Владимир по прозвищу Единоборец
Владимир Всеволодович Мономах — один из известнейших князей в русской истории. Его жизнь изобиловала самыми разными событиями, но главные из них произошли в мае. В этом весеннем месяце 970 лет назад он появился на свет, 910 лет назад стал Великим князем, в этом же месяце в 1125 году он умер. «Армейский стандарт» напомнит вехи судьбы этого великого человека.
Лествичное право
Отец Мономаха, Великий князь Всеволод, был четвертым сыном Ярослава Мудрого. Деда, ушедшего в мир иной, когда маленькому Владимиру еще не исполнилось и года, он, конечно же, не помнил. Но именно ему, одному из внуков, на протяжении всей жизни приходилось преодолевать пагубные последствия установленного Ярославом «лествичного права» наследования главного на Руси престола.
По этому праву великокняжеская власть переходила не по вертикали — от отца к старшему сыну, а сначала по горизонтали — к следующему по старшинству брату, и лишь после смерти всего поколения — к старшему из братьев нового поколения. Такой порядок престолонаследия уже в самом скором времени породил путаницу и стал причиной многих распрей и бед.
Сам Владимир Мономах тоже немало поспособствовал закреплению столь вредного для государства обычая, однако руководствовался он при этом чувством порядочности. Не желая нарушать дедовский завет, он отказался занять отцовский престол после смерти Всеволода, хотя некоторые другие князья, дружинники и киевляне просили его об этом. Уже тогда его считали достойнейшим. Но Владимир не польстился на верховную власть, уступив ее двоюродному брату Святополку Изяславичу, сыну старшего брата отца.
Недалекий в умственном отношении Святополк, хотя и был храбрым воином, правителем оказался весьма посредственным. Не отличался он к тому же и высокими моральными качествами. Его с трудом терпели, не раз собирались свергнуть, но благодаря поддержке Мономаха Святополк оставался великим князем целых два десятилетия. Стремясь сохранить зыбкое единство между унаследовавшими дедовское достояние внуками, Владимир вынужден был строго руководствоваться неразумным завещанием Ярослава, прозванного современниками Мудрым…
Нашествие половцев
Будущие главные противники князя впервые появились в Причерноморских степях в 1055 году. Владимиру, родившемуся 26 мая 1053 года, было тогда чуть более двух лет. Первая встреча с половцами к военному столкновению не привела, но зимой 1061 года они вторглись в русские пределы и нанесли очень чувствительное поражение отцу Мономаха, правившему в тот период Переяславским и Ростово-Суздальским княжествами.
Половцы были грозным противником. (О взаимоотношениях русских князей с ханами «Армейский стандарт» уже рассказывал в статье «Половцы. Враги и союзники». Как в любом кочевом народе, все мужчины у половцев были воинами, умеющими хорошо стрелять на скаку из лука. Кроме того, имелись у ханов и отряды тяжелой конницы, защищенной доспехами и способной сражаться с русскими дружинами в рукопашную.
А если расклад сил оказывался для половцев неблагоприятным, у них всегда оставалась возможность откочевать далеко в глубь степей. Их необозримые бескрайние просторы служили надежной естественной защитой, что давало степнякам весомое преимущество в войне с оседлыми народами.
В отличие от печенегов, являвшихся самой большой опасностью для жителей южнорусских земель до пришествия в Северное Причерноморье половцев, новый противник был гораздо многочисленнее, а владения его простирались почти на всю Великую степь — от низовьев Дуная до течения Иртыша и отрогов Алтая. Слабой стороной половцев была их раздробленность, однако в случае большой войны они на время объединялись под командованием наиболее могущественных ханов.
Единоборец
Прозвище Мономах в переводе с греческого означает Единоборец. Согласно преданию, досталось оно Владимиру Всеволодовичу от деда по материнской линии — византийского императора Константина IX Мономаха. Но это был как раз тот случай, когда смысловое значение прозвища предопределило судьбу его обладателя. На протяжении всей жизни Мономах объединял братьев для борьбы с внешними врагами и весьма преуспел в обеих составляющих этого многотрудного дела.
Владимир едва ли не первым осознал опасность разобщения русских князей в условиях появления на юге нового грозного противника. После смерти отца он вместе с братом Ростиславом и занявшим киевский престол Святополком попытался немедленно отойти от сугубо оборонительной стратегии, однако эта попытка окончилась неудачей. Дружины трех князей потерпели тяжелое поражение в битве на реке Стугне в 1093 году, причем Ростислав утонул, а сам Мономах в стремлении спасти брата тоже едва не лишился жизни.
