F-35 «пролетел» с Тайванем

F-35 «пролетел» с Тайванем

Высокая цена и сомнительное качество «приговорили» многомиллионный контракт
© wikipedia.org
Высокая цена и сомнительное качество «приговорили» многомиллионный контракт
10 декабря 2018, 14:31
Реклама

Тайвань больше не хочет видеть в своем ангаре самолеты пятого поколения F-35B. Вместо самолета с укороченным взлетом и посадкой ВВС островного государства предпочли проверенного ветерана F-16 в самой актуальной модификации Viper Block 70. Основная причина отказа — дороговизна. При этом правительство Тайваня намекает на еще одну причину. И она, вероятно, оказалась более веской. Что же еще побудило китайцев вместо модного самолета пятого поколения отказаться в пользу «четверки» F-16V? «Армейский стандарт» разобрался в истории вопроса.

Напичканная под завязку электроникой американская машина с коротким взлетом-посадкой и солидным вооружением буквально манила тайванцев. Однако, ознакомившись с отпускной ценой F-35В, официальный Тайбэй буквально шарахнулся в сторону – 200 миллионов долларов за штуку они не готовы были платить. Даже сброшенная почти вдвое цена не спасла ситуацию — и тайваньское руководство заявило: вместо пары десятков распиаренных «Молний-2» они лучше закупят 72 единицы истребителя Lockheed Martin F-16V Block 70 Viper.

Однако не только непомерная дороговизна отпугнула тайванцев от F-35B. Как пишет издание The National Interest, самолет пока не был по-настоящему проверен в реальных боевых действиях. Дебютную бомбежку парой «Молний-2» нескольких объектов в Афганистане, которая случилась месяц назад, эксперты называют просто боевым вылетом. Да и то, что выводы североамериканских «ястребов» из Пентагона оказались скептическими: дорогущий F-35 с превеликим скрипом справился с поставленными задачами. И это еще одна причина, по которой Тайвань дал контракту на партию F-35 от ворот поворот.

Правда, поначалу от потенциальных заказчиков F-35 Lighting-II не было отбоя. Старые союзники североамериканцев — Канада, Норвегия, Израиль — решили раскошелиться на заказы по 50 машин. Даже сравнительно небогатая Италия захотела «Молнии-2».

Однако вскоре ретивости в клубе потенциальных владельцев «ястребка-невидимки» 5-го поколения поубавилось. Серийная модель F-35 оказалась очень сырой.

Статистика нештатных ситуаций огорчала. Вот одно из прогремевших на весь мир происшествий с «Молнией-2»: в сентябре 2016-го в Айдахо F-35 вспыхнул прямо на взлете. Вердикт техников: проблемы с двигателем, баками и топливными магистралями. После этого сразу 57 самолетов надолго ушли в ремонтные цехи.

— А еще в F-35 периодически регистрировались отказы электроники, систем регулирования двигателей, — рассказал военный эксперт в области вооружений Алексей Леонков. — В целом и маневренность самолета оставляла желать лучшего, плохо работал шлем с системой целеуказания. И это только крупные недостатки.

Но самая мощная истерика случилась после ЧП в небе над Японией в ноябре 2017-го. Тогда самолет едва не развалился прямо в воздухе над базой Кадена на Окинаве. Видимо, это и стало последним камнем в огород распиаренного детища пятого поколения от Lockheed Martin.

Другое дело F-16 Viper, или «Гадюка». Базовая модель — настоящий ветеран. За его пилонами уже десятки конфликтов. Однако «Гадюка» — принципиально иной воздушный зверь. Этот «гибридный» самолет за счет новых «мозгов» и модернизированной системы управления приписал к своему четвертому поколению сразу пару плюсов. Все бортовые системы F-16V связаны между собой высокоскоростной шиной передачи данных.

Кроме того, Viper получил радиолокационную станцию APG-83 SABR с активной фазированной антенной-решеткой. Именно она существенно улучшает его истребительные качества — обнаружить и поразить даже несколько маневрирующих противников стало легче в разы. Кроме этого F-16V вооружилась и новой системой радиоэлектронной борьбы.

— Истребитель F-16 — машина надежная, проверенная. Тем более с новейшей модернизацией. Не то что его коллега и брат по материнской компании F-35B, — рассказывает «Армейскому стандарту» военный эксперт Олег Желтоножко. — Поэтому Тайвань, я считаю, поступил стратегически правильно. Такого дорогого кота в мешке, как F-35B, брать — верх авантюризма. К тому же F-16V не так сильно уступает «Молнии-2», если вообще применимо слово «уступает». Электроника, авионика, планер и вооружение — всего этого Тайваню для его задач хватит за глаза.

Еще одна пикантная деталь — оказалось, что США одно время сами тормозили поставки новых истребителей пятого поколения Тайваню. Оказалось, что Штаты очень боялись, что секретные данные просочатся в Китай. Аргумент — на Тайбэе, предположительно, работает китайская шпионская сеть.

Пока североамериканцы думали, как быть с «гильдией воров», и наконец решились на начало поставок, Тайвань вдруг предпочел F-16 «Гадюку». Теперь Тайвань в самое ближайшее время обзаведется 66 истребителями последней модификации F-16V Block 70 и шестью дополнительными машинами для замены устаревших машин летного парка.

Реклама
Реклама