Армия России глазами врага
Свежий доклад о состоянии и трендах развития российской армии подготовил американский правительственный аналитический центр RAND Corporation. «Армейский стандарт» ознакомился с документом и попросил ведущего военного эксперта Алексея Леонкова оценить, насколько адекватен взгляд противника на наши реалии.
Американские аналитики оценили состояние армии, военный бюджет России и перспективы развития наших Вооруженных сил. По их мнению, российские власти успешно модернизировали войска за последние 15 лет. Отметили они и некоторые особенности.
Что касается Сухопутных войск, то они отмечают, что для нас характерен больший акцент, чем для сил НАТО, на ведение огня с земли, в том числе на дальних дистанциях. Кроме того, российские подразделения действуют таким образом, чтобы ограничить свою уязвимость перед противником за счет огневой поддержки. Это, по мнению американских экспертов, отражает понимание нашими командирами необходимости первоочередного применения разведывательно-ударных возможностей.
Хотя, как указывают американские аналитики, наши Сухопутные войска не могут быть равны западным силам в соотношении «солдат на солдата», или «платформа — платформа», их способность «вести общевойсковые маневры на уровне формирования будет представлять серьезную угрозу подразделениям США или НАТО в условиях обычного конфликта».
RAND Corporation в своем докладе пишет, что «российский Военно-морской флот пережил некоторое возрождение с 2008 года, после 15 лет упадка из-за экономических проблем и политических потрясений». И хотя «своими публичными заявлениями российские военачальники провозглашают, что русский Военно-морской флот сейчас имеет большие возможности и глобальный охват», в реальности масштабы выполнимых миссий ограничены и останутся такими еще долго.
Американские аналитики считают, что российский Военно-морской флот сегодня действительно обладает мощными возможностями, но далеко не полного спектра. Так, есть проблемы с океанским флотом, способным осуществлять контроль в отдаленных районах земного шара. Текущий план роста и «рекапитализации» ВМФ России не предусматривает резкого увеличения набора задач в ближайшее время. В настоящее время ВМФ России способен эффективно решать три основные задачи: стратегическое сдерживание, береговая оборона и краткосрочные операции присутствия в океане (операции «показать флаг»).
Что касается стратегического арсенала России, то, как отмечено в докладе RAND Corporation, — это не только ядерное оружие. Так, аналитики говорят о том, что российские военные, «похоже, считают, что Дальняя авиация может быть эффективной для обычных миссий дальнего удара (без применения ядерного оружия)», а также, что этим она может способствовать укреплению глобальной военной мощи и потенциала России.
Американские эксперты предполагают в связи с этим, что Россия начнет разработку и развертывание комплекса новых «дальнобойных» крылатых ракет воздушного базирования с неядерными боеголовками. Эти ракеты дальнего действия позволят российским самолетам-носителям применять оружие, не входя в зону ПВО противника.
На не стратегическом уровне опасения у аналитиков RAND Corporation вызывает тот факт, что ряд европейских стран уязвим для ядерного оружия России меньшего радиуса действия. Россия, по их мнению, поддерживает разнообразие нестратегического ядерного потенциала, как это было до распада СССР.
Впрочем, точная оценка размера этого арсенала, а именно число тактических ядерных боеголовок, пока недоступна. Из возможных носителей наибольшее внимание привлекает баллистическая ракета «Искандер», которая имеет дальность полета менее 500 километров.
Также в RAND Corporation считают, что Москва разрабатывает крылатые ракеты, которые имеют различные диапазоны действия. Они могут быть запущены с носителей воздушного и морского базирования. Естественно, упоминается «Калибр». Как пишут американские эксперты, он «имеет дальность действия от 300 до 2500 км и может быть развернут как в ядерном, так и в обычном вариантах».
Отмечены западными аналитиками и увеличение числа контрактников, улучшения в подготовке личного состава. На росте «качества российских подразделений» сказался и боевой опыт, приобретенный в Сирии.
