Поиск прекращаться не будет
Прошедшие в мае по всей стране военные парады и шествия «Бессмертного полка» еще раз показали, какое большое значение для всех нас имеет память о самой тяжелой войне, о тех, кто воевал и отдал жизнь за Победу. Большую работу по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества проводит Минобороны России. О том, насколько эффективны поиски погибших и пропавших без вести на территории нашей страны и за рубежом, как работают общественные поисковые организации, в интервью «Армейскому стандарту» рассказал бывший руководитель управления по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, референт замминистра обороны генерал-майор Александр КИРИЛИН.
— Александр Валентинович, так сложилось, что многие наши воины погибли на территории других стран. Кто и как от нашей страны следит за состоянием этих воинских захоронений?
— С 2007 года у нас созданы представительства Минобороны РФ по военно-мемориальной работе в Польше, Румынии, Германии, Венгрии, Чехии, Литве. В дальнейшем они открылись в Словакии, Китае, США. Не во всех странах вопрос решается так, как хотелось бы. Например, к сожалению, литовские власти все еще не дали разрешение на открытие представительства, переговоры продолжаются. Готовится указ об открытии представительства в Словении, прорабатывается вопрос о создании представительств в Болгарии, Сербии и Турции.
За границей мы занимаемся не только поиском неизвестных захоронений и установлением имен солдат. Также мы организуем паспортизацию, оценку состояния захоронений, их ремонт и содержание. За прошедшие годы представительствами установлено более 1 млн 300 тысяч имен павших воинов. Более 1600 захоронений восстановлено и отремонтировано. Ежегодно государством на эти цели выделяется $5 млн. Вся эта работа проводится силами всего 34 сотрудников восьми представительств Минобороны. Чтобы достичь таких результатов, некоторые из них проводят по 180–200 дней в году в командировках.
— Расскажите о задачах 90-го батальона, который занимается поиском и увековечиванием павших в Великой Отечественной войне. Кем он пополняется?
— 90-й отдельный специальный поисковый батальон сформирован в 2006 году. Он дислоцируется в поселке Мга Ленинградской области, поскольку в годы войны в непосредственной близости находился знаменитый «Невский пятачок». Это плацдарм на левом берегу Невы, который в битве за Ленинград наши войска удерживали в течение двух с половиной лет. На этом небольшом участке земли погибли десятки тысяч наших солдат. За годы батальон обнаружил и эксгумировал останки 8498 красноармейцев и нескольких десятков солдат вермахта. Имена 499 советских солдат были установлены. Военнослужащие 90-го батальона обезвредили более 10 тысяч взрывоопасных предметов. Службу в батальоне прошли более 2 тысяч солдат, которые стали опытными поисковиками. Многие участвуют сейчас в общественных поисковых объединениях. Спецбатальон мы стараемся комплектовать ребятами, знакомыми с поисковой работой. Этих молодых людей не надо убеждать любить свою Родину.
— С общественными организациями сотрудничаете?
— Разумеется. Минобороны оказывает поисковикам реальную помощь при проведении работ. Для этих целей выделяются техника, деньги, личный состав. Минобороны России ежегодно, начиная с 2015 года, планирует до 10–15 совместных поисковых экспедиций и оказывает практическую помощь в их реализации. Силы и средства военных округов и флотов привлекаются к обеспечению поисковых экспедиций. Только в 2018 году запланировано 18 совместных экспедиций. По данным общероссийской организации «Поисковое движение России», за 30 лет, с 1988 года по 1 января 2018 года, общественными поисковыми объединениями установлены судьбы 14 464 человек.
— Это значимая цифра?
— Установление личности даже одного погибшего уже значимо. Конечно, результативность общественников несопоставима с эффективностью работы государства. Это и понятно с учетом ограниченных ресурсов самодеятельных поисковиков. Например, зарубежными представительствами Минобороны за 10 лет установлены судьбы 138 154 пропавших без вести. А в результате работы с материалами Общественного банка данных «Мемориал» установлены судьбы более 1 млн 200 тысяч человек, считавшихся пропавшими без вести. В этот же период архивно-поисковая работа Минобороны в российских и зарубежных учреждениях позволила установить судьбы еще более 700 тысяч человек.
— Иногда можно услышать утверждения, что солдаты, попавшие в фашистский плен, после освобождения прямиком отправлялись уже в советские лагеря, так ли это?
— Очень тяжелая тема. Как известно, в плену находилось более 4,5 миллиона советских граждан. Как правило, это военнослужащие, попавшие к немцам в первые годы войны. По данным НКВД СССР, из плена вернулись 1 миллион 836 тысяч. Судьба остальных оставалась неизвестной.
Вопреки утверждению некоторых исследователей, вернувшиеся из плена военнослужащие не отправлялись «прямиком в ГУЛАГ». Для проверки этих людей была создана сеть фильтрационных лагерей и медицинских учреждений, ведь многие были крайне истощены. Так вот, более 1 миллиона 600 тысяч человек после проверки был направлены домой или в войска. 223 тысячи были осуждены на различные сроки наказания, большинство в ближайшие за тем годы было амнистировано. Так что говорить о массовых «посадках» я бы не стал.
— Сейчас идет работа по созданию электронной базы данных. Ежегодно она пополняется. Сколько собрано данных по участникам Великой Отечественной?
— Системность работы в сочетании с новыми цифровыми технологиями позволила разработать и воплотить в жизнь совершенно новый и уникальный проект «Мемориал». Он уже объединен с другими базами данных в уникальный интерактивный сервис «Память народа», который постоянно развивается.
Выявлено, оцифровано и представлено в открытом доступе более 92% всех архивных документов об участниках Великой Отечественной войны, имеющихся в Центральном архиве Минобороны. Благодаря порталу нашим современникам уже удалось установить судьбы более 1,2 млн участников войны, найти места их гибели и захоронения. Открыта информация о местах первичных захоронений более 5 млн солдат и офицеров. Сканированы и представлены все имеющиеся учетные карточки — паспорта воинских захоронений, это более 44 тысяч документов. Базу данных «Памяти народа» широко используют различные поисковые организации при планировании поисковых работ, идентификации павших воинов.
На портале представлено более 50 тысяч оригинальных карт боевых действий и более 6 млн мест, отражающих боевые пути частей Красной Армии. Все включены в современную геоинформационную систему. Предоставлен доступ к описаниям 227 основных сражений Великой Отечественной войны с подтверждающими документами.
— Есть ли понимание, когда можно будет сказать: все, эта работа закончена, больше уже база пополняться не будет?
— Конечно, наступит момент, когда с чистой совестью можно будет сказать, что все, что в архивах можно было найти, мы нашли и выложили. Но работа должна продолжаться. Созданная нами база данных — интерактивная, люди постоянно ее пополняют. И если их информация разнится с тем, что было в архиве, мы эти сведения дополнительно обязательно размещаем. Впоследствии эта база данных станет для нас площадкой для проведения дискуссий по всем спорным вопросам. В проекте отдельный ресурс с общим названием «Осторожно, фальсификация». Сейчас многие так называемые историки периодически пытаются утверждать, что государство «забыло миллионы своих солдат». Это лживо, безнравственно и кощунственно. Ведь правда всегда основана на документальных и объективных данных, удобны они для кого-то или нет. И работа наших баз данных доказывает, что фальсифицировать историю, передернуть факты таким людям становится практически невозможным.