Террористы-смертники: новая угроза, новая тактика

Террористы-смертники: новая угроза, новая тактика

Как «шахид-мобили» меняют характер локальных конфликтов
© Фото из архива автора
Как «шахид-мобили» меняют характер локальных конфликтов
11 июля 2019, 11:07
Реклама

Бойцы-смертники, чья задача ценой своей жизни нанести урон противнику, известны в мировой истории с древнейших времен. С развитием военных технологий этот способ боевых действий не только не ушел в историю, но и стал куда более опасным. «Армейский стандарт» изучил опасную тенденцию.

Смертники в истории войн

В новейшей истории солдаты-смертники как распространенное явление появились в армии милитаристской Японии — союзницы фашистской Германии. Наравне с летчиками-камикадзе существовали специальные подразделения пехоты, укомплектованные добровольцами-смертниками. Солдаты этих подразделений укрывались в высокой траве и бросались под гусеницы танков с миной в руках.

Впоследствии подобная тактика была отмечена и в других армиях мира. Однако по-настоящему массовым явлением смертники стали в ходе боевых действий на Ближнем Востоке.

Крупнейшая военная операция с использованием террористов-смертников произошла в Бейруте 16 октября 1983 года. Два заминированных грузовых автомобиля почти одновременно атаковали базирующиеся в столице Ливана контингенты армий США и Франции. В результате атаки погибли 307 человек, из них 241 человек — бойцы морской пехоты США. Это самые большие единовременные потери в американской армии со времен Второй мировой войны.

В наше время тактика использования боевиков-смертников поставлена на поток вооруженными террористическими группировками в Сирии, Ираке, Афганистане, Сомали, Палестине. Как правило, в атаке участвует террорист с поясом смертника. После афганской войны эти террористы стали известны в России как «шахиды». Часто взрывное устройство приводит в действие террорист за рулем заминированного транспортного средства.

© Фото из архива автора

Оба варианта прочно вошли в арсенал террористической тактики.

В русскоязычной среде часто употребляются такие названия, как «джихад-мобиль» или «шахид-мобиль». Но здесь корректнее будет использовать принятый в американской военной лексике специальный термин — Suicide vehicle-borne improvised explosive device (SVBIED), или «автомобиль смертника с установленным самодельным взрывным устройством».

Производство такого рода автомобилей и тактика их применения были разработаны и отточены различными вооруженными группировками по всему миру.

«Шахид-мобили»

Как правило, SVBIED создаются на базе колесной автотехники. Причем в зависимости от поставленной ситуации в «бомбу на колесах» может быть превращена любая модель автотранспорта — от мопеда до карьерного самосвала.

Также известны случаи, когда в качестве транспорта для террориста-смертника может быть использована легкая или тяжелая бронетехника. Например, БМП-1 или БМП-2, которые обладают достаточной скоростью и маневренностью и одновременно защищены от огня стрелкового оружия.

Однако бронетехника используется боевиками в качестве подвижного боезаряда только в исключительных случаях. Чаще SVBIED создаются на базе легковых автомобилей или пикапов, обладающих высокой проходимостью.

Классический шахид-мобиль на базе пикапа обшивается листовой броней. Иногда имеет противокумулятивную защиту. Причем особое внимание уделяется ветровому стеклу, чтобы защитить водителя, пока тот едет к цели, и колесам. Известны случаи, когда SVBIED оснащался защитой из мешков с песком и листов брони, установленных в несколько слоев. Такая машина по понятным причинам не отличается маневренностью. Зато может выдержать попадание реактивного гранатомета и стрелкового вооружения.

Из салона автомобиля вынимают все содержимое, после чего свободное место заполняется взрывчаткой. Как правило, масса бомбы на колесах составляет от одной до пяти тонн.

Иногда взрыв производится самим террористом-смертником непосредственно у цели. Однако чаще в автомобиль устанавливается радиоуправляемый детонатор, и команда на подрыв подается дистанционно. Такие меры предпринимаются боевиками на случай, если смертник по тем или иным причинам захочет остановить машину или не сможет произвести взрыв из-за страха или полученных ран.

© Фото из архива автора

Тактика применения

Заминированные автомобили являются универсальным элементом, пригодным как для городского боя, так и для ведения боевых действий в полевых условиях.

В первом случае показательным можно считать штурм террористами госпиталя аль-Кинди в Алеппо осенью 2013 года. Здание госпиталя удерживала группа солдат сирийской армии, отразившая несколько десятков штурмовых атак. После того как боевики смогли лишить защитников госпиталя снабжения с воздуха, ими был применен заминированный автомобиль.

Смертник смог приблизиться вплотную к зданию госпиталя, поскольку у защитников не имелось тяжелого вооружения, и осуществил подрыв. В результате атаки большая часть здания госпиталя была разрушена, уцелевшие солдаты были ранены и деморализованы и не могли оказать террористам сопротивление.

Известен пример с другой стороны конфликта. Весной 2015 года исламисты осадили здание военного госпиталя в городе Джиср-эш-Шугур на севере Сирии. После серии атак (в том числе с использованием террористов-смертников) гарнизон продолжал сопротивление. Террористы решили провести под здание подкоп, заминировать его и сравнять госпиталь с землей. Бойцы приняли решение идти на прорыв. Чтобы прикрыть своих, один из солдат вызвался добровольцем на роль смертника и на заминированном броневике атаковал боевиков, позволив сослуживцам покинуть здание и прорваться к позициям армии.

Если в городских условиях автомобили со смертниками применяются в сугубо тактических действиях, то в стратегическом плане они могут быть использованы для прорыва линии фронта на одном или ряде участков одновременно.

Использование террористов-смертников, как и любая атака, организаторы которые намереваются достигнуть успеха, не происходило наобум. Перед атакой боевики изучали линию фронта противника, выбирая наименее защищенные участки обороны или район, где держат оборону слабо мотивированные или плохо обученные части. На Ближнем Востоке такое случалось часто из-за больших потерь правительственных сил и разрушения системы подготовки военных кадров.

Непосредственно перед атакой из числа наиболее мотивированных террористов выбирались несколько добровольцев, которые становились водителями «бомб на колесах». В одной атаке могло быть задействовано неограниченное число заминированных автомобилей. Причем значительная часть их использовалась исключительно для отвлечения внимания.

Известны случаи, когда заминированные автомобили действовали в составе бронегрупп террористов. Причем танкам и легкой бронетехнике отводилась роль щита. Даже если противнику удавалось подбить танк, то смертник при этом достигал цели и осуществлял взрыв, нанося большие потери противнику.

При подрыве бомбы массой в несколько тонн уцелевшие бойцы на время «выпадают» из боя вследствие полученных ранений, контузий, а часто поддаются панике. При подрыве бомбы на позициях противника в пустыне появлялось пыльное облако, в котором уцелевшие люди на время лишались зрения вдобавок к потерянному в результате атаки слуху.

Как итог: одна успешно примененная машина со смертником образует в линии фронта широкую брешь, куда устремляются мобильные группы террористов.

© Фото из архива автора

Методы противодействия

По мнению экспертов, автомобили смертников являются не столько боевым оружием, сколько психологическим. Поскольку немногие могут устоять при виде несущегося на полной скорости автомобиля, начиненного тоннами взрывчатки. Тем более когда атаки следуют одна за другой.

Террористы-смертники вызывают настоящую панику не только у бойцов, но и у мирного населения. Когда каждый человек воспринимается как террорист-смертник, а каждый автомобиль — как заминированный.

В тактическом плане единственным эффективным методом борьбы с автомобилями смертников остаются классические укрепления: бетонные и железные заграждения, траншеи, земляные валы и минные поля. Поэтому для грамотно организованной обороны заминированные автомобили не представляют очень большой угрозы.

Важны и профилактические мероприятия: обнаружение и уничтожение мастерских по производству взрывчатки, а также подготовка личного состава к возможной атаке смертника.

Однако в условиях гибридного конфликта, где не существует стабильной линии фронта, где целью нападения могут служить не только военные, но и гражданские объекты, смертники еще долго будут оставаться грозным оружием.

Реклама
Реклама