Горький опыт вовсе не заставил опустить руки. Через три года, в 1096-м, в сражении на реке Трубеж Мономах со Святополком впервые разгромили превосходящие силы половцев в полевом сражении. Тугоркан — один из самых воинственных и влиятельных ханов — погиб вместе с сыном. Но в степи оставались другие, не менее опасные враги. Для успешной борьбы с ними надо было примирить разобщенных русских князей. Решению этой задачи Мономах подчинил всю свою внутреннюю политику.
В 1097 году по его инициативе шесть князей собрались на съезде в городе Любече. Чтобы прекратить распри, Владимир вернул побежденному им Олегу Святославичу Чернигово-Северскую и Рязанскую земли. Рюриковичи пришли к согласию и решили, что отныне «кождо держить очьчину свою» и не претендует на владения соседа. Достигнутый внутренний мир позволил заключить договоренность о совместных действиях против половцев, но…
Не успели князья разъехаться по своим владениям, как великий киевский князь Святополк, введенный в заблуждение Давыдом Волынским, совершил гнуснейшее клятвопреступление. Заподозрив теребовльского князя Василько Ростиславича в кознях, он при участии Давыда коварно заманил его к себе и приказал ослепить. Это вызвало гнев и возмущение Владимира Мономаха. В союзе с черниговскими князьями он двинулся на клятвопреступника, но мать Мономаха упросила их не начинать войну, убедив сына в том, что недалекий Святополк стал жертвой интриг Давыда.
Поверил ли Мономах в невиновность киевского князя или только сделал вид, что поверил? Вероятнее, конечно, второе, однако большая внутренняя война надолго поставила бы крест на его стремлении начать совместную с другими князьями борьбу против половцев. Отложить ее начало все же пришлось, но в конце концов Владимир смог примирить Святополка с братьями Василько и Володарем Ростиславичами и коварным Давыдом. В 1100 году в Уветичах состоялся второй съезд, окончательно положивший конец распрям.
Гроза степняков и любимец народа
В 1103 году объединенное войско русских князей совершило поход в степь и одержало эпохальную победу над половцами у Сутеня. Затем степняки были разгромлены в 1107 году на реке Суле и окончательно сломлены в 1111 году в битве у Сальницы. Русь на долгие десятилетия заняла доминирующее по отношению к Степи положение.
Роль Владимира Мономаха во всех этих кампаниях была определяющей. Именно он, а не великий князь Святополк, являлся признанным лидером княжеской коалиции, главным вдохновителем наступательного характера действий. Но Владимир не гнался за формальным первенством. Ему важен был конечный результат, и он его добился. А авторитет его и без того был огромен.
Когда в 1113 году Святополк умер, жители Киева решили, что теперь-то уж править стольным градом должен достойнейший из всех русских князей. Но Владимир опять, как и за двадцать лет до того, отказался, заявив, что занять великокняжеский престол согласно «ряду Ярославову» (лествичному праву) должен не он, а Олег Святославич Черниговский. Киевляне, однако, никого другого своим князем видеть не желали…
В столице начались беспорядки, переросшие в настоящий бунт с погромами домов знати и еврейских ростовщиков, которым при жизни небескорыстно покровительствовал Святополк. Испуганные богатые горожане обратились к Мономаху вторично, и тогда он с согласия всех других князей все же принял великокняжескую власть. Бунт сразу утих, а окончательно волнения сошли на нет благодаря мудрому решению Владимира выслать с русской земли особо ненавистных ростовщиков, обеспечив им сохранность имущества и охрану до самой границы, но со строгим запретом когда-либо возвращаться на Русь.
После восшествия на главный русский престол Мономах успешно держал в повиновении строптивых собратьев-князей и оставался страшен для внешних врагов. Незадолго до смерти в своем завещании потомкам он писал: «Всех походов моих было 83, а иных, маловажных, не упомню». Главнейшей своей заслугой князь считал победы над ужасавшими и Европу, и Азию половцами. В том же завещании он констатировал: «Я взял в плен более ста их лучших князей и выпустил из неволи, а более двухсот казнил и потопил в реках».
19 мая 1125 года Владимира Мономаха не стало. Народ искренне оплакивал любимого князя, осознавая, что в его лице Русь лишилась не только великого полководца, но и мудрого, справедливого правителя. Помним о Мономахе и мы, относя его к числу самых выдающихся личностей русской истории, таких, благодаря которым мы можем этой историей по праву гордиться.