Аэротакси заказывали?
Английская компания Rolls-Royce презентовала на авиакосмической выставке в Фарнборо, которая проходит в эти дни вблизи Лондона, проект гибридного летательного аппарата EVTOL. Новинка соединит в себе достоинства вертолета и самолета. Аппарат сможет вертикально взлетать и приземляться, и выполнять горизонтальный полет. Главным достоинством летающего чуда разработчики называют способность обходиться без взлетно-посадочной полосы и перемещаться в городах, минуя пробки. Аэротакси сможет летать без посадки до 800 км на скорости до 250 км/час.
Российский авиапром в этом году выставку в Фарнборо проигнорировал. А вот перспективное направление авиастроения по созданию эффективной замены подверженному городским пробкам легковому автотранспорту в России также посчитали важным. «Армейский стандарт» выяснил, на каком этапе находятся у нас работы по созданию аэротакси. Ведь такая новинка может найти и военное применение.
Разработку винтомоторного самолета вертикального взлета и посадки с гибридной энергоустановкой несколько лет ведет российская частная компания Napoleon Aero. Как сообщил «АС» руководитель проекта Михаил Нуриджанов, цель — создание четырехместного аппарата взлетной массой около 1,5 тонны, способного перевозить по воздуху 400 кг полезной нагрузки на дальность до 640 км. При этом удельная стоимость перевозки одного килограмма груза будет в разы меньше, чем у вертолета или реактивного самолета. По этому показателю самолето-вертолет будет сопоставим с автомобильным транспортом.
Разработчики хотят создать высокоавтоматизированную систему управления полетом. Словом, создается роботизированный комплекс с элементами искусственного интеллекта
На первом этапе для тестирования выбранной аэродинамической схемы создана беспилотная уменьшенная модель аппарата с размахом крыла примерно 2,5 метра. В этом году начались ее летные испытания.
— Тестовые полеты модели прошли в самолетном режиме. Машина оказалась хорошо пилотируемой, в горизонтальном полете хорошо себя ведет, — рассказывает Михаил Нуриджанов. — Попробовали взлететь по-вертолетному. Были успешные попытки, но потом пришлось внести некоторые изменения в конструкцию. Ждем необходимые комплектующие. Думаю, относительно скоро опять взлетим.
По информации разработчика, в случае успешного завершения летных испытаний модели начнется проектирование полноразмерного аппарата и его изготовление.
— Это не очень быстрый путь. Минимум, два года надо, чтобы разработать конструкторскую документацию и построить первый полноценный прототип, — сказал Михаил Нуриджанов. — Еще примерно год — чтобы его облетать и приступить к полноценным сертификационным тестам, которые могут занять еще года полтора-два. Итого работы могут занять около пяти лет. К сожалению, не все так быстро, потому что достаточно жесткое регулирование в сфере разработки авиационной пассажирской техники. Это вопросы безопасности перевозок. Требования жесткие. Выполнение их — дело затратное.
Расходы на этапе создания летающего прототипа могут составить 700 млн рублей, считают разработчики.
Работы по созданию самолетов вертикального взлета и посадки, предназначенных в том числе для использования в формате аэротакси, активно ведутся в мире. Такие аппараты, благодаря использованию новых технологий и материалов, могут стать дешевле и экономичнее вертолетов и реактивных самолетов. Интересно, что российские конструкторы не пошли по следам западных конкурентов, которые считают, что будущие аэротакси будут полностью электрическими. Это когда электродвигатели вращают тянущие, толкающие и несущие винты. На российском аппарате предполагается использовать гибридную силовую установку с двигателями различного типа.
Создаваемый в России роботизированный аппарат оснащается двумя винтомоторными группами. Одни двигатели вращают винты, которые поднимают конструкцию в воздух, создавая вертикальную тягу. Другие — обеспечивают горизонтальный полет.
По словам Михаила Нуриджанова, подобные гибридные аппараты будут востребованы в ближайшие 20–30 лет. До тех пор, пока новые технологии не позволят создать надежные и экономичные конвертопланы. В конвертопланах одни и те же двигатели работают на создание и вертикальной, и горизонтальной тяги. Ведущим авиастроительным фирмам мира пока не удалось создать надежные и недорогие конвертопланы. Появившиеся образцы стоят, как правило, более $100 млн и часто разбиваются.