«Беспилотный ведомый» с дальним прицелом

«Беспилотный ведомый» с дальним прицелом

В Австралии показали возможное будущее военной авиации
© boeing.com.au
В Австралии показали возможное будущее военной авиации
28 мая 2020, 10:36
Реклама

В начале мая австралийское подразделение авиастроительного концерна Boeing на заводе в Брисбене провело демонстрацию Королевским ВВС Австралии летного образца своего «беспилотного ведомого». Был показан летательный аппарат Loyal Wingman («лояльный, или беспилотный, ведомый»). Это первый за более чем 50 лет самолет, который был полностью спроектирован и произведен в Австралии. Но презентация примечательна не этим. «Лояльный ведомый» обозначил новейшую тенденцию в развитии авиационных средств вооруженной борьбы. «Армейский стандарт» изучил вопрос.

Создаваемый в рамках проекта Loyal Wingman Advanced Development Program беспилотный летательный аппарат в перспективе станет частью системы Airpower Teaming System. Суть концепции в том, что беспилотники будут взаимодействовать с пилотируемыми боевыми самолетами, беря на себя решение наиболее опасных боевых задач.

В целом Военно-воздушным силам Австралии предлагается умная боевая авиационная система, которая по своему поведению будет мало отличаться от сопровождающего или ведущего пилотируемого боевого самолета. «Беспилотные ведомые» смогут брать на себя значительную часть функций боевой пилотируемой авиации. При этом жизнь летчика риску не подвергается.

Беспилотные аппараты смогут, например, вести разведку, осуществлять рекогносцировку, участвовать в воздушных боях, наносить удары по наземным целям, ставить радиоэлектронные помехи.

По оценке экспертов, в перспективе Loyal Wingman будут применяться в связке с близкими по скоростным характеристикам многоцелевыми самолетами F/A-18 различных модификаций, которых много в составе австралийских ВВС, а также с F-35A, планируемыми к закупке.

В компании также изучают идею использования беспилотных аппаратов для защиты уязвимых пилотируемых самолетов-разведчиков, построенных на основе гражданских самолетов. Таких, например, как морской патрульный самолет Boeing P-8A Poseidon и Boeing E-7A Wedgetail.

До 16 таких беспилотников вместе с пилотируемым самолетом могут составлять боевую группу для выполнения тех или иных задач. И такая картина воздушной войны будет очень сильно отличаться от современной авиационной тактики и стратегии.

© boeing.com.au

Беспилотный аппарат

Беспилотный летательный аппарат Loyal Wingman выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным стреловидным крылом малого удлинения размахом 11,7 метра и V-образным хвостовым оперением.

В качестве силовой установки используется турбореактивный двигатель. Воздухозаборники размещены по бокам фюзеляжа. При проектировании использованы подходы, направленные на снижение радиолокационной заметности аппарата.

По внешним очертаниям беспилотник напоминает самолеты 5-го поколения.

Конструкция беспилотного летательного аппарата полностью выполнена из композиционных материалов. При этом в компании Boeing особо отмечают, что в конструкции аппарата впервые используются крупные цельнокомпозитные элементы крыла. «Крыло состоит из двух частей — верхней и нижней, которые соединены вместе», — говорит Шейн Арнотт (Shane Arnott) директор программы Airpower Teaming System в Boeing Australia.

При создании аппарата применены передовые технологии проектирования и производства. Создана полностью цифровая модель летательного аппарата для расчета конструкции, моделирования подсистем для наиболее полного соответствия требованиям заказчика, на всех этапах жизненного цикла.

Аппарат имеет модульную носовую часть длиной 2,6 метра. Под обтекателем в пространстве объемом более 1,47 куб. метра размещается различное оборудование, включая оптикоэлектронные системы разведки и наблюдения.

Самолет имеет открытую архитектуру бортовых радиоэлектронных систем. Это позволит оперативно менять целевую нагрузку в зависимости от решаемых задач, а кроме того, даст возможность австралийским разработчикам создавать для новой боевой авиационной системы новое оборудование.

Кроме того, предполагается, что беспилотник сможет нести вооружение, размещаемое, по-видимому, на внешних точках подвески.

Компания Boeing Australia отказалась назвать летно-технические характеристики нового беспилотного аппарата. Едва ли не единственным названным параметром стала дальность действия. Аппарат сможет выполнять полеты на расстояние до 3,7 тыс. км.

Скорее всего, разработчики назвали техническую дальность полета — то есть максимальную дальность при условиях стандартной атмосферы, полной заправке топливом и базовой нагрузке. А значит, в реальности дальность будет меньше.

