Программируемый дрон-параплан готов к «Армии»

Программируемый дрон-параплан готов к «Армии»

Беспилотник с мягким крылом управляется искусственным интеллектом
© flickr.com
Беспилотник с мягким крылом управляется искусственным интеллектом
26 июля 2018, 06:31
Реклама

Беспилотный летательный аппарат необычной конструкции создали в Московском авиационном институте. По оценке экспертов, дрон, созданный на основе параплана, вполне может найти военное применение. Как рассказали «Армейскому стандарту» в МАИ, сейчас инновационная разработка завершает испытания, а в августе будет представлена на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» в подмосковной Кубинке.

Один из руководителей проекта Сергей Ахрамович сообщил «АС», что готовую разработку планируется сдать заказчику в октябре. Недавно завершился очередной этап летных испытаний, который прошел в Крыму, вблизи Евпатории. Сейчас аппарат готовят к участию в форуме «Армия».

Официального названия автоматический параплан пока не получил. Аппаратно-программный комплекс с беспилотным летательным аппаратом на основе параплана числится у разработчиков под аббревиатурой АПК-БПЛА. Он способен нести полезную нагрузку массой 30 кг и выше. Оснащен большим мягким крылом площадью 10 квадратных метров. Обычный автомобильный аккумулятор емкостью 120 ампер-часов и компактный электродвигатель позволяют аппарату летать довольно долго — до трех часов. За это время он может преодолеть расстояние до 300 км.

© flickr.com

Экономичность дрона-параплана обеспечивается тем, что электродвигатель используется только при подъеме на высоту. Затем двигатель выключается, и аппарат с мягким крылом начинает планировать, используя потоки воздуха.

В перспективе, говорят разработчики, с использованием этой же аэродинамической схемы и конструкции, но с крылом большей площади аппарат сможет перевозить грузы массой до 100–150 кг и даже до 300 кг.

Беспилотник планирует в воздухе за счет гибкого крыла, управляется электродвигателем, сервоприводами на рулевых стропах и системой автоматического пилотирования.

— На опытном образце мы отрабатываем алгоритмы автоматического управления. В систему управления парапланом мы внедрили элементы искусственного интеллекта. Образно говоря, аппарат летит и думает, принимает решение, что ему дальше делать, — рассказал Сергей Ахрамович.

Электроника принимает решение в зависимости от изменения внешних условий, например направления и силы ветра, и при возникновении нештатных ситуаций

Одним из назначений экономного и безопасного летательного аппарата стало участие в испытаниях дорогостоящего оборудования, в том числе геодезического. Благодаря практически неубиваемой аэродинамике, параплан даже с выключенным мотором приземляется плавно, с небольшой вертикальной скоростью. Это обеспечивает сохранность тестируемой аппаратуры при любых оказиях. Недавно параплан выполнил транспортировку геодезического прибора стоимостью 3 млн рублей и массой около 20 кг. Небольшие квадрокоптеры такой груз поднять не могут. К тому же при отказе в полете они падают как камень и разбиваются, а параплан планирует.

По планам разработчика, после сдачи заказчику готового изделия начнутся эксплуатационные испытания, по результатам которых в 2019 году возможны доработки.

Для запуска дрона-параплана разработана специальная схема, позволяющая ему стартовать практически с любой неподготовленной площадки. При этом использованы методы старта обычных планеров с помощью буксировочного троса.

© flickr.com

После взлета трос отцепляется, включается двигатель — и аппарат летит. Запуск осуществляется в режиме радиоуправления, затем параплан переходит в автономный режим. На флеш-карте записана программа полета, точки, над которыми аппарат должен пройти. Благодаря автоматизации управления дрон может выполнять продолжительный автономный полет по заданному маршруту без команд с земли и без сигналов GPS/ГЛОНАСС. Это важно в условиях радиопомех или отсутствия радионавигационных сигналов.

Разработкой заинтересовались несколько ведомств, в том числе МЧС, а также российские и зарубежные предприятия.

По оценке экспертов, область применения подобных беспилотных комплексов довольно большая. Так, эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов считает, что дроны аэрошютного типа имеют ряд преимуществ перед аппаратами самолетного или вертолетного типов. Это, в частности, «существенно меньшая стоимость, а также большая вероятность спасения в аварийных ситуациях».

Эксперт в области малой авиации Вячеслав Головушкин сказал «АС», что размещаемая на параплане аппаратура уже позволяет вести разведку или мониторинг местности.

— В перспективе, думаю, парапланы с большим крылом смогут решать и транспортные задачи, в том числе в интересах МЧС или военных подразделений. Например, доставлять до 3 центнеров различных грузов в районы, куда в силу каких-то причин нельзя послать самолеты или вертолеты, — сказал Вячеслав Головушкин.

Он также не исключил использования парапланов в комплексе с транспортными самолетами, которые смогут сбрасывать беспилотные аппараты с грузами. После этого параплан в состоянии пролететь в автономном режиме до 100 км и доставить груз в нужный район.

Сверхлегкие летательные аппараты, к которым относятся парапланы, созданы на базе двухоболочковых управляемых парашютов. Они оснащены мягким бескаркасным крылом. Парашют в сложенном виде помещается в рюкзаке.

Реклама
Реклама