
Казачий Дон
22 мая (по новому стилю) 1570 года направлявшееся в Константинополь русское посольство привезло на Дон грамоту царя Иоанна IV Грозного, в которой он предлагал казакам отныне и впредь провожать его послов до турецкой крепости Азов и встречать их оттуда. За это русский самодержец пообещал выплачивать донцам жалованье, то есть фактически пригласил их на государственную службу. И хотя казаки обосновались в низовьях Дона и создали там свое войско многими десятилетиями ранее, именно с 1570 года начался официальный отсчет истории Донского казачества…
С чего все начиналось
Откуда казаки вообще взялись? Представителями каких этнических групп были их предки? Как формировался казачий субэтнос? Подобные вопросы и в наши дни вызывают нешуточные споры. Более того, не имеет однозначного толкования даже происхождение самого слова «казак»! Отбросив в сторону научно не обоснованные и явно гротескные версии, мы все же постараемся составить общую картину на основании логики и достоверных исторических сведений.
Первое письменное упоминание понятия «казак» относится к 1303 году. В латинско-половецко-персидском словаре, составленном в Крыму папскими миссионерами (так называемый Codex Cumanicus), оно обозначает «стража, дозорного». Близко по значению и монгольское толкование слова: от «ко» — броня и «зах» — граница, то есть в совокупности — «страж границы».
Первый русский источник («Дело о границах Кирилловского монастыря» 1395 года) трактует слово «казак» как «вольный человек». Примерно такое же значение это слово имеет в тюркских языках, но вольность казака в них подразумевает еще и его склонность к бродяжничеству и даже к разбою.
Интересно, что во времена Золотой Орды казаками называли в том числе и представителей знатнейших родов, по той или иной причине лишившихся власти, удела, слуг и отправившихся кочевать по степи в одиночестве. Что же касается рядовых ордынцев, то именование казаками подразумевало их неподчинение кому-либо, кроме самого хана, по зову которого они во время войны обязаны были явиться в его стан и сражаться с врагами. Налогами или каких-то другими тяготами казаки обременены не были.
В целом можно констатировать, что понятие «казак» было издавна связано с личной независимостью и невысоким социальным статусом его обладателя, а также его принадлежностью к военному сословию. На Руси казаками стали называть селившихся у границы в укрепленных городках и крепостях воинов (так называемые «городовые казаки»), а также удальцов, бежавших от своих господ в подконтрольные Орде малозаселенные земли у побережья Черного и Азовского морей.
Предшественниками казаков и, возможно, даже предками какой-то их части были бродники (предположительно от слова «бродить»), обосновавшиеся в Причерноморье еще до нашествия на Русь монголо-татар. Во времена Орды в низовьях Дона стали селиться беглецы из юго-восточных русских княжеств и с русского севера (об этом косвенно свидетельствуют присущие северянам слова, вошедшие в казачий диалект), в том числе вятские ушкуйники, своими разбоями наводившие ужас на речные торговые пути и трижды разорявшие саму столицу ордынских ханов.

