В России строят чудо света

В России строят чудо света

Проект главного военного собора с успехом презентовали на архитектурном биеннале в Венеции
© mil.ru
Проект главного военного собора с успехом презентовали на архитектурном биеннале в Венеции
Реклама

В истории строительства главного военного храма, который возводится в подмосковном парке «Патриот», в ноябре произошло знаменательное событие. 22 ноября в Венеции в рамках одного из самых авторитетных архитектурных биеннале открылась выставка «Современная русская церковная архитектура». Центром экспозиции как раз и стал макет храма Воскресения Христова. Там же состоялась первая зарубежная презентация проекта. Корреспондент «Армейского стандарта» стал ее свидетелем.

Храм молитвы и памяти

Храм Воскресения Христова возводится в Подмосковье, в парке «Патриот», по инициативе министра обороны Сергея Шойгу и с благословения патриарха Кирилла. Главный военный храм должен быть открыт 9 мая 2020 года, к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Храм сможет вмещать до шести тысяч человек. С его сооружением в России возродится прерванная после 1917 года традиция строить соборы в честь побед русского оружия. К примеру, храм Христа Спасителя в Москве возводился на народные деньги в честь победы над Наполеоном.

На биеннале в Венецию привезли макет храмового комплекса. Но этим не ограничились. Благодаря самым современным цифровым технологиям посетители выставки, которая продлится до начала декабря, смогут увидеть 3D-модели храма с мельчайшими деталями его будущего внутреннего и внешнего убранства.

Об особенностях уникального храма «Армейскому стандарту» подробно рассказали главный архитектор храма Дмитрий Смирнов и протоиерей Леонид Калинин, возглавляющий экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской православной церкви.

По словам протоиерея, который в свое время с отличием окончил Суриковский институт, строящийся храм молитвы и памяти станет продолжателем русской православной архитектурной традиции, расцвет которой пришелся на годы царствования Александра III. После 1917 года эта линия, ярчайшим представителем которой был Константин Андреевич Тон, автор проекта Христа Спасителя, была насильственно прервана. Соборы не строили, а разрушали. На выставке в Венеции рассказали о судьбах российских храмов, построенных во второй половине XIX века.

В годы царствования Александра III по всей Российской империи возведены были многочисленные храмы в русско-византийском стиле. Например, в Варшаве, Самарканде, Кишиневе, Таллине, Тбилиси, а еще в Софии, освобожденной русскими войсками от турецкого владычества. Вот лишь некоторые из тех храмов: Владимирский собор в Киеве, Христорождественский собор в Риге; Владимирский собор в Севастополе; Александро-Невский военный собор в Тбилиси (снесен в 1930 году); Александро-Невский собор в Баку (снесен в 1931 году); военный Спасо-Преображенский собор в Ташкенте (снесен в 1935 году); церковь Святого Пантелеймона в Кишиневе; Александро-Невский собор в Таллине; Александро-Невский собор в Варшаве (снесен в 1926 году); собор Святителя Алексия в Самарканде (частично снесен в 20-е годы XIX века).

По замыслу организаторов русской выставки в Венеции, экспозиция должна показать истоки национальной сакральной архитектурной традиции, ее связь с «золотым веком» церковного зодчества. «Мы ее стараемся здесь показать, хотим перенести в XXI век, — сказал протоиерей Леонид. — Коллектив авторов под руководством Дмитрия Михайловича Смирнова как раз великолепно с этим справляется».

По его словам, проект храма Воскресения Христова во многом основывается на этой традиции. А еще он напрямую связан с памятью о жертвах нашего народа ради победы в Великой Отечественной.

«Победа в Великой Отечественной войне, величайшей мировой войне, здесь должна быть максимально выражена», — сказал отец Леонид.

© Сергей Вальченко

По его мнению, инициатор возведения храма министр обороны Сергей Шойгу правильно ставит вопрос о том, что храм должен стать напоминанием о подвиге всех, кто участвовал в той битве с врагом. «Мы все 30 миллионов участников войны, в том числе из других стран, кто нам помогал, кто влился в общую нашу Победу, всех хотим прославить этим храмом, чтобы память о них была вечной», — отметил отец Леонид.

«Мы работаем соборно»

Он поведал о том, как соборно формируется облик будущего храма, оцениваются новые архитектурные предложения, как идет их обсуждение. «Мы работаем соборно. У нас нет такого, что это делает один, а это — другой. Все, как в Древней Руси: там иконописцы работали, не подписывая свои произведения. Мы тоже не ищем здесь славы для кого-нибудь, а как сказал псалмопевец Давид: «Не нам, не нам, Господи, а имени Твоему даждь славу».

При этом, как рассказал священник, при проектировании храма используются самые передовые цифровые технологии.

«Мы используем все существующие технологии, включая компьютерное 3D-моделирование, — сказал священник. — Мы можем увидеть проектируемый храм изнутри, снаружи, все его детали, заглянуть во все уголки, куда, может, даже физически не заглянешь».

