25) калибра 122 миллиметра для ведения залпового огня. По сути, это аналог реактивных систем залпового огня. Мины различного назначения: противотанковые, противопехотные и др. Работа по расширению номенклатуры инженерных боеприпасов тоже ведется.

Значение человеческого фактора и, значит, возможность человеческой ошибки сведены до минимума: подготовка данных для стрельбы осуществляется в автоматизированном режиме по расчетным точкам прицеливания, включая программирование боеприпасов и условия их самоликвидации.

После залпа происходит автоматическая регистрация района минирования на электронных картах местности и передача этих данных по защищенному каналу связи вышестоящему командованию.

© flickr.com

Обложить и уничтожить

Дальность стрельбы «Земледелия» варьируется от 5 до 15 километров. При этом современные средства навигации обеспечивают высокую точность. В числе дополнительного оснащения — автоматизированная метеостанция, позволяющая учесть погодные условия при расчетах параметров ведения огня.

Обеспечены достаточно комфортные условия для экипажа (недостатком комфорта нередко грешили образцы военной техники, созданной в советский период).

Безопасность от поражения от пуль и осколков обеспечивает бронированная кабина. В ней размещены система кондиционирования воздуха и фильтровентиляционная установка.

Маневренность боевой и транспортно-заряжающей машины, в том числе при передвижении на пересеченной местности, обеспечивает базовый КамАЗ повышенной грузоподъемности с колесной формулой 8х8. При развертывании на огневой позиции механизировано-физические нагрузки для экипажа минимальны. Загрузка боеприпасов занимает считаные минуты: снимается пустой пакет и устанавливается новый с 25 минами.

Преимущества инженерной системы дистанционного минирования «Земледелие» очевидны: точность, скорость и бесконтактность — это важнейшие слагаемые успеха в современном бою. При том, что и роль минно-взрывных заграждений сейчас возросла. Они позволяют задержать продвижение ударных сил противника на угрожаемых направлениях или, к примеру, не дать развернуться высаженному в тылу тактическому десанту, в значительной степени способствуя его уничтожению.

Опять же и свои войска будут действовать увереннее, зная, что на опасных участках или на флангах обороны не стоит ожидать внезапного нападения — сначала наступающим предстоит разобраться с минными полями.

Что на той стороне?

Есть ли аналоги в армиях стран НАТО? Длительный период системам дистанционного минирования в Альянсе не уделялось должного внимания. В основном на вооружении стояли самоходные и прицепные минные заградители. Это системы, способные, подобно отечественному универсальному минному заградителю УМЗ, устанавливать мины на незначительном расстоянии — от 30 до 100 метров. В США это «Вулкан» и GEMSS, в Германии — MiWS, в Великобритании — «Рейнджер». Это, что называется, классика, которая все менее востребована из-за уязвимости постановщиков при оперативном выполнении задачи.

В ряде армий используются артиллерийские системы, когда орудийный выстрел доставляет на участок местности кассетные заряды с минами. Речь, прежде всего, об американских системах ADAM и RAAMS.

Лишь в последнее время за рубежом стали разрабатывать по-настоящему современные инженерные системы дистанционного минирования, и они появились в войсках. В лидерах длительный период находился Бундесвер, где на вооружении стоит система «Ларс-2» (доработанная «Ларс-1»). Эта немецкая реактивная система залпового огня имеет 36 направляющих. После залпа кассета раскрывается над заданным участком, и приземлившиеся мины автоматически приводятся в боевое положение. Конкуренцию ей составляет американская система СЛУ-МНН с дальностью минирования от 300 м до 5 км.

Нет сомнений в том, что разработки по инженерным системам дистанционного минирования в странах НАТО будут активно проводиться и в дальнейшем. Тем более, минно-взрывным заграждениям при ведении боевых действий уделяется все большее внимание. Во всяком случае, при конкретных расчетах массированного применения на театре военных действий порядка 70 процентов мин предполагается устанавливать дистанционно.

Пока же можно со всей определенностью констатировать, что с принятием на вооружение инженерной системы дистанционного минирования «Земледелие» Вооруженные силы России будут существенно превосходить потенциальных противников в этой компоненте.

К своему 75-летию НПО «Сплав» имени А.Н.Ганичева 24 июля открыл новый цех, где будут производить сборку корпусов боеприпасов, а также их элементов: механических частей, блоков системы управления, парашютных отсеков. Как для выпускаемых реактивных систем залпового огня, так и для инженерной системы дистанционного минирования «Земледелие».

Как отметил присутствовавший на торжественной церемонии генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, для этой системы, как и для других новинок — «Торнадо-С» и ТОС-2, разработаны новые высокоэффективные «умные» боеприпасы, которые существенно повышают их возможности. В первую очередь, акцент делается на повышение точности и дальности стрельбы, эффективности поражения. Словом, после завершения испытаний и начала поставки «Земледелия» в войска за боекомплектом для этой системы дело тоже не станет.

Реклама
Реклама