Важной составляющей российских Стратегических ядерных сил России, наряду с межконтинентальными баллистическими ракетами подводных лодок и РВСН, является дальняя авиация. Стратегические ракетоносцы с крылатыми ракетами большой дальности способны наносить мощные удары по заданным целям в любой точке земного шара. Даже не прибегая непосредственно к военным действиям, «дальники» демонстрируют недругам решимость применения оружия. О перспективах крылатой составляющей ядерной триады «Армейскому стандарту» рассказал командующий дальней авиацией Сергей КОБЫЛАШ.
— Сергей Иванович, самолеты дальней авиации — Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 — поступили на вооружение в 70–80-е годы. С тех пор прошли десятилетия. Что дальше?
— Смотрите: 16 ноября 2017 года на Казанском авиационном заводе предоставили опытный образец самолета Ту-160М2. Проведена огромная работа по восстановлению технологий производства с нуля. Электронно-лучевая сварка центроплана, схема стыковки крыльев с фюзеляжем и масштабное восстановление всей производственной кооперации — все делалось практически заново.
Справка «АС»
Дальняя авиация ведет историю с 10 (23) декабря 1914 года, когда царь утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». За годы Первой мировой экипажи эскадры выполнили 400 боевых вылетов, уничтожили 12 вражеских истребителей. За всю войну был сбит всего один «Илья Муромец». 39 летчиков эскадры стали Георгиевскими кавалерами.
В производстве участвуют не сотни, а тысячи смежных предприятий. Сложность в том, что приходится восстанавливать уникальное оборудование, созданное более 30 лет назад исключительно под производство Ту-160. Это касается как планера, так и двигателя.
Планируемые сроки поставки в войска Ту-160М2 — начало 2022 года. Создан новый самолет со сроком службы 45–50 лет.
— А что со стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС? Первый полет эта модификация Ту-95 совершила еще в 1979 году.
— Сейчас реализуется новый проект модернизации Ту-95МС для повышения основных характеристик самолета. Он подразумевает ремонт и восстановление одних агрегатов самолетов с одновременной заменой других. Это позволит продлить сроки службы самолетов до тех же 45–50 лет.
Справка «АС»
К началу Великой Отечественной войны дальнебомбардировочная авиация состояла из 5 авиакорпусов, 3 отдельных авиадивизий и одного отдельного авиаполка. В ней насчитывалось 1500 самолетов и почти 1000 боеготовых экипажей. Уже 23 июня 1941 года экипажи «дальников» бомбили объекты врага в Данциге, Кенигсберге, Варшаве, Кракове, Бухаресте, а 10–11 августа нанесли удар по Берлину. За 6 первых месяцев войны дальнебомбардировочная авиация понесла большие потери — к концу 1941 года в ней осталось всего 266 исправных самолетов.
— Что будет обновлено?
— Модернизация Ту-95МС подразумевает установку обновленной силовой установки и некоторых элементов комплекса радиоэлектронного оборудования. Продолжаются разработка и испытания некоторых элементов оборудования. Они будут использоваться в следующих этапах обновления парка этих самолетов.
Справка «АС»
5 марта 1942 года дальнебомбардировочная авиация преобразована в авиацию дальнего действия. За годы войны экипажи дальних бомбардировщиков совершили около 220 тыс. боевых вылетов, сбросили на войска и объекты противника 2 млн 276 тыс. бомб. 312 авиаторов-«дальников» стали Героями Советского Союза, а шестеро удостоены этого звания дважды.
Одна из главных целей модернизации — оснащение самолетов новейшим вооружением. Новый прицельно-навигационный комплекс позволяет увеличить в 1,5–2 раза точность навигации при применении вооружения.
—Что ждет дальние бомбардировщики Ту-22М3?
— Казанский авиазавод — филиал «Туполева» — в этом году представил прошедший глубокую модернизацию Ту-22МЗМ. Модернизация и довооружение придают дальнему бомбардировщику Ту-22МЗ новейшие боевые и эксплуатационные свойства. Это позволит сохранить в строю самолеты Ту-22МЗМ до 2040 года.