Моделирование, по его словам, помогло, например, оценить идею использования в медных колоннах вертикальных вставок из нержавеющей стали — как символа некоего оружия. «В компьютер ввели программу, посмотрели — видим, не получилось, не срослось, неорганично, не очень хорошо сочетается со стеклянными проемами. Пришлось отказаться от этой идеи», — рассказал руководитель экспертного совета РПЦ.

Сейчас, по его словам, в стадии обсуждения художественное решение изображения главной фигуры — Христа воскресшего — в главной апсиде алтаря. Это ключевой вопрос, который на данный момент обсуждается лучшими мастерами живописи, скульптуры, архитектуры.

«Для нас очень важно, чтобы был реализован предложенный образ — это объемная скульптура Христа. Почему мы говорим об объемной скульптуре? Потому что это максимальная возможность выразительно открыть образ воскресшего Христа, — рассказал отец Леонид. — Мы пытаемся выразить образ воскресения Христова максимально, насколько это возможно, художественными средствами и использовать в том числе не только плоскостное изображение, но и отдел. Насколько это удастся, получится — настолько будет во многом успех всего храма».

По его словам, многие художественные идеи предложены лично министром обороны Сергеем Шойгу. «Как профессионал, как художник по образованию, могу сказать, что у него есть чувство вкуса и меры. Он, например, предложил на фоне ночного неба изобразить восходящую фигуру Христа. На высоте примерно в 12 метров от пола. То есть высоко над всеми. Она будет хорошо видна от входа в храм благодаря направленному освещению. На темной мозаичной вогнутой поверхности апсиды будут изображены звезды, символизирующие звезды небесного и духовного небосклона», — раскрыл детали будущего проекта священник.

Говоря о духовной сущности возводимого храма, священник сказал: «Без креста нет воскресения, без жертвы нет спасения, как Господь нам показал».

«Больше всего мы делаем акцент на той жертве, которая была принесена нашим великим народом для спасения мира от фашизма, поскольку попытки умалить подвиг советских солдат не прекращаются, — сказал отец Леонид. — Это была действительно колоссальная жертва. Если мы заплатили за эту победу такую дорогую цену, то, конечно, мы не хотим войны».

Память всегда вечная, она дает надежду на воскресение, убежден протоиерей Леонид. «Поэтому храм в честь Воскресения и строится. Христос тоже умер и воскрес. Мы говорим этим храмом: ваша жертва, принесенная во имя спасения от коричневой чумы Европы, мира, нашей страны, является не напрасной, — рассказал священник. — В принципе все подчинено этой идее».

Руководитель экспертного совета РПЦ рассказал и об архитектурных новациях, используемых при возведении храма. «Храм действительно уникальный, выполняется из нетрадиционного материала — это бронза, стекло. Внутри будет громадное пространство для света — световые окна, в том числе зенитные, которых обычно в архитектуре не бывает. Тем не менее здесь это подчеркивает ту идею устремленности к небу, идею воскресения, которую мы хотим выразить в этом храме, — рассказал протоиерей. — Но мы не вырываемся из традиций русской церковной архитектуры и, думаю, в какой-то степени ее развиваем. Не выходя за рамки, не производя излишне модернистских вливаний в ту традицию, которая уже проверена веками».

По его мнению, «храм будет очень любим верующими». «Это прежде всего храм молитвы, храм памяти, храм, в который может прийти каждый человек (любого возраста, пола и даже любой веры) и увидеть это великолепие, красоту, свойственную православию», — рассказал отец Леонид.

Объяснил он и то, почему важно было презентовать проект храма на престижном международном биеннале, показать «процесс, когда буквально, как птица Феникс из пепла, возрождается православие в России».

Некоторые детали проекта раскрыл «АС» и главный архитектор храма, автор проекта Дмитрий Смирнов. По его словам, уже в облике храма должно быть некое сообщение. «С первого взгляда должно быть понятно, что это главный храм Вооруженных сил. Каждый солдат должен чувствовать: да, это мой храм. В качестве материалов выбраны металл и стекло. Стекло для того, чтобы он был очень светлый. Благодаря большому естественному освещению это будет один из самых светлых храмов в России, — рассказал архитектор. — Своды сделаны из стекла. Обычно своды в храмах расписывают, часто изображают небо. Наше с вами небо будет настоящее, проглядывать сквозь стекло».

Еще одно отличие проекта — широкое применение гальванопластики, с помощью которой создаются крупные элементы конструкции. «Похожая технология использована в Исаакиевском соборе — фронтоны, скульптуры сделали методом гальванопластики. Но в объеме общей архитектуры храма такого пока не было», — уточнил Дмитрий Смирнов.

Одним из примечательных решений, считает Дмитрий Смирнов, станет сооружение вокруг храмового комплекса галереи памяти. Протяженность ее составит 1418 шагов, по числу военных дней в 1941–1945 годах. Главная стена будет представлять собой панно в виде фотомозаики из 33 миллионов микрофотографий размером 1,5 на 1,5 сантиметра. С помощью сенсорных экранов каждый сможет найти на панно фотографию своего родственника, участвовавшего войне. Пока таких аналогов в мире нет, отметил архитектор.

В самом храме нижний, стилобатный, уровень будет посвящен героической истории России, где на барельефах все ратные, духовные подвиги российского народа, рассказал Дмитрий Смирнов.