Принимались в донские казачьи общины также представители кавказских и степных народов, однако общим для всех разговорным языком был русский. Не менее важным фактором была приверженность казаков православной вере, хотя говорить о какой-то их чрезвычайной набожности и уж тем более о христианском смирении отнюдь не приходится…
Донским казакам, в отличие от запорожских (днепровских), не возбранялось жениться. Жён для себя они добывали главным образом в походах (как часть трофеев). При этом на начальном этапе существования донского казачьего войска в случае явной угрозы захвата поселений врагом жён своих казаки убивали, дабы не отягощать себя заботой об их спасении.
Со временем, когда казачество на Дону укрепилось, этот жестокий обычай ушел в прошлое, а вот женитьба на русских крестьянках и в самые поздние времена не приветствовалась. Считалось, что родившиеся крепостными не смогут по-настоящему воспринять присущий «вольным казакам» дух свободы.
С Дона выдачи нет
Распад Орды на несколько ханств, два из которых, Казанское и Астраханское, в середине XVI века были покорены усилившимся Московским государством, приблизившим свои границы к области расселения казаков, способствовало тому, что Донское казачество значительно укрепило свои позиции. Приток на Дон отчаянно смелых, энергичных людей, предпочитавших опасную свободу холопской доле, неуклонно возрастал. Даже беглые преступники находили там убежище, ибо на всех принятых в общину распространялось неписаное, но твердое правило: «С Дона выдачи нет!»
Российские власти относились ко всему этому, мягко говоря, без восторга, но ничего поделать не могли. К тому же портить отношения с казаками, всегда выступавшими союзниками Русского государства в конфликтах с крымскими и ногайскими татарами, правителям не хотелось. Более того, союз этот был для русских государей очень удобен. Наносившие ущерб противнику казаки не являлись их прямыми подданными, поэтому на жалобы крымского хана и турецкого султана московский самодержец мог смело отвечать, что казаки-де «люди воровские», закону не подчиняются, «идут на войну или живут в мире без моего ведома».
Такая позиция не мешала, однако, привлекать донских удальцов к военным предприятиям русской армии. В 1552 году они под началом атамана Сусара Федорова участвовали во взятии Казани, а спустя 4 года во главе с Ляпуном Филимоновым принимали участие в ликвидации Астраханского ханства. Но жившие в непосредственной близости к владениям могущественных врагов казаки и сами нуждались в покровительстве и защите Московского царя. Во второй половине XVI века обе стороны все более и более стали осознавать выгоды официального перехода Донского казачьего войска в подданство русского монарха…
Царская грамота
13 января (по новому стилю) 1570 года Иоанн IV Грозный подписал в Москве грамоту, обращенную к донским казакам. Им предлагалось сопровождать русские посольства к турецкому султану до крепости Азов, а также встречать их там на обратном пути. Услуги эти царь обещал казакам оплачивать: «И Мы вас пожалуем своим жалованьем». Фактически это означало поступление на «государеву службу».
Царский посол Иван Новосильцов огласил предложение Иоанна Грозного войсковому кругу 22 мая (по новому стилю) 1570 года, по прибытии на Дон. Предложение московского государя было охотно и радостно принято. С тех пор Донское казачье войско обрело официальный статус части вооруженных сил русского государства.

Царь оставил казакам их внутреннее самоуправление и гарантировал освобождение от каких-либо налогов и денежных сборов в казну. Взамен они должны были по первому монаршему повелению выступать в боевые походы вместе с русским войском, а также защищать границы страны.
На службе России
Войско Донское стало первым казачьим войском, официально поступившим на службу России. Его история изобилует участием в войнах с врагами нашей страны во все исторические периоды. Но нельзя также умолчать и об участии донских казаков (наряду с прочими) в сотрясавших устои государства смутах, восстаниях и внутренних вооруженных конфликтах.
Донские казаки сыграли преимущественно отрицательную роль в событиях Смутного времени (начало XVII века). Их атаман Иван Заруцкий был одной из самых примечательных его фигур со знаком минус. Сегодня он заслуженно позиционируется в истории как враг возрождавшегося русского государства. Полыхавшие в XVII–XVIII веках кровопролитнейшие восстания возглавляли донские казаки Степан Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев.
И все же заслуги донского казачества перед Россией явно перевешивают его вину. Бесшабашный склад характера большинства казаков подталкивал их порой к авантюрам, но гораздо чаще их отчаянная храбрость и находчивость служили интересам Отечества. С первых десятилетий своего существования Войско Донское сражалось со злейшими врагами нашей страны и при этом являло собой пример воинской доблести и готовности к самопожертвованию ради победы над супостатами.
Чего стоит одно только пятилетнее «Азовское сидение» 1637–1642 годов! С помощью пришедших на помощь «братьев-запорожцев» донские казаки овладели мощной турецкой крепостью Азов и посрамили попытавшуюся выбить их оттуда 120-тысячную османскую армию, возглавленную великим визирем. В ходе обороны крепости казаки отразили 24 (!) яростных штурма.