— Чем новая версия отличается от Ту-22МЗ?
— Увеличенным количеством применяемых управляемых и неуправляемых авиационных средств поражения новых типов. Еще — повышенной точностью применения неуправляемых и управляемых авиационных средств поражения. Это достигается установкой новой оптико-электронной прицельной системы и системы управления оружием. Вновь установленное бортовое оборудование более надежно и безотказно работает. Его функциональные возможности расширены в 2–3 раза по сравнению с тем, что используется сегодня. Точность навигации увеличена в 2,5–3 раза благодаря установке новой информационно-управляющей системы — прицельно-навигационного комплекса. Повышены функциональные возможности бортового радиоэлектронного оборудования и авиационного комплекса по применению вооружения.
Справка «АС»
В 1954 году на вооружение дальней авиации принят первый дальний реактивный бомбардировщик Ту-16. В 1956-м ее пополняет стратегический турбовинтовой бомбардировщик Ту-95, а еще через год — стратегические бомбардировщики В.М.Мясищева М4 и 3М. В начале 60-х на вооружение приняты дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 и первые ракетоносцы Ту-16К. Вслед за ними появились ракетоносцы Ту-95К и Ту-22К. Дальняя авиация становится ракетоносной и получает статус авиационной составляющей Стратегических ядерных сил.
После установки нового комплекса радиоэлектронного подавления улучшены характеристики выживаемости самолета в воздухе. Повышена стойкость новых комплексов бортового радиоэлектронного оборудования к специальным факторам полетов.
— Большая продолжительность полетов ваших самолетов обеспечивается в том числе благодаря заправке в воздухе от танкеров Ил-78. Эти самолеты будут совершенствоваться?
— Благодаря установке на самолет Ил-78 нового унифицированного подвесного агрегата заправки увеличен диапазон высот при дозаправке в полете. Теперь он составляет от 2000 до 9000 метров. Диапазон скоростей, при которых возможна заправка воздушных судов, тоже расширен — от 450 до 900 км/ч.
Самолет-заправщик получил новые двигатели ПС-90А-76 с тягой до 16 тонн каждый. Это способствует увеличению специального радиуса действия до 3500 км. Ил-78М-90А способен отдать заправляемому самолету 45 тонн топлива.
Справка «АС»
В 2010 году пара Ту-95МС выполнила полет рекордной продолжительности — более 42 часов. Четырежды проводилась дозаправка самолетов в воздухе. В этом же году пара Ту-160 выполнила рекордный 23-часовой перелет с несколькими дозаправками, преодолев 18 тысяч километров.
Предусмотрена эксплуатация самолета в качестве транспортного. Все необходимое для этого оборудование предусмотрено в штатной комплектации самолета-заправщика.
— Интенсивность полетов на воздушное патрулирование растет?
— Да. В 2018 году экипажи вели патрулирование над акваториями Черного, Балтийского, Каспийского, Берингова, Баренцева морей, Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов. Практически во всех географических районах. Наши авиакомплексы позволяют осуществлять полеты в любую точку мира. Все летные экипажи способны выполнить поставленную боевую задачу в любом географическом районе автономно или при обеспечивающих действиях самолетов-заправщиков.
— Недавний полет пары Ту-160 в Венесуэлу это подтвердил?
— Да. Особенностью выполнения задачи явилась большая продолжительность полета над акваторией Атлантического океана.
Справка «АС»
10 декабря 2018 года пара Ту-160, а также тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» и дальнемагистральный Ил-62М совершили перелет в Венесуэлу. 15 декабря авиагруппа вернулась обратно. Предыдущие полеты в Венесуэлу самолеты Ту-160 выполняли в сентябре 2008-го и октябре–ноябре 2013 года.
Перед экипажами стояла задача выбора оптимального маршрута полета на заданной высоте с учетом обхода зон грозовой деятельности. В Венесуэле выполнен специальный полет над акваторией Карибского моря. Экипажи получили опыт выполнения полетов в удаленных географических районах, в условиях южных широт.