Две российские компании — «Ювс Авиа» и «Росаэролаб», специализирующиеся на разработке беспилотных авиационных систем, этой осенью завершили летные испытания комплекса управления роем беспилотных летательных аппаратов. Группа из четырех дронов, в составе которой беспилотник-наблюдатель, в указанном районе находила адресат и доставляла грузы точно по назначению. Генеральный директор «Ювс Авиа» Владимир Агамалян рассказал «Армейскому стандарту» о деталях проекта.
По словам одного из руководителей проекта, технология управления роем беспилотников с одной наземной станции предназначена обеспечить транспортировку грузов различного назначения и их высокоточную доставку. В беспилотной транспортной системе используются дроны RAL Х6. Они представляют собой мультикоптеры. Каждый оснащен шестью винтами, вращающимися от электродвигателя. На техническом языке это называется шестикоптер, или гексакоптер вертикального взлета и посадки вертолетного типа с шестью роторами.
Беспилотный летательный аппарат RAL Х6 имеет взлетную массу 12 килограммов. Он способен тащить на себе полезную нагрузку массой до пяти килограммов. Это может быть либо целевая аппаратура наблюдения, либо какой-либо другой груз, который нужно доставить по назначению в труднодоступный район, рассказал Владимир Агамалян.
В группе беспилотников, управляемых с одной станции, роли распределены. Например, один беспилотник имеет в качестве целевой нагрузки тепловизор и видеокамеру, обеспечивающие ночное и дневное «зрение». Он предназначен для того, чтобы отыскать объект, который и должен принять груз. А три остальных беспилотника выполняют функции «грузовиков», уточнил Владимир Агамалян.
Он сообщил, что после завершенных испытаний комплекс с роем беспилотников будет доработан с учетом полученных результатов и доведен до уровня серийного образца. На это потребуется несколько месяцев. В дальнейших планах формирование комплекса из четырех аппаратов с одной рабочей наземной станцией.
Ожидается, что с 2019 года может быть организовано серийное производство комплексов с роем дронов двойного назначения, а также проведена апробация в одной гражданской компании.
В разработке в различной стадии готовности находятся несколько беспилотников, которые также смогут работать в группе. Кроме упомянутого беспилотного летательного аппарата RAL-X6-Gidro, это RAL X4F, RAL X6Т «Спецназ». Основной базой для них является беспилотник RAL X6. По данным разработчика, для достижения максимальной прочности и легкости конструкции в аппарате RAL X6 применяются высокотехнологичные материалы и конструкции из углеродного волокна, титана и авиационных сплавов.
Применяемые в силовой установке так называемые бесщёточные моторы (бесколлекторные электродвигатели) не нуждаются в обслуживании.
Для вертикального взлета и посадки беспилотного летательного аппарата RAL X6 необходима площадка размером не более 2x2 метра. Посадка полностью автоматизирована и может выполняться без помощи оператора. Беспилотный аппарат устойчив к ветровым нагрузкам. Его можно применять при силе ветра до 30 метров в секунду.
Комментируя информацию о летных испытаниях роя беспилотных летательных аппаратов, главный редактор интернет-портала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов сказал «Армейскому стандарту», что стайная концепция применения беспилотников пока реализуется лишь в отдельных экспериментах.
— Разумеется, основное применение стаи беспилотных летательных аппаратов — это военная область. Там подобный подход может, в частности, обеспечить преимущества при действиях против оснащенного современными системами противовоздушной обороны противника.
Вместе с тем, по словам эксперта, о реальном применении подобной концепции в боевых действиях пока еще речи нет.
— Прежде всего, потому, что отсутствуют реализованные алгоритмы взаимодействия беспилотных аппаратов в подобной стае, чья эффективность была бы подтверждена на практике, — сказал Денис Федутинов.