Деньгами, трудом и молитвой
Более миллиарда рублей в виде добровольных пожертвований уже поступило на счета благотворительного фонда «Воскресение». Он отвечает за сбор средств на строительство главного храма Вооруженных сил в парке «Патриот». На возведение храма, а точнее, целого храмового комплекса, отведено совсем немного времени — планируется, что первых прихожан здесь примут уже в 2020 году. Как справится фонд со столь амбициозной задачей? Не уйдут ли собранные деньги на другие цели? Кто и чем может помочь в строительстве? Об этом корреспондент «Армейского стандарта» поговорил с руководителем фонда, председателем Совета Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил (МЕГАПИР) Александром Каньшиным. Свои пояснения о том, как правильно делать пожертвование, дали и в Синодальном отделе Русской православной церкви.
Задача: построить храм в честь Победы
— Александр Николаевич, построить «главный военный храм» предложил Сергей Шойгу. В чем смысл этой идеи?
— Храм получит имя Воскресения Христа. Он посвящен главному нашему православному празднику. Это основная его духовная составляющая, — рассказывает Александр Каньшин. — Но, предлагая эту идею, Сергей Шойгу прежде всего имел в виду то, что до сегодняшнего дня не ознаменована храмом победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. В честь победы 1812 года был построен храм Христа Спасителя. А в прошлом столетии в России долго правил атеизм, и поэтому храм в честь победы 1945 года не появился.
Но люди, которые ковали победу, и те, кто сейчас жив, дай бог им здоровья, и те, кто не вернулся с полей войны, заслужили такой памяти. Вот и было решено восстановить справедливость.
В парке «Патриот» будет возведен целый храмовый комплекс — там будет и храм, и школа священников, и школа сестер милосердия. Построить храм необходимо к 75-летию Победы.
— Получается, что до окончания строительства осталось чуть более полутора лет, но стройка еще даже не начиналась. Успеете ли?
— Стройка началась. Да, сроки маленькие. У кого-то могут быть сомнения — как в такие сроки такой объем работ можно выполнить. Но я вот что скажу: у Сергея Кужугетовича всегда огромное количество идей и мыслей, но любую он подкрепляет делом. Он уже все просчитал заранее — механизмы финансирования, этапы строительства. У него очень сильная команда. Очень энергичные заместители и серьезные специалисты в военно-строительном комплексе. А мы будем всеми силами помогать Министерству обороны, я имею в виду фонд «Воскресение».
К этой работе привлечены многие специалисты, знающие, как решать экономические и социальные вопросы, — финансисты, юристы, строители, служба безопасности, аналитики, информационщики, сотрудники благотворительных фондов. Что касается фонда «Воскресение», то он существует уже два месяца, им собрано уже больше миллиарда рублей и не потрачено еще ни рубля. Повторюсь, мы не берем из фонда ни рубля. И не возьмем. Мы все работаем на добровольной основе.
— Именно об этом я и хотела спросить: как будете обеспечивать прозрачность деятельности по сбору средств? В последнее время у людей мало доверия к разным фондам...
— Мы сразу же поставили перед собой задачу: построить храм и ни в коем случае не подмочить репутацию Вооруженных сил. Это наша главная задача — чтобы деньги пошли строго по назначению. Законодательством определено, куда мы можем направлять эти средства. Кроме того, разработан внутренний регламент фонда. Он утвержден правлением и согласован должностными лицами Минобороны. Собранные средства пойдут только на строительство храма. И мы будем контролировать подрядчиков, требовать отчета. Никаких потусторонних платежей не будет.
— Пожертвовать на строительство может любой гражданин? Как это сделать?
— Есть сайт фонда, там вся необходимая информация присутствует. Правда, фондов с таким названием много, но наш посвящен именно строительству храма. Внести пожертвование можно через четыре банка, кроме того, работают платежные системы.
— Сколько человек уже внесли деньги на строительство? Какие суммы?
— Пожертвования внесли около десяти тысяч человек. Суммы тоже разные. Но это не важно. Важно, что люди делают это от души. Важно, что душа тянется к такому делу. Важно, что у нас на Руси есть хорошая традиция — строить храмы всем миром.
— Кто эти люди? Можете их назвать?
— Люди очень разные. Военнослужащие, ветераны, артисты, композиторы, деятели искусства, участники войны. Один из первых взносов сделал мичман из Видяева. Кстати, я был в Видяево, и могу сказать, что те, кто там служит, по-особому относятся к идее строительства храма.
Буквально недавно мы подписали несколько договоров пожертвования с клубом «Фронтовик», движением «Бессмертный полк», ветеранскими организациями, молодежными. Юнармия внесла пожертвование, представители церкви, духовенства одними из первых внесли. Есть целые семьи, где каждый внес пожертвование — дед, бабушка, отец, мать, дети, внуки.
