«Лира» - титановый шедевр

«Лира» - титановый шедевр

Об истории создания и службы уникальных субмарин проекта 705
© mil.ru
Об истории создания и службы уникальных субмарин проекта 705
28 декабря 2018, 13:13
Реклама

В разведке мелочей не бывает. Когда в 1974 году одна из фирм США закупила в Советском Союзе очередную партию лома цветных металлов и сплавов, внимание сортировщиков привлекла титановая деталь с ясно обозначенной цифрой 705. Мелочь? Но для американцев это стало еще одним подтверждением: супермощная титановая подводная лодка у русских все же существует! «Армейский стандарт» обобщил историю уникального проекта.

Билет в СВ

В подробности их не посвящали: убываете к новому месту службы, и точка. Флотские офицеры, у большинства из которых было не только серьезное инженерное образование, но и опыт дальних походов на подводных лодках, вопросов не задавали: придет время — скажут.

Наконец их, тщательно отобранных и еще раз всесторонне проверенных, в 1970 году познакомили с тем самым «местом несения службы» — подлодка проекта 705 «Лира». Ее экипаж оказался почти вдвое меньшим, чем на ранее принятых на вооружение атомоходах, и состоял только из офицеров.

В технической составляющей еще предстояло досконально разобраться, но и видавших виды моряков поразила комфортабельность новой лодки. Впервые в отечественном подводном кораблестроении весь экипаж размещался в отдельном отсеке. В нем находились не только каюты, но и камбуз, и медицинский блок. Кают-компания на 12 человек. Простор, продуманность всех бытовых мелочей. Спальное помещение — чуть ли не копия купе спального вагона (СВ) — тогдашний железнодорожный бизнес-класс. Наконец-то была реализована давно вынашиваемая конструкторами идея — разграничить место обитания человека и корабельные механизмы. Получился своеобразный маленький дом под водой!

На «Лире» также впервые установили всплывающую спасательную камеру для эвакуации всего экипажа. Это значительно повышало шансы сохранить жизни подводников в бою или при возникновении чрезвычайной ситуации. Кстати, первоначально планировавшийся экипаж в 16 офицеров нарастили до 29, включая 4 мичманов. Впоследствии и до 32 человек, включив в его состав и одного матроса.

Нужен охотник!

Разработка проекта 705 — ответ на развитие военно-морских сил США. Там первая атомная стратегическая подводная лодка «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами вошла в строй 30 декабря 1959 года. Советскому Союзу нужно было иметь эффективное средство, чтобы противостоять американской подводной угрозе, — создать охотника за подлодками вероятного противника.

Требования жесткие: высокая скорость, прекрасная маневренность, незаметность, огневая мощь. Совместить все эти качества можно было только в подводной лодке исключительно оригинального проекта. Разработку поручили отделу перспективного проектирования СКБ-143 — ныне это Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит». Главный конструктор проекта 705 — Михаил Русанов.

Необычная задача требовала кардинально иного подхода к ее решению. Когда Русанов с коллегами изложил начальству тщательно разработанную концепцию, даже опытные специалисты были обескуражены. Предлагалось создать нечто уникальное, а значит, непроверенное на практике. Что ни узел или механизм, то ноу-хау от конструкторов!

Начать с корпуса, материалом для которого избрали титановый сплав. Какие здесь плюсы? Гарантия от коррозии порядка 100 лет, маломагнитность (то есть незаметность для магнитоискателей противника), повышенная прочность и легкость, по сравнению с привычной сталью.

И все же «добро» на этот, по сути, эксперимент было получено. Проект поддержали и главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков, и министр судостроительной промышленности СССР Борис Бутома. 2 июня 1968 года на ленинградском заводе «Судомех» заложили головную атомную подлодку проекта 705. Уже через три года К-64 была передана ВМФ СССР.

Ноу-хау в комплекте

Сегодня мы бы охарактеризовали это коротко — инновационный проект. К-64, а затем еще шесть пополнивших флот подлодок проекта 705 «Лира» (седьмая по счету введена в состав ВМФ 30 декабря 1981 года) вместили в себя специальные разработки, которых прежде не было нигде в мире. Судостроители научились работать с титаном, воплотили в этом материале предложенный конструкторами обтекаемый и компактный корпус. Длина 78 метров, ширина — 10 метров, при водоизмещении 2100 тонн. Рабочая глубина погружения — 320 метра, а максимальная превышала 400.