В состав храмового комплекса, который будет представлять собой духовно-просветительский центр, войдут кроме самого храма еще корпус военных священников, корпус размещения и административный центр с мультимедийным музеем и лекторием.

Многие детали проекта имеют символический смысл. Например, диаметр центрального позолоченного купола — 1945 сантиметров, в честь победного года окончания войны. Высота малых куполов — 1418 сантиметров — символизирует число дней войны. Высота звонницы — 75 метров, что означает 75-ю годовщину Победы, к которой планируется освящение храма.

«Мне кажется, храм будет одним из чудес света. И он будет в России», — заключил архитектор.

Памятник на века

Презентация проекта храма произвела большое впечатление на итальянцев. Среди них было немало истинных друзей России, искренне интересующихся культурой и историей нашей страны. Например, директор отделения философии и культурного достояния Венецианского университета Ca'Foscari (Ка Фоскари) Джузеппе Барбьери впечатлен масштабом проекта, «интереснейшим образом использования пропорций, чисел касательно конструкций».

«И, на мой взгляд, удивительно, каким образом эти формулы связаны с традиционной русской религиозной архитектурой», — сказал Джузеппе Барбьери.

Многие архитектурные памятники Венеции, напомнил он, носят отпечаток византийской традиции, то есть имеют общие исторические корни с русской православной архитектурой.

© Сергей Вальченко

Профессор истории русского искусства университета Ca' Foscari Сильвия Бурини тоже поделилась своими мыслями: «Я живу в Венеции, где много памятников, которые мы храним. Но я часто задаю себе вопрос: какие памятники нашего времени увидят люди через несколько веков? Какие наши памятники мы им оставим? Это очень важно, что у вас, в России, существуют такие архитекторы, которые сегодня делают памятники на века, на будущее. Это важный знак».

Еще она отметила, что мультимедийный язык, который выбран для русской выставки, близок и понятен молодежи. «Заинтересованность наших детей в просвещении и познании мира через искусство очень важна. Но основная идея экспозиции состоит в сохранении культуры и исторической памяти. Одного без другого не бывает. Совместными усилиями мы не только сохраняем достижения, бережем историческое наследие, но и передаем все это потомкам понятными молодежи средствами», — сказала Сильвия Бурини.

Кавалера Ордена за заслуги перед Итальянской Республикой, экс-мэра города Гарньяно Джанфранко Скарпетту поразили темпы строительства храма. По его словам, обычно такие грандиозные сооружения возводятся минимум 3–4 года. Тем не менее он уверен, что Россия справится и построит храм в срок.

«Как бывший военный рад, что этот проект реализуют в России, — сказал Джанфранко Скарпетта. — Нас связывает память».

О том, как идет сбор народных пожертвований на храм, рассказал Александр Алексеев, председатель правления фонда «Воскресение». Этому фонду доверен сбор средств на строительство главного военного храма. «Более тридцати тысяч жертвователей внесли свой вклад в строительство храма — как физические лица, так и организации. Это центр духовности. Уверен в том, что храм, как он сейчас выглядит, будет построен в обозначенные сроки», — сказал представитель фонда.

Так оно и будет, если взяться за такое большое дело всем миром. России не в первый раз удивлять мир своими делами.

Реквизиты для внесения пожертвования на строительство храма

Получатель платежа: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «ВОСКРЕСЕНИЕ» 1 149 451 598 КПП 770401001

ВТБ

Расчетный счет №40701810503800000108

БИК: 044525187 КОРР.СЧЕТ: 30101810700000000187 КОД ОКПО: 00032520 ИНН: 7702070139 КПП: 770943001 ОГРН: 1027739609391

ГАЗПРОМБАНК

Расчетный счет №40703810400000000189

БИК: 044525823 КОРР.СЧЕТ: 30101810200000000823 КОД ОКПО: 09807684 ИНН: 7744001497 КПП: 772801001 ОГРН: 1027700167110 КПП: 997950001 (для использования в счетах-фактурах)

Промсвязьбанк

Расчетный счет: 40701810000000001414

БИК: 044525555 КОРР.СЧЕТ: 30101810400000000555 в ГУ Банка России по ЦФО КОД ОКПО: 40148343 ИНН: 7744000912 КПП: 772201001 ОГРН: 1027739019142

Скачать квитанции для банковского перевода можно на сайте, посвященном строительству храма.

Также на сайте благотворительного фонда «Воскресение» подключена система электронных интернет-платежей, с помощью которых теперь возможно в онлайн режиме перечислить пожертвования на строительство Главного храма Вооруженных сил.

Платежи могут осуществляться как физическими, так и юридическими лицами всеми самыми распространенными способами оплаты с помощью электронных онлайн-инструментов.

Физическим лицам на сайте благотворительного фонда «Воскресение» перечислить средства можно переводом с банковской карты, средствами электронных платежных систем Яндекс.Деньги, WebMoney и Сбербанк-онлайн, внесением наличных средств через сети терминалов магазинов «Связной» и «Евросеть».

Для юридических лиц кроме того существует возможность заключения договора на благотворительную деятельность.

Реклама
Реклама