Пуля не дура
Одна из первых снайперских дуэлей, которая вошла в историю, произошла во времена Первой мировой. Тогда уроженец Австралии стрелок Билли Синг, воевавший на стороне Антанты против Турции, ценой жизни собственного корректировщика выбил одного из лучших снайперов Османской империи Абдуллу Грозного. Позже, во времена советско-финского конфликта бойцам Красной армии досталось от «финских кукушек» - высокоточных снайперов. С учетом этого опыта в Великую Отечественную войну снайперов готовили массово и тщательно. После Второй мировой, с появлением ракет и другого мощного оружия, снайперы-одиночки ушли в тень. Но локальные конфликты последнего десятилетия вновь заставили армии разных стран, в том числе и российскую, «реанимировать» снайперскую подготовку. О тех, кто часто видит мир через стрелковый прицел, в материале «Армейского стандарта».
Известно, что один снайпер может стоить нескольких минометных расчетов. Вычислить и ликвидировать затаившегося вражеского разведчика, вывести из строя командира взвода или роты противника — все это может сделать снайпер, тем самым оказав влияние на исход боя. Но, как говорят медики, на всякий яд есть противоядие. Одни снайперы начинают охотиться за другими. Та получается снайперская дуэль. Корреспондент «АС» поговорил с теми, кому приходится много часов терпеливо ждать прежде, чем нажать на спусковой крючок.
- Сегодня, с появлением, огромного количества средств разведки и наблюдения, снайперские дуэли все чаще превращаются в «соревнование приборов». Но, как правило, ты не таскаешь за собой все эти средства. Для снайпера, мобильность не менее важна, чем умение метко и далеко стрелять, — рассказывает повоевавший снайпером в «горячих точках» собеседник «АС», который попросил не называть его имени. - Когда ты выбираешь себе позицию, то продумываешь сразу несколько маршрутов отхода. Не всегда, конечно, нужно подрываться и бежать, как угорелый. Но иметь возможность быстро отступить нужно. Противник не будет ждать пока ты аккуратно упакуешь все свое добро. А с большим арсеналом не побегаешь.
По мнению собеседника, снайперу не всегда нужно стрелять далеко.
– Например, американцы в Мосуле (операция по освобождению коалицией США иракского Мосула от террористов в 2016-2017 годах. - «АС») здорово прокололись. Потому, что все их снайперы, конечно, хороши, но вот работать на небольшие дистанции — на дальность 200-300 метров - не были научены. Коалиция не нашла ничего лучше, чем отутюжить город артиллерией. А можно бы обойтись меньшими разрушениями, будь они потолковее.
Другой собеседник «АС» рассказал, что подготовка боевиков зарубежными инструкторами сильно отличается от подготовки сирийцев, которую проводят наши военные.
- Известно, что американские инструкторы делают основной упор на практическую стрельбу. Сначала обучают стрельбе, много дают физподготовки, изучают методики повышения стрессоустойчивости, и только потом маскировка, тактика. В итоге уже после выпуска огромное количество человек отсеиваются из-за профнепригодности, - рассказал снайпер. — Наши же учат по-другому. Они сначала выбирают из всех наиболее подготовленных. А дальше натаскивают на занятиях по тактике и маскировке. Военную топографию тоже дают. И в постоянном режиме - практика стрельбы.
В то же время, убежден наш собеседник, не из каждого человека можно сделать первоклассного снайпера.
- Смотрите, практически каждого человека можно научить водить машину, но вот водить круто в итоге будут не все. Так же и со стрельбой, — говорит он. - Практически у любого человека есть предел возможностей. Снайпером становится тот, у кого этот предел выше, чем у всех остальных. Ну, а для того, чтобы снять «коллегу», но «по ту сторону баррикад», нужно нечто большее, чем простая меткость.
По мнению нашего снайпера, тут важно все - и тактика, и маскировка, и терпение.
- В реальной боевой обстановке никто не ложится в оконный проем, не высовывает ствол на полметра и не палит оттуда. Крыша — тоже неудачный вариант. Слишком заметно. В Сирии, например, используют любые незанятые здания, - рассказал собеседник. - Нам рекомендовали оборудовать максимально удобное место в глубине комнаты. Ведь иногда приходится сидеть часами и сутками напролет на одном месте. А в глубине помещения и не жарко, и не так заметно. И звук выстрела менее слышен.
По словам эксперта, обученные по российским методикам сирийские снайперы терпеливее боевиков. Он видит в этом особенности нашей снайперской школы.
- Техника, в данном случае винтовка, не всегда выигрывает. Она может бить хоть на два километра, но если за ней сидит нетерпеливый человек, неспособный мыслить, то с тем же успехом он мог бы сидеть с палкой в кустах, — шутит мой визави. - Именно так в сирийском Алеппо ликвидировали одного очень вредного снайпера-боевика. Его просто поймали на живца. Примерно предполагая, где он находится, заняли позицию, не сильно надеясь на то, что он поведется на эту старую уловку, приподняли каску. И тут же получили в эту каску пулю. Следующая же, уже наша, ликвидировала снайпера.
Наш собеседник считает, что снайперы в бандах террористов в Сирии уступали своим противникам. Несмотря на то, что в бандах были замечены снайперы-спецы из Европы. Самые активные дуэли были в Алеппо, Хомсе. В Дейр- эз-Зоре и Гуте снайперских поединков практически не было.
Магазинной экипировкой, как правило, снайперы не пользуются. Каждый маскировочный халат - индивидуальный. Учитывается все — ландшафт, рельеф, растительность. От того, насколько он сольется с окружающей обстановкой, зависит его жизнь.