От обычного водо-водяного ядерного реактора отказались — его попросту не удалось бы встроить в компактный корпус. Академик Александр Лейпунский предложил уникальную ядерно-энергетическую установку с жидкометаллическим теплоносителем. Реактор работал на свинцово-висмутном сплаве, который требовалось постоянно поддерживать в подогретом состоянии.

Такая силовая установка позволяла развивать под водой скорость в 41 узел (около 80 км/ч), а в надводном положении — 14 узлов (26 км/ч). При этом полный ход подлодка набирала всего за одну минуту! Показательно и то, что она могла всего за 42 секунды развернуться на максимальной скорости и двигаться в обратном направлении. В бою качество наиважнейшее!

Малогабаритная электронная начинка для «Лиры» создавалась специально (это уже потом по линии конверсии кое-что получила и гражданская промышленность). На проекте 705 установили комплексную боевую информационно-управляющую систему «Аккорд»: с главного командного пункта можно было контролировать все боевые и технические средства, управлять подлодкой и иметь полную информацию о внешней обстановке.

Оружие тоже было на высоте: скоростная подводная ракета «Шквал», противолодочный ракетный комплекс «Вьюга», противолодочная самонаводящаяся электрическая торпеда СЭТ-65.

При этом автономность плавания составляла 50 суток.

Иными словами, проект «Лира» оказался вполне самодостаточным и представлял серьезную угрозу для атомных подлодок США.

Противостоять невозможно

Разведывательные службы США докладывали «наверх» о том, что в Советском Союзе создается новейшая подводная лодка из какого-то необычного материала. Скорее всего, из титана. Но амбициозное военное командование не верило. Если уж в Соединенных Штатах из титана производят лишь отдельные детали для самолетов, то Советский Союз и подавно не способен построить что-то серьезное из столь технологически сложного и к тому же дорогостоящего материала.

Однако аналитики настаивали, а тут еще та самая деталь с цифрой 705. Пришлось принять как данность. Появилось и натовское название этой подлодки — «Альфа».

Догнать советскую субмарину американским подводным ракетоносцам было не под силу, а она могла их уничтожить и безнаказанно уйти. Что-то противопоставить советским подводникам оказалось невозможно: за счет скорости и маневренности «Лира» легко уклонялась от любых торпед противника. Если ее и успевали засечь гидроакустики, то она могла в считаные секунды перейти в «теневой» сектор надводного или подводного корабля и стать неуязвимой, а затем перейти в контратаку.

При этом, несмотря на техническую сложность, проект оказался очень надежным. За более чем 20 лет службы лишь на одной из семи подлодок произошла серьезная авария — затвердевание теплоносителя первого контура главной энергетической установки. К тому же ЧП произошло отнюдь не из-за технической недоработки — экипаж в приказном порядке вынудили выйти в море, не завершив начатые регламентные работы. Показательно и то, что при борьбе за живучесть не погиб ни один подводник.

Последний аккорд

Увы, именно на подводных лодках этого проекта сильнее всего отразилось сложное экономическое положение 1990-х годов. Их интенсивное использование требовало солидных затрат. Ведь даже в базе им постоянно требовалось топливо, чтобы поддерживать минимально допустимую температуру теплоносителя. Правда, это обстоятельство значительно повышало боевую готовность «Лиры» — она могла сразу же покинуть базу и приступить к выполнению поставленной задачи.

Но в то время и сами военные городки с семьями моряков нечем было обогревать… Было принято решение об утилизации уникальных субмарин, которые примерно на четверть века опередили свое время. Четыре лодки были списаны в 1990 году, а остальные в 1996-м. С последней К-373 реакторный отсек сняли в 2009 году…

Можно ли воссоздать проект 705? Сегодня в такой точной копии попросту нет необходимости. Другое дело, что наши конструкторы и судостроители и сегодня способны создавать суперсовременные технику и вооружение. Они это доказали и на примере проекта 705 — этот опыт им тоже пригодится.

Реклама
Реклама