Основоположник военно-полевой хирургии

Основоположник военно-полевой хирургии

К 215-летию со дня рождения Николая Ивановича Пирогова
В Севастопольском госпитале (картина Михаила Труфанова).
© Соцсети
К 215-летию со дня рождения Николая Ивановича Пирогова
' + '' + ' ' + ''+ ' В Севастопольском госпитале (картина Михаила Труфанова).
25 декабря 2025, 11:50
Реклама

25 ноября (по новому стилю) 1810 года  родился великий русский хирург  Николай Пирогов. Его жизнь была  отмечена выдающимися достижениями мирового масштаба в области медицины, а также незаурядным вкладом в развитие системы высшего и среднего образования России. «Армейский стандарт» напомнит прежде всего о том, что именно Пирогов разработал и внедрил на практике методику оказания раненым квалифицированной медицинской помощи, известной ныне как военно-полевая хирургия.

Путь к профессорской кафедре

Будущий знаменитый профессор был 13-м ребенком в семье военного казначея майора Ивана Пирогова и Елизаветы Новиковой, происходившей из старого московского купеческого рода. Проживавшая в Москве семья не отличалась достатком, но родители Николая знали о чувстве собственного достоинства не понаслышке. Когда друг семьи Пироговых, профессор медицины Ефрем Мухин предложил матери смышленого юноши определить его учиться в университет за казенный счет, она сочла такую поблажку унизительной.

В 14-летнем возрасте Николай Пирогов стал студентом, обучение которого оплачивала семья, и так едва сводившая концы с концами. Из-за этого у него не было средств на студенческий мундир, и даже в теплое время года ему приходилось слушать лекции облаченным в шинель.

В 1828 году он окончил отделение врачебных наук медицинского факультета Императорского Московского университета со степенью лекаря, после чего был зачислен в воспитанники Профессорского института, организованного при Дерптском университете с целью подготовки будущих профессоров российских университетов.

Через пять лет Пирогов защитил диссертацию на степень доктора медицины. Для продолжения образования его в числе двенадцати лучших выпускников Профессорского института направили в Берлинский университет. Вернувшись в 1836 году в Россию, Пирогов получил право выбора профессорской кафедры в любом высшем учебном заведении страны.

Он пожелал видеть себя на кафедре хирургии медицинского факультета Московского университета, но в дело внезапно вмешалась болезнь, а после выздоровления место оказалось уже занято. Пришлось возглавить кафедру теоретической и практической хирургии Императорского Дерптского университета (в нынешнем эстонском Тарту), где он стал первым русским профессором.

Н.И. Пирогов (портрет Ю. Апольской).
© Соцсети
Н.И. Пирогов (портрет Ю. Апольской).

Там 28-летний ученый написал сделавшую его известным работу «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций». Книга стала настольной для многих его коллег в разных странах. В этом Николай Иванович убедился лично, когда в 1839 году приехал на стажировку в Парижский университет и застал знаменитого французского профессора хирургии и анатомии Альфреда Вельпо за чтением его труда.

Вопреки мракобесию

Сплочение русского народа при отражении наполеоновского нашествия имело ряд последствий. Если до 1812 года обиходным языком дворянского сословия был преимущественно французский, то Отечественная война естественным образом превратила его во вражеский. Патриотические тенденции стали способствовать вытеснению чуждого наречия, что само по себе было хорошо, но при этом любые европейские веяния, в том числе и научные, постепенно оказались в числе осуждаемых и подозрительных. Не обошло это стороной и медицину, особенно анатомические опыты.

Все чаще звучали требования прекратить «богомерзкое употребление» людей. В Казани был даже уничтожен анатомический кабинет. Все его экспозиционные образцы поместили в гробы и захоронили на местном кладбище. В учебных заведениях демонстрации обычно проводились на различных макетах и посторонних предметах: к примеру, преподаватель демонстрировал сокращение мышц, подергивая платок. Все это никак не способствовало развитию отечественной медицины. Но Пирогов имел смелость не идти на поводу у мракобесия и воинствующего невежества.

