Истребитель Су-57: взлет в режиме ожидания
Новейший российский истребитель пятого поколения Су-57 хорошо показал себя в небе Сирии. Программа его создания успешно выполняется. Но форсировать работы по этому проекту и закупать большие партии новых дорогих самолетов не рационально, поскольку есть менее дорогие и хорошо проверенные модернизированные истребители поколения «4+» и «4++» — Су-30, Су-34, Су-35. Об этом рассказал журналистам вице-премьер Юрий Борисов, который до недавнего времени отвечал в Минобороны за закупку вооружений. «У нас Су-35 сегодня считается одним из лучших самолетов в мире. Поэтому у нас нет смысла форсировать работы по массовому производству самолета пятого поколения», — заявил Борисов.
С другой стороны, по его словам, отказываться от нового проекта никто не собирается. «Это наш такой козырек, который мы всегда сможем разыграть тогда, когда самолеты предыдущих поколений будут отставать по своим характеристикам от аналогичных самолетов ведущих стран мира», — сказал вице-премьер по ОПК, говоря о российском боевом самолете пятого поколения.
Прояснить ситуацию с Су-57 и перспективами этого самолета «МК» попросил главу комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса, вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева.
— Владимир Владимирович, как вы относитесь к предложению не форсировать массовое производство самолетов пятого поколения Су-57?
— Положительно. Я считаю, что позиция Юрия Борисова — найти разумный баланс между интересами Минобороны и предприятиями ОПК и рационально использовать те денежные ресурсы, которые мы сейчас имеем, — вполне обоснованна. Мы понимаем, что наш самолет пятого поколения значительно дешевле американских аналогов, например F-35. Однако он дороже наших самолетов поколения 4++.
Сейчас идет производство самолетов Су-34, Су-35С. Они обладают выдающимися характеристиками. И было бы неправильно ускоренно разворачивать крупное серийное производство Су-57 в ущерб имеющимся программам производства эффективной боевой авиационной техники.
Думаю, что самолеты Су-34 и Су-35 пока смогут обеспечить решение всего спектра боевых задач. Ну а мелкосерийное производство Су-57 будет продолжаться. Насколько я знаю, сейчас законтрактовано 12 таких машин.
При разработке Су-57 создан очень весомый научно-технический задел, который можно использовать в дальнейших работах над боевой авиационной техникой.
— Эксперты говорят, что сейчас просто нет денег на новые самолеты...
— Президент еще два года назад сказал о необходимости диверсификации ОПК в связи с прохождением пика гособоронзаказа. Поэтому когда те же эксперты говорят, что нет лишних денег, они абсолютно правы. Деньги направляются на решение социальных задач, усиление потенциала фундаментальной науки, подготовку кадров. Однако это не является главной причиной того выбора, который сейчас делается в отношении самолета Су-57.
Если помните, недавно мы приступили к испытаниям «изделия 30» — двигателя так называемого второго этапа для Су-57. К 2022–2023 годам он будет готов к крупносерийному производству. Именно эти двигатели призваны обеспечить одно из основных боевых качеств Су-57 — длительный бесфорсажный полет на сверхзвуковой скорости.
Сейчас, пока нет двигателя второго этапа, нет нужды запускать самолет в массовое производство. Конечно, даже с двигателями первого этапа, которые, кстати, стоят на Су-35, истребитель Су-57 превосходит наши самолеты поколения 4++. Но считаю, что сейчас «четверки с плюсами» вполне отвечают своим задачам.
С переходом на новый двигатель значительно изменится облик Су-57. Это позволит к 2025–2030 годам обладать уникальной боевой авиацией. По сути, это будут новые самолеты. Даже не пятого поколения. Это новый этап и новый технологический скачок.
Думаю, благодаря новым наработкам мы сможем с минимальными издержками перескочить через пятое поколение и перейти к новым авиационным комплексам. Я бы их назвал «беспилотные ударные индивидуальные комплексы». Они используют искусственный интеллект и могут в условиях противодействия систем радиоэлектронной борьбы в значительной степени автономно выполнять поставленные задачи. Условно, скажем, это будут самолеты переходного этапа на пути к шестому поколению.
Авиационный комплекс в определенных условиях, используя искусственный интеллект, сможет брать на себя функции самостоятельного управления. Это одна из ключевых характеристик самолетов шестого поколения, которые появятся несколько позже. Те научно-технические заделы, которые мы сейчас имеем, опыт, который благодаря созданию Су-57 мы приобрели, нужно использовать для организации этой стратегии.
— У американцев уже два типа самолетов пятого поколения, которые они массово производят и достаточно долго используют. Не отстанем ли мы от них?
— Опыт показал, что F-22 и F-35 в некоторых климатических условиях достаточно уязвимы с точки зрения сохранения эффективности покрытия «стелс». Они безмерно дороги в эксплуатации и так же безмерно капризны. Это сумасшедшие затраты американского бюджета. Зеркальное копирование с небольшим запаздыванием — явно не наш путь. Серийное производство нужно разворачивать не тогда, когда мы создали некое подобие наших конкурентов, а когда мы создали машину значительно лучше — желательно в разы — тех, что есть сейчас. Пока гораздо более дешевые и зарекомендовавшие себя Су-34 и Су-35 — на ближайшие годы вполне достаточная составляющая авиакрыла, которая, безусловно, обеспечит выполнение задач, стоящих перед ВКС.
Что касается Су-57, то, думаю, пока необходимо приложить достаточно серьезные усилия по формированию экспортного облика этого самолета, рассматривать возможность его активного продвижения на внешние рынки. Это нужно и для того, чтобы мы могли сформировать наиболее полную картину функционирования Су-57 в различных условиях.
В общем, необходимо ускоренно формировать его экспортный облик, не только фиксировать присутствие на привычных нам рынках, но и выходить на новые.
— По вашему мнению, сколько времени займет скачок от самолетов пятого до самолетов шестого поколения?
— Работы над новой машиной ведутся достаточно интенсивно. Думаю, мы к 2022 году будем уже представлять ее облик и основные компоненты. Первые полеты новых машин вполне возможны в 2025 году, а в конце 20-х годов может начаться уже серийное производство.
СПРАВКА «АС»
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) совершил первый полет в 2010 году. В августе 2017 года самолет получил название Су-57. 5 декабря 2017 года выполнен первый полет с новым двигателем. ВКС заказали установочную партию в составе 12 Су-57. В летных испытаниях участвуют десять самолетов.