Похоронен у Контиомяки

Похоронен у Контиомяки

Жители финской деревушки почти 80 лет заботятся о могиле советского летчика
© wikimedia.org
Жители финской деревушки почти 80 лет заботятся о могиле советского летчика
Реклама

В один из недавних «охотничьих» визитов в Финляндию местные коллеги по увлечению познакомили меня с удивительным человеком. Почти 80 лет назад, в разгар советско-финской войны житель Страны тысячи озер Вилхо Конттинен стал свидетелем крушения советского истребителя, собрал останки пилота, похоронил их и на протяжении всей своей жизни продолжал заботиться о могиле летчика. «Армейский стандарт» собрал сведения о летчике и о том, как финны заботятся о его могиле.

История эта начиналась так. 26 февраля 1940 года младший лейтенант ВВС Рабоче-Крестьянской Красной армии Валентин Голубев вместе с еще несколькими военлетами 152-го истребительного полка вылетели на очередное задание. Им дан был приказ лететь на уничтожение очень важного для финской армии железнодорожного моста Каллиокоски неподалеку от озера Ристиярви и одноименного населенного пункта и прикрывать бомбардировщики, участвовавшие в воздушной операции.

Этот полет стал для 22-летнего советского летчика последним. По документам из Российского государственного военного архива, летчик «не вернулся из боевого вылета 26 февраля 1940 года». В донесении, поданном по команде, говорится, что командир звена видел падение самолета И-153 №6820, который после сброса двух ФАБ-50 (пятидесятикилограммовые фугасные авиабомбы) вдруг вспыхнул и упал на землю недалеко от перекрестка дорог. Причем зенитного огня с земли не было, воздушного боя с финскими летчиками тоже.

Есть версия падения советского «ястребка», в том числе от очевидцев-финнов, наблюдавших бомбометание с земли: будто бы Голубева сбили пулеметным огнем свои же. Альтернативная гипотеза: на самолете произошел самоподрыв одной из прикрепленных к подкрылкам авиабомб.

Как бы то ни было, но останки советского летчика, оказавшиеся на финской территории, были должным образом похоронены несколькими местными жителями. Люди, чью землю бомбил военлет Валентин Голубев, посчитали необходимым сохранить о нем память и ухаживать за его могилой.

© Андрей КАШКАРОВ

Главное действующее лицо этой истории — Вилхо Конттинен, очевидец событий, которому сейчас исполнилось уже 94 года. Его односельчанин Матти Сало узнал в свое время о гибели советского истребителя от родителей, видевших эту трагедию. Вилхо и Матти рассказали мне, что обломки самолета лежали на месте крушения, в стороне от проезжей дороги, вплоть до 1960-х годов, напоминая немым укором о судьбе погибшего летчика.

В региональной и даже центральной прессе Финляндии, по телевидению об этом говорилось неоднократно. А вот в советской России, как это ни прискорбно констатировать, о погибшем летчике почти сразу забыли. Да и кому о нем было вспоминать — жертв советско-финской, или зимней, как ее называют финны, войны было много. А у Голубева, вполне возможно, не осталось родственников первой очереди, да и прямых потомков, с учетом возраста, в котором погиб летчик, вероятнее всего, тоже.

В окрестностях Контиомяки могилу знает и стар, и млад. Финны, в первую очередь Вилхо Конттинен, бережно ухаживают за ней и сегодня хотят установить советскому летчику памятный знак с надписью на трех языках — финском, русском, английском.

Охотник Пааво Ромппайнен и другие его земляки рассказывают, что делом поиска родных летчика и сведений о нем занимались еще их отцы, искали информацию в архивах. Таким образом, у общества непрофессиональных финских поисковиков давняя история, связанная с нашим летчиком, существует даже преемственность поколений, объединенных одной целью.

«Кто ты, Валентин Иванович Голубев?» — так ставят вопрос финны. Так же спрашивает меня коллега — охотник Ромппайнен. Финны хотят поставить надгробный камень с фотографией, как здесь говорят, в «советском стиле». Но все понимают, что дальнейшее выяснение истории советского летчика без участия российской стороны практически невозможно.

Мы провели свое исследование, сделали официальный запрос в Центральный архив Министерства обороны. Из хранящихся там документов удалось выяснить, что 15 января 1940 года полк, в котором служил Голубев, получил приказ перебазироваться на аэродром Реболы для поддержки действий сухопутных дивизий, воины которых, как мы знаем, замерзали без надлежащего снабжения во вражеском кольце в районе Суомуссалми.

Именно на 80-м смешанном авиаполку лежала задача защищать и снабжать по воздуху попавшие в окружение части. Для этого полку были оперативно подчинены две истребительные авиаэскадрильи 152-го истребительного авиаполка. Именно из Реболы, с ледяного аэродрома, оборудованного на озере Лексозеро, совершил свой последний боевой вылет младший лейтенант Голубев.

«Армейский стандарт» рассчитывает, что Российское военно-историческое общество и управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества заинтересуются этой историей. А возможно, и помогут финским поисковикам.

Реклама
Реклама