F-35: не годен к «строевой»?
Один из самых дорогостоящих в истории авиации американский многоцелевой самолет 5-го поколения F-35 может остаться дорогой игрушкой, чем подлинным бойцом. Такие опасения есть у Пентагона. Хуже того, некоторые высокопоставленные армейские чины во главе с Джеймсом Мэттисом и вовсе не были сдержанны в формулировках: «Этот самолет не годится даже для проведения локальных операций». Многочисленные нештатные происшествия и катастрофы подтверждают статус «бастарда от американской авиации». И будущее его от этого очень туманно. «Армейский стандарт» попытался понять, как за два десятилетия из перспективного проекта F-35 превратился в самую дорогую и бесполезную статью расходов в американском военном бюджете.
F-35, или Lockheed Martin F-35 Lightning II («Молния-2»), задумывался как самолет-универсал: всепогодный истребитель-бомбардировщик пятого поколения с функцией почти абсолютной «невидимки». Армия США ждала самолет сразу в трех вариантах: классический наземный истребитель, палубный истребитель и самолет вертикального взлета и посадки. В последнем варианте были крайне заинтересованы Корпус морской пехоты США и британские моряки. В 2012 году первый серийный F-35 «Молния-2» взмыл в воздух.
Союзники США, очарованные первым полетом истребителя 5-го поколения, спешно кинулись покупать очень недешевый самолет. Конечно, не без пинка от «старшего брата». За стартовую версию «А» в североамериканском экспортном ведомстве просили $83 млн. Но никто не скупился. Например, Австралия и Турция заказали сразу по 100 машин. У Анкары, правда, в последнее время возникли проблемы с получением обещанного. Штатам не понравилась закупка Турцией зенитных систем С-400 в России. Спор продолжается.
Канада, Норвегия, Израиль решили раскошелиться на заказы по 50 машин. Даже сравнительно небогатая Италия захотела «Молний-2».
Однако вскоре радости в клубе владельцев «ястребка-невидимки» 5-го поколения поубавилось. Серийная модель F-35 оказалась очень сырой.
Статистика нештатных ситуаций огорчала. Вот одно из прогремевших на весь мир происшествий с «Молнией-2»: в сентябре 2016-го в Айдахо F-35 вспыхнул прямо на взлете. Вердикт техников: проблемы с двигателем, баками и топливными магистралями. После этого сразу 57 самолетов надолго ушли в ремонтные цеха.
— А еще в F-35 периодически регистрировались отказы электроники, систем регулирования двигателей, — рассказал военный эксперт в области вооружений Алексей Леонков. — В целом и маневренность самолета оставляла желать лучшего, плохо работал шлем с системой целеуказания. И это только крупные недостатки.
Но самое кричащее ЧП случилось в небе над Японией в ноябре 2017-го. Тогда самолет едва не развалился прямо в воздухе