Едва оправившееся от Великой смуты и недавней очередной войны с поляками русское государство не решилось оказать донским удальцам прямую военную поддержку. Город в конце концов все же был мирно возвращен султану, но, несмотря на это, подвиг донских казаков остался легендой в памяти многих поколений.
Через полвека донские казаки вновь отличились при взятии Азова. Теперь уже они действовали в составе войска Петра Великого (1696), сыграв в ходе осады и штурма едва ли не решающую роль. В последующие годы все войны, которые вела Российская империя, были отмечены участием казаков, среди которых донцы составляли наибольшее число.
Они храбро сражались с турками и пруссаками, участвовали в беспримерном в мировой истории штурме Измаила, в Итальянском и Швейцарском походах Александра Суворова, в Отечественной войне 1812 года и взятии Парижа в 1814 году. В более близкие нам времена донские казаки тоже держали порох всегда сухим, а шашки наточенными. Практически каждая война и военный конфликт XIX и начала XX веков, в которых принимала участие Россия, отмечены активным вовлечением в боевые действия донских казаков. На протяжении трех с половиной столетий Войско Донское было реальной силой, в любой момент готовой выступить на защиту Отечества.
Трагедия и слава донского казачества в ХХ веке
Участие в Первой мировой войне стоило донскому казачеству, как и всему российскому народу, колоссальных жертв. Увы, они оказались напрасными. Грянувшие одна за другой две революции 1917 года лишили Россию выгод, которые должна была принести победа. Более того, они ввергли ее в пучину братоубийственной Гражданской войны, стоившей народу в несколько раз большего числа жизней, чем было отдано на фронтах Первой мировой.
Донское казачество в ходе междоусобной бойни тоже оказалось разделено на две части. Одна выступила непримиримым врагом советской власти, в то время как другая, в основном объединившая в своих рядах беднейшие слои, приняла участие в войне на стороне Красной Армии. Несмотря на это, после победы в Гражданской войне большевики взяли курс на полную ликвидацию казачества как субэтноса и организованной военной силы. Само отношение к казакам несло на себе отпечаток стереотипа о них — как о былой опоре столь ненавистного новой власти царского режима со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Но когда наступили страшные годы Великой Отечественной войны, о казаках с их вековыми боевыми традициями все-таки вспомнили. В июле 1941 года в Ростовской и Сталинградской областях началось формирование 15-й и 116-й Донских казачьих кавалерийских дивизий. Весной 1942 года они обе вместе с двумя кубанскими добровольческими казачьими дивизиями вошли в состав 17-го казачьего кавалерийского корпуса.

В конце 1942 года по решению Ставки Верховного Главнокомандования был сформирован 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус. В его состав включили 11-ю и 12-ю гвардейские Донские казачьи кавалерийские дивизии, а также 63-ю кавалерийскую дивизию. С осени 1944 года по зиму 1945 года 5-й Донской гвардейский казачий корпус участвовал в боевых действиях в Венгрии.
После разгрома нацистской Германии лучшие бойцы казачьих соединений и частей приняли участие в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года. А 9 мая 1945 года, в первый мирный день, вдохновленный видом гарцующих по берлинской мостовой казаков участник Великой Отечественной войны поэт Цезарь Солодарь на одном духу сочинил о них песню, и вскоре из динамиков всех радиоприемников нашей страны понеслось залихватское: «Едут, едут по Берлину наши казаки…»
В наши дни
В перестроечные и постперестроечные годы началось активное возрождение различных казачеств. Естественно, что эта тенденция коснулась и старейшего в России Донского казачества. Конечно, говорить о восстановлении Войска Донского как организованной боевой силы было бы явным преувеличением. По сути, это общественная организация с военизированным уклоном. Но все же события последнего десятилетия показали, что боевой дух казачества по-прежнему жив.

Внуки и правнуки донских казаков с 2014 года активно участвовали в защите населения Донбасса от бандеровских банд. Причем отправились они туда добровольно! А ныне потомки штурмовавших Азов, Очаков и Измаил героев доблестно сражаются в составе российских войск на Украине, ломая хребет возродившейся нацистской гадине. Честь и слава всем им, продолжающим героические традиции предков!