В поисках действенного и наглядного метода обучения Николай Иванович решил применить анатомические исследования на замороженных трупах. Этот прием был впервые описан нидерландским профессором анатомии и хирургии Питером де Римером и опубликован на голландском и французском языках в 1818 году. Однако Пирогов изобрел свою методику независимо от нидерландского коллеги и назвал ее «ледяной анатомией». Так, благодаря ему, появилась на свет новая медицинская дисциплина — топографическая анатомия.

Рождение военно-полевой хирургии

С 1841 года Николай Иванович трудился в Санкт-Петербурге, возглавляя кафедру хирургии в Императорской Медико-хирургической академии и одновременно Клинику госпитальной хирургии, созданную им на базе 2-го Военно-сухопутного госпиталя. В его обязанности входило обучение военных хирургов. Дабы готовить настоящих специалистов, Пирогов занялся глубоким изучением распространенных в те времена хирургических методов. Многие из них он коренным образом переработал, а также разработал целый ряд совершенно новых приемов, благодаря чему ему удавалось гораздо чаще, чем другим хирургам, избегать ампутации конечностей.

Для проверки разработанных операционных методов в полевых условиях Николай Иванович в 1847 году уехал в действующую армию на Кавказ. Там он, работая хирургом при Владикавказской крепости, впервые применил перевязку бинтами, пропитанными крахмалом. Такая перевязка оказалась удобнее и прочнее, чем применявшиеся до этого лубки.

В ходе осады аула Салты Пирогов в полевых условиях впервые в истории медицины провел операцию с эфирным наркозом. Впоследствии он выполнил около десяти тысяч таких операций!

Н.И. Пирогов применяет эфирный наркоз.
© Кадр из фильма
Н.И. Пирогов применяет эфирный наркоз.

Но настоящее всенародное признание пришло к Николаю Ивановичу в ходе Крымской (Восточной) войны. В начале ноября 1854 года Пирогов с двумя врачами и фельдшером выехал из Санкт-Петербурга в Севастополь. Там он стал свидетелем острой нехватки медицинского персонала и даже предложил подключить к делу женщин.

На зов знаменитого коллеги откликнулась целая группа известных врачей, прибывших следом за Пироговым в осажденный врагами город, а также медицинские сестры из учрежденной великой княгиней Еленой Павловной первой в России Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Пирогов лично разработал схему их работы и быта в военных условиях.

Он распределил медсестер на четыре группы: перевязочные, аптекарши, хозяйки, а также транспортные сестры, которые сопровождали раненых до госпиталя. Это было по тем временам нововведением. Кроме того, медсестры занимались уборкой, готовили еду и контролировали интендантов.

Сам Николай Иванович трудился в Севастополе без отдыха, на износ, и при этом внедрял новаторские методы. В 1855 году Пирогов впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации.

Кроме того, он впервые в России предложил распределять раненых по степени тяжести на пять категорий: 1) безнадежные и смертельно раненые; 2) тяжело и опасно раненые, требующие безотлагательной помощи; 3) тяжелые, способные пережить после оказания первичной помощи доставку в госпиталь; 4) подлежащие отправке в госпиталь и 5) легкораненые, которым помощь оказывается на месте (наложение легкой повязки или извлечение поверхностно сидящей пули). Из такой сортировки впоследствии выросла вся лечебно-эвакуационная служба Российской армии.

Памятник Н.И. Пирогову в Москве на Пироговской улице.
© mos.ru
Памятник Н.И. Пирогову в Москве на Пироговской улице.

Немаловажно было и то, что Пирогову удалось организовать работу военно-транспортных команд с лошадьми и удобными повозками. Это позволило решить вопрос относительно быстрой доставки раненых в госпиталь.

Так, благодаря Пирогову, в Севастополе родилось новое направление медицины — военно-полевая хирургия!

Эпилог

Николай Иванович продолжал трудиться на благо России и медицинской науки до конца жизни. Уже будучи пожилым человеком, он отправился на театр боевых действий Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. И вновь, благодаря его стараниям и профессионализму, медицинская служба была организована на высоком по тому времени уровне. Сотни спасенных от смерти и увечий солдат и офицеров были благодарны за это лично ему.

Николай Пирогов пожелал служить науке и после смерти. В 1881 году его тело было забальзамировано и до сих пор хранится в городе Виннице в прозрачном саркофаге. Очень хочется верить, что «незалежные» борцы с «имперским прошлым» все же не опустятся до осквернения его могилы…

Реклама
Реклама