Последний рубеж обороны
Самолеты и вертолеты ВКС России получат эффективные бортовые комплексы обороны. Минобороны контролирует работу промышленности на этом направлении. Радиоэлектронные средства защиты авиации от вражеского огня очень нужны нашим летчикам в Сирии.
Применение переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) значительно усложняет работу авиации. Это доказали, как конфликты прошлых лет, так и современные локальные войны. Впервые с этой проблемой советские войска столкнулись в Афганистане, где в прицел «Стингеров», поставляемых душманам из США, попадали наши вертолеты и самолеты.
После первых потерь, на авиатехнику стали устанавливать специальные пиротехнические заряды, выделяющие большое количество тепла - тепловые ловушки. Запуск десятка таких зарядов позволял обмануть «головки» самонаведения ракеты и сберечь технику.
К сожалению, стопроцентного результата такая защита не приносила. Да и средства поражения постоянно совершенствуются. Современный ПЗРК таким «отстрелом» обмануть сложно. Промышленности была поставлена задача разработать такой комплекс, который сделал бы нашу авиацию неуязвимой для ракет противника. И результаты этой работы налицо. К примеру, комплекс радиоэлектронной борьбы «Витебск» разработки самарского НИИ «Экран» полностью отвечает всем требованиям военного ведомства.
Замминистра обороны Юрий Борисов, побывавший в Самаре в начале марта, отметил, что созданная в Самаре спецаппаратура, в частности, унифицированный комплекс обороны «Витебск» защищает летательные аппараты и противодействует различным зенитным ракетным средствам. «У них есть планы по развитию этого направления и мы безусловно их поддержим. К этому предприятию никаких претензий нет», - подчеркнул Борисов.
Минобороны поставила задачу повсеместно внедрять эту аппаратуру, чтобы не повторялись те трагические случаи, которые происходили в Сирии. «В первую очередь, они будут устанавливаться на средства армейской авиации, а в перспективе на все самолеты боевой авиации, чтобы они были надежно защищены от огня ПЗРК, включая ракеты с различными головками наведения - локационными и оптическими». Испытания подтвердили, что комплексы способны защитить летательные аппараты почти на 100%.
В чем же уникальность «Витебска»? Они позволяют защитить авиатехнику от зенитных ракет противника с инфракрасными, радиолокационными или комбинированными головками самонаведения. Основной элемент «Витебска» — цифровая станция активных помех (ЦСАП), получившая индекс Л-370-3С.
Помимо ЦСАП, в комплекс входит система защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения, ослепляющая ракеты противника лазерным лучом. Этот уникальный комплекс позволяет отследить пуск ракеты в радиусе нескольких сотен километров от самолета или вертолета и «увести» ракету от цели.
Вокруг летательного аппарата создается облако ложных целей. Оно способно сбить с толку самую современную систему обнаружения и наведения. Мощность излучения таких фантомных целей настолько сильна, что головка наведения ракеты вынуждена постоянно перенацеливаться, и в итоге «уходит» в сторону. А на случай применения ракеты с тепловой головкой самонаведения, предусмотрен автоматический выброс специальных отражателей.
К слову, испытания «Витебска» проводились на боевом вертолете, который, стоял на специальном стенде и обстреливался из ПЗРК «Игла». Ни одной из двадцати выпущенных ракет в вертолет, не попало. Все они как по мановению волшебной палочки меняли траекторию и уходили в сторону.
Производители постоянно совершенствуют изделие. Стараются сделать так, чтобы оно отвечало современным требованиям. Учитывают они и тенденции развития средств поражения. «Средства поражения будут всегда совершенствоваться, появятся новые головки самонаведения, которые будут работать в различных диапазонах. К примеру, сейчас идет широкое внедрение матричной оптики, переход на локационные диапазоны — миллиметровые, сантиметровые. Все это делается для того, чтобы улучшить точностные характеристики средств поражения. Против них всегда надо будет иметь антиоружие. Мы следим за всеми эти тенденциями, чтобы обеспечить безопасность наших летательных аппаратов», - рассказал «Армейскому стандарту» один из представителей российской оборонки.
Судя по тому, что экспортный вариант «Витебска» - бортовой комплекс обороны «Президент-С» - пользуется повышенным спросом на зарубежных рынках, российские оружейники создали действительно уникальную систему, которая не имеет аналогов в мире.