При этом о возможности контролировать беспилотник посредством спутникового канала связи ничего не сообщается. Вероятно, управление будет осуществляться оператором на пилотируемом летательном аппарате через защищенный канал связи, работающем в зоне прямой видимости.

Основной упор разработчики делают на функционирование беспилотника в автономном режиме, за счет интеллектуальных систем управления.

© boeing.com.au

Система управления

Управление ведомым беспилотником в операции организовано так: оператор на ведущем самолете (им может быть сам пилот) использует систему связи, чтобы поставить задачу беспилотному ведомому. Бортовая система управления беспилотным аппаратом с элементами искусственного интеллекта способна сама находить оптимальные варианты решения задачи. Например, определять, с учетом особенностей местности, погоды, воздушной обстановки и имеющихся угроз, маршрут полета к месту назначения и обратно.

Позиция Boeing состоит в том, что взаимодействие между Loyal Wingman и пилотируемыми самолетами должно обеспечиваться без внесения существенных изменений в бортовые радиоэлектронные системы последних. «У нас есть подход, который является гибким и не требует значительной модификации других самолетов, — говорит Арнотт. — Мы не собираемся выдвигать какие-либо требования для ведущих (пилотируемых самолетов. — «АС») по управлению нашим беспилотным самолетом».

Наиболее удачным решением было бы обеспечить взаимодействие пилота самолета с беспилотником посредством голосовых команд. Причем идеальный вариант — создание системы, способной не только реагировать на команды из некоего предустановленного набора, но адекватно воспринимающей обычную речь.

Испытания

Макет беспилотника американский концерн впервые показал в начале прошлого года. Состоявшейся в начале мая выкатке опытного экземпляра предшествовало проведенное в начале апреля 2020 года первое включение бортовых систем Loyal Wingman в составе собранного фюзеляжа.

Чуть позже система Loyal Wingman пройдет наземные аэродромные испытания, включая руление и пробежки по взлетно-посадочной полосе. Далее последуют летные испытания. Первый полет беспилотника запланирован на конец 2020 года.

После этого будет выполнена серия испытательных полетов, как одиночных, так и совместных с пилотируемыми самолетами.

Всего по условиям контракта производитель должен построить три образца беспилотного самолета для ВВС Австралии, которые будут использованы в испытаниях.

Тестовые полеты, по некоторым данным, будут проводиться на испытательном полигоне Вумера в Южной Австралии. Впрочем, быстрого поступления на вооружение данного беспилотного летательного аппарат ожидать вряд ли стоит.

Даже несмотря на то, что первоначально на аппарате планируется реализовать ограниченный функционал, включая разведку и радиоэлектронную борьбу, разработка весьма нова, в том числе концептуально.

© boeing.com.au

Перспективы

Loyal Wingman представляет собой первый летательный аппарат, разработка которого ведется крупнейшим за пределами США подразделением компании Boeing. В Австралии изготовлены порядка 70% узлов и подсистем беспилотного летательного аппарата.

Помимо головного исполнителя в работах по проекту приняли участие 35 местных компаний и организаций из четырех австралийских штатов, включая BAE Systems Australia, RUAG Australia, Ferra Engineering, AME Systems, Allied Data Systems, Microelectronic Technologies и другие.

Реализация проекта ведется на паритетных началах при совместном финансировании со стороны министерства обороны Австралии и компании Boeing Australia. Австралийское правительство объявило в феврале 2019 года об ассигновании $25,7 млн на создание данной системы. Boeing отказывается раскрывать свои инвестиции в эту программу, однако можно предположить, что речь может идти о сопоставимой сумме.

Boeing стремится производить систему Loyal Wingman в качестве нового привлекательного для ВВС решения. Беспилотник должен быть достаточно функциональным, при этом недорогим, чтобы их потери не наносили серьезного ущерба бюджету вооруженных сил.

Производитель не обнародует стоимость беспилотника, но по косвенным данным можно сделать предположения о ее размере.

Ближайшим аналогом системы Loyal Wingman является XQ-58A Valkyrie компании Kratos Defense & Security Solutions. Стоимость аппарата, несколько уступающего австралийцу по габаритам, оценивается в $2–3 млн за единицу.

По словам руководителя программы Шейна Арнотта, массовое производство беспилотников Loyal Wingman начнется «к середине десятилетия, может быть, чуть раньше».

ВВС Австралии являются стартовым заказчиком системы. В дальнейшем в Boeing Australia надеются также найти и экспортных заказчиков. По словам представителя ВВС Австралии, интерес к проекту уже выразили США и Великобритания. Впрочем, воплощение проекта в Австралии позволяет Boeing рассчитывать и на возможность поставок в третьи страны.

Реклама
Реклама