В Москве оценили угрозы миру
«Основу системы глобальной безопасности не могут составлять претензии на исключительность», — заявил министр обороны Сергей Шойгу, открывая VII Конференцию по международной безопасности в Москве. И этим во многом задал тональность разговора. Он отметил, что усиливается антироссийская риторика, активизируется недружественная военная деятельность вблизи российских границ. В этих условиях руководство страны предпринимает шаги по обеспечению национальной безопасности. Основной упор делается на борьбу с террористической угрозой, масштабы которой за последние годы значительно расширились.
По сравнению с шестью предыдущими международными форумами нынешний был самым представительным. В Москву прибыли 850 участников из 94 стран мира. Среди гостей более 40 глав оборонных ведомств, а также представители восьми международных организаций и 68 ведущих зарубежных экспертов в области безопасности.
Минобороны России принимало гостей на правах организатора. Сергей Шойгу провел на полях форума несколько чрезвычайно важных встреч со своими иностранными коллегами. Одной из основных тем конференции стало мирное урегулирование в Сирии и противодействие терроризму в мире в целом. Среди наиболее значимых можно выделить переговоры Сергея Шойгу с новым министром обороны Китая генерал-полковником Вэй Фэнхэ. Китайский военачальник сразу объяснил, что его визит в Россию был согласован с председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином.
— В качестве нового министра обороны Китая я совершаю первый визит именно в Россию, чтобы показать миру высокий уровень развития наших двусторонних отношений и твердую решимость наших вооруженных сил укреплять стратегическое взаимодействие, — сказал Вэй Фэнхэ. — Во-вторых, чтобы поддержать российскую сторону в организации Московской конференции по международной безопасности. Китайская сторона приехала, чтобы дать знать американцам о тесных связях вооруженных сил Китая и России, особенно в этой ситуации.
Об американцах участники конференции вообще вспоминали часто. Так, начальник Главного оперативного управления Генштаба РФ Сергей Рудской отметил, что «нахождение российской группировки войск на сирийской территории абсолютно легитимно, чего нельзя сказать о международной антитеррористической коалиции под руководством США». А министр обороны России напомнил, что эта коалиция во главе с США, куда вошло «более 30 передовых в военном отношении государств», вела войну с боевиками на территории Сирии аж с 2015 года. «Однако зримых результатов достигнуто не было, — считает министр. — При этом территории, подконтрольные ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. — «АС») в Ираке и Сирии, только расширялись. Трудно поверить, что мощнейшая коалиционная группировка не смогла справиться с террористами. Видимо, цель была другая — расшатать ситуацию в регионе, закрепить в нем свое военное и экономическое присутствие. Положение изменилось после начала операции российских Воздушно-космических сил и создания реального антитеррористического альянса с участием Ирана, России и Турции».
Министр отметил, что к апрелю от террористов освобождена большая часть территории Сирии, сорваны планы образования псевдохалифата, с оставшимися боевиками идут детальные переговоры по сложению оружия.
При этом в качестве положительного опыта взаимодействия со Штатами глава ФСБ Александр Бортников привел пример согласованной работы спецслужб обеих стран: «Вы все знаете, что в прошлом году США, хотя российско-американские отношения сейчас переживают далеко не самый лучший период в своей истории, своевременно предупредили Россию о готовящемся теракте в Санкт-Петербурге». Благодаря этому, по словам Бортникова, «были спасены, возможно, сотни жизней мирных граждан».
Бортников отметил, что «Россия вносит существенный вклад в борьбу с международным терроризмом, ресурсная база джихадистов в Сирии практически полностью уничтожена». Однако он не исключил «возможности воссоединения ИГИЛ и «Аль-Каиды» (запрещена в России. — «АС») в виде обновленной террористической сети».
В связи с этим министр обороны РФ Сергей Шойгу призвал объединить усилия всех стран в борьбе с терроризмом в самых разных уголках мира.
Он подчеркнул, что «современный мир все теснее связывается в единое сообщество. Нет ни одной страны, которая сможет в одиночку противостоять любым угрозам и вызовам. Нет ни одной страны, которая сможет вернуться в замкнутое изолированное состояние». Одновременно он заявил, что «претензии отдельных стран на исключительность подталкивает к новой гонке вооружений».