В целом, как считают аналитики, российские Вооруженные силы изменились, но по-прежнему сильно опираются на наследие советской армии.
Несмотря на то что возможности ведения масштабных наступательных операций у российской армии меньше, чем у советской, конфликт с модернизированными российскими войсками будет проблематичен для сил НАТО. Поскольку войска России в состоянии эффективно проводить общевойсковые операции бригадного масштаба.
Российский опыт в Сирии показал западным аналитикам, что наши возможности не распределены равномерно по всем Вооруженным силам России. Некоторые компоненты, в том числе ПВО и отдельные ударные комплексы, находятся на пути к полной модернизации к концу этого десятилетия.
Другие компоненты, такие, как Сухопутные войска и армейская авиация, совершенствуются медленнее, и полная их трансформация кажется маловероятной даже к концу следующего десятилетия.
Российский флот, по мнению RAND Corporation, еще не скоро будет способен к серьезной проекции силы. То есть российские Вооруженные силы «еще не там, где они хотят быть», но они улучшились, и постепенные улучшения будут продолжаться, хотя и более медленными темпами, чем сейчас, в свете снижения оборонных бюджетов России.
В качестве кратких выводов в докладе RAND Corporation указано, что у России есть преимущества как минимум в трех сферах. Эксперты считают, что русские военные могут оперативно развернуть Сухопутные войска, использовать обычные и ядерные вооружения с большой дальностью действия и преуспели в противовоздушной обороне. Прогресс также есть в космической сфере, разведке, радиоэлектронике и киберпространстве.
«Армейский стандарт» попросил военного эксперта Алексея Леонкова оценить этот доклад. Вот что он сказал:
— RAND Corporation, как известно, это теневое ЦРУ. Они стараются давать объективную картину, убирая субъективные факторы. Стоит отметить, что они адекватно оценивают текущую обстановку, состояние дел, не выдумывая того, чего нет. У них взвешенные оценки. Но вот выводы, когда у них не хватает технических данных, бывают не совсем однозначные и адекватные.
Нужно понимать, что RAND Corporation — это то самое исследовательское сообщество, которое предложило программу развития космических войск США и оно же стояло у основания стратегии Глобального мгновенного обезоруживающего удара.
В то время, когда в 2002 году они начали эту стратегию, нам действительно нечего было ей противопоставить. У нас оставались только стратегические ядерные силы, против которых и разрабатывалась эта стратегия — вывести их из строя одним ударом.
Теперь же, проверив и перепроверив всю информацию, которая есть по нашим перспективам, по существующим и поступающим на вооружение комплексам, и сосредоточив все силы на космической и воздушной разведке, они пришли к выводу: да, такие комплексы у нас действительно существуют. Они убедились, что это «железо», а не мультик. Поэтому они делают трезвый анализ.
А трезвый анализ показывает, что Россия уже не та, которая была в 1991-м или в 2002 годах, а совершенно другая Россия. Армия сейчас на переломе, идут процессы перевооружения и реформирования.
Они совершенно правильно дали оценку по стратегическим ядерным силам, понимают, что могут наши ВКС. Оценивают текущее состояние нашего флота, но при этом не владеют информацией о том, куда дальше все пойдет.
Самое интересное, какие выводы они делают. Я, например, читал выводы группы Конгресса США, которая рекомендовала два сценария противодействия нашему гиперзвуковому оружию: первый — запретить, второй — ограничить.
Насколько я вижу, стратегия силового сдерживания России пока претворяется в жизнь. Они стали более серьезно относиться к этой составляющей. Не только с точки зрения русофобии, когда кричат, чтобы побольше бюджет нарастили, а предпринимают конкретные шаги.
Тем более что новый министр обороны США Марк Эспер — человек практического склада ума. Он отказывается от фантастических проектов, больше ставит на реалистичность. Поскольку понимает, что в будущем США, конечно, попытаются изменить картину мира в очередной раз, но с учетом всех тех ошибок, которые они сделали после одержанной, как они считают, победы в «холодной войне».