Новый военный вертолет готов к испытаниям
Казанский вертолетный завод во втором квартале 2018 года начнет летные испытания военно-транспортного вертолета нового поколения Ми-38Т. «АС» выяснил, как идет создание винтокрылой машины средней грузоподъемности, которая должна прийти на замену созданным более 50 лет назад вертолетам Ми-8.
Вертолеты Ми-8, созданные в КБ М.Л.Миля в начале 60-х годов прошлого века, считаются долгожителями винтокрылой авиации. Они много раз модернизировались. В разных версиях выпущено свыше 12 тыс. таких машин. Это рекорд, достойный Книги Гиннесса. Но, как говорится, пора и на покой. Заменить хорошо потрудившиеся транспортные Ми-8 призван вертолет нового поколения Ми-38, более экономичный и комфортный.
Правда, проект считается новым условно. Первый полет многоцелевой вертолет совершил в 2003 году. Быстрой доработке мешали различные обстоятельства. В первую очередь нехватка средств. Затем дополнительные проблемы создали иностранные партнеры. Так, канадская компания Pratt&Whitney Canada то и дело становилась в позу и тормозила с поставкой двигателей PW-127T/S. Когда в полный рост встал вопрос импортозамещения, канадским движкам нашли замену. Вместо них вертолет оснастили двигателями ТВ7-117В разработки петербургского КБ «Климов».
После этого новым вертолетом заинтересовалось и российского военное ведомство. Действующим законодательством Минобороны запрещено покупать технику с импортными комплектующими. Учитывая, что в армейском авиапарке несколько сотен вертолетов семейства Ми-8, военное ведомство очень хотело бы найти им достойную замену. Ми-8 доставляют грузы и личный состав, в том числе в боевых условиях. Используются в поисково-спасательном и санитарном вариантах. Ми-38 экономичнее старых вертолетов и обеспечивает более комфортные условия полета.
Для военного ведомства разработчики создали военизированный вариант, который получил название Ми-38Т. По действующим планам летные испытания первого тестового вертолета Ми-38Т должны начаться во втором квартале. Новую военную машину ждут еще предварительные испытания, а затем специальные летные тестовые полеты, которые намечены на четвертый квартал 2018 года.
Ранее казанские вертолетостроители создали четыре опытных экземпляра гражданской версии Ми-38 для испытаний и сертификации вертолета. Ми-38 в гражданской модификации прошел этап сертификации. Поэтому военная версия пройдет зачетные тесты по сокращенной программе. В 2019 году в Казани должны построить еще один Ми-38Т. Если испытания пройдут успешно, Минобороны может закупить несколько десятков машин до 2027 года.
Справка «АС»
Ми-38 способен перевозить 6 тонн грузов в кабине или 7 тонн — на внешней подвеске. В пассажирском варианте берет на борт до 30 человек. Максимальная взлетная масса — 16 тонн. Крейсерская скорость равна 285 км/ч. Вертолет может забираться на высоту 5900 метров.
Военный вариант Ми-38Т будет иметь специфическое оборудование и средства военной связи. Кроме того, Ми-38Т оснащается особой топливной системой с защитой от взрыва. Военная машина имеет дополнительные топливные баки для увеличения дальности полета. На основе транспортной версии Ми-38Т могут быть созданы специализированные вертолеты, например арктический вариант — для службы на Крайнем Севере.
На 2018 год запланирована большая программа летных испытаний и гражданской версии вертолета Ми-38. Для тестов подготовлены две опытные машины с заводскими номерами «ОП-03» и «ОП-04». В 2017 году обе машины имели очень высокий налет. С учетом этого выполнены ремонтные работы, заменены авиадвигатели, редукторы. Одна машина готовится для испытаний в условиях низких температур, вторую протестируют в условиях жары и высокогорья. Летные испытания Ми-38 после доработок начнутся в апреле.
По данным разработчика, при дальности полета в 800 км топливная эффективность Ми-38 будет в семь раз выше, чем у Ми-8. При этом стоит один Ми-38 примерно в полтора раза дороже своего модернизированного предшественника.