Трофеи «Армии-2018»
Боевые пикапы с многоствольными реактивными минометами, целые отравляющие лаборатории, минометы, баллонометы, автоматические пушки и просто россыпь «стрелковки» времен Второй мировой. Все это еще вчера убивало мирных граждан и солдат армии Асада в раздираемой гражданской войной и терроризмом Сирии. Сегодня все это «добро» мирно покоится в специальной экспозиции военного форума «Армия-2018».
Даже при беглом осмотре понимаешь: ИГИЛ (*террористическая группировка, запрещенная в РФ) — это вовсе не «бармалеи», которые сражаются чуть ли не дрекольем. Да, многое сделано кустарно, но так искусно и эффективно, что фраза «сделано на коленке» не подходит. Везде четко прослеживается недюжинная инженерная мысль.
Например, 84-миллиметровая кустарная установка для самодельных реактивных снарядов. 16 стволов за считаные секунды выстреливают все заряды на расстояние до восьми километров. Самоделку трудно отличить от обычных реактивных систем залпового огня, которые стоят, например, на вооружении стран НАТО.
Или самодельная химическая лаборатория. Система проста до крайности: мини-миксер для строительного бетона, пара 50-литровых баллонов да три пятилитровые канистры. И все, машина для массового убийства готова. За час такой агрегат выдает 20 литров ядовитой фосфорной смеси, которой начиняют самодельные мины и забрасывают на головы сирийцев. Чаще мирных жителей.
Вообще на выставке трофеев большинство «адских машин» рассчитано именно на массовое поражение и на убийство обычных граждан. Например, огромный 305-миллиметровый миномет. Он выстреливает специальные мины, сделанные из обычных бытовых баллонов. Такой заряд разносит в клочья любой дом из сирийского известняка. Абсолютно без шансов для жителей.
Или 52-миллиметровые спаренные минометы, заряженные минами с фосфорной начинкой — той самой, что «варят» в кустарных лабораториях. Мины тоже из баллонов, с приваренным оперением. Летят недалеко и не метко. Впрочем, меткость и не нужна: попал в густонаселенный район того же Алеппо или Дамаска — и все, цели достиг. После полного залпа десятки жутко умирающих людей гарантированы.
На выставке трофеев есть и знаменитые «джихад-мобили». Обшитые броней или обычным листовым железом, они несут смерть иного рода. Одни под завязку набивались взрывчаткой и прямиком доставлялись смертниками на улицы Алеппо, Хомса или Деръа. На других установлены многоствольные реактивные минометы или автоматические пушки.
В экспозиции нашли место и «чистые» западные образцы. Например, десантный катер армии США. Трудно поверить, но скоростной, развивающий до 40 узлов (более 70 км/ч) водный транспорт американских «морских котиков» исправно служил террористам. Пока не был захвачен сирийскими войсками.
В трофейной экспозиции целая россыпь мелкого стрелкового оружия атаковавших Сирию террористов. Большинство стволов, кстати, под штатный патрон армий НАТО: 5,56 и 7,62х51.
Впрочем, боевики иногда предпочитали проверенную временем раритетную классику: русскую трехлинейку, французские и английские пистолеты-пулеметы и даже редчайшие германские автоматы времен Второй мировой STG-44.
Отдельный раздел — беспилотники. Тут и обычные «летуны-шпионы», и ударные дроны разной весовой категории. Некоторые захваченные у сирийцев образцы сильно напоминают поделки моделистов в кружках ДОСААФ в СССР, другие буквально напичканы электроникой. Такой явно «на коленке» не соорудишь.
Специалисты говорят, что даже крохотный, не более 30 сантиметров в размахе дрон способен наделать немало неприятностей. Иногда эта назойливая мелочь прорывалась и к российской базе в Хмеймиме, впрочем, безуспешно; вскоре многие из них стали вот такими трофеями, как на форуме «Армия-2018».
Еще один любопытный трофей — пикап боевиков с автоматической авиационной пушкой, стреляющей неуправляемыми реактивными снарядами. Точно такие же устанавливаются на российские ударные вертолеты Ми-24 «Крокодил» и Ми-52 «Аллигатор». Трудно представить, что творила эта кустарная установка на шасси внедорожника.
Экспозиция сирийских трофеев на форуме «Армия-2018» оставляет стойкое ощущение того, что армия Асада и наш контингент, стремящийся помочь освободить сирийскую землю от международного терроризма, воюют не с голодранцами-повстанцами, а с профессионально обученными и экипированными террористическими группировками, хорошо снабжаемыми из-за рубежа.