— Кроме денежных пожертвований можно еще чем-то помочь строительству?
— Конечно. Уже сейчас идет много звонков, писем от людей. Они предлагают свои услуги, хотят поработать на строительстве. И это очень хорошо, мне кажется.
Я думаю, что мы можем заключать договоры с волонтерами и их труд будет передан храму в виде пожертвований. Один мальчик, чей отец офицер погиб в Сирии, прислал нам свой рисунок. Он нарисовал то, как представляет себе будущий храм, для него это очень важно. Его рисунок мы обязательно передадим в храм, когда он будет построен.
— А вы сами готовы поработать на строительстве?
— Обязательно. Я сам и руководство фонда выйдем и поработаем на стройке.
— Куда обращаться тем, кто хочет вложить в храм частичку своего труда?
— У нас сейчас работает «горячая линия» по телефону 8(800)600-19-45. Очень скоро заработает колл-центр, будет работать штаб-квартира. Всю информацию можно найти на сайте фонда.
Строительство храма — благое дело
Ответственный секретарь Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Константин Алесенко не просто ответил на некоторые вопросы «Армейского стандарта» о том, как правильно жертвовать на строительство храма, но и призвал Божие благословение на публикацию этой информации.
— Насколько важно появление «своего» храма для военных? — прежде всего спросили мы у протоиерея.
— С древности на святой Руси строительством храмов венчались особо памятные даты в истории нашего Отечества. Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации будет построен в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и станет именоваться военным. Тем не менее построен он будет для всех и станет главной составляющей духовно-просветительского центра в парке «Патриот».
— Как можно поучаствовать в строительстве храма кроме денежных пожертвований?
— Если нет возможности поучаствовать своими пожертвованиями, то можно помолиться за тех, кто свою посильную помощь может оказать материально.
— Как, с точки зрения РПЦ, правильно жертвовать на храм? Какая это может быть сумма? Чем можно и нужно жертвовать, а чем не стоит?
— Пожертвования — это, естественно, дело добровольное, но это не только материальные средства. Строительство храма — это дело спасительное для души, даже если не все это сейчас понимают. Например, дети не желают, за редким исключением, делать уроки, учить правила или таблицу умножения, но родители понуждают их это делать. Господь, как Отец, тоже понуждает Своих детей исполнять то, чего не хочется, но необходимо для спасения души.
— Можно ли считать сам акт пожертвования неким подобием избавления от грехов, как считают некоторые?
— Нет, строительство храма нельзя расценивать как избавление от грехов, для этого Господь дал грешному человеку покаяние — как величайший Дар. Только через таинство покаяния человек обретает свободу от греха. Храм — это место сугубого общения с Богом через таинства Церкви.
Это будет единственный в мире храм из черного металла
На странице официального сайта Минобороны, посвященной строительству собора, отмечается, что храм воздвигается для «объединения всех православных верующих военнослужащих» и «будет символизировать духовность русского воинства, поднимающего меч только для защиты своего Отечества».
«Верю, когда храм будет построен, сюда будут приходить люди. Приходить, чтобы отдать дань уважения защитникам Отечества. Хочу поблагодарить руководство Вооруженных сил за эту инициативу», — сказал Президент России Владимир Путин, когда Минобороны в начале сентября впервые показало макет храма.
Спроектирован храмовый комплекс в монументальном русско-византийском стиле. Сам собор, по словам заместителя министра обороны Тимура Иванова, будет полностью построен из черного металла. Другие материалы — в частности бронза и стекло — будут использоваться лишь в элементах конструкции. Храм станет первым в мире сооружением такого типа — полностью металлическим. На его строительство, по подсчетам некоторых аналитиков, может потребоваться до 20 тысяч тонн стали.
Высота храма вместе с крестом составит 95 метров. Его площадь — без малого 11 тысяч квадратных метров, вместимость — 6 тысяч человек. Представить его масштаб не так уж сложно — военный храм лишь немногим уступит по этим параметрам храму Христа Спасителя, который сейчас является самым большим собором Русской православной церкви и может вмещать до 10 тысяч человек, а его общая высота составляет 103 метра.
Убранство военного храма обещает быть не только роскошным, но и занимательным для любителей отечественной истории — кроме икон святых покровителей российских воинов и геральдических знаков его украсят росписями батальных сцен и текстами Священного Писания. Как сообщается на сайте Минобороны, в художественном оформлении примут «непосредственное участие всемирно известные живописцы и специалисты Студии военных художников имени М.Б.Грекова».
Найдется здесь работа и для новаторского искусства, поскольку «инновационные архитектурные решения», в частности масштабное витражное остекление купола и сводов с изображением орденских знаков, будут также применены при создании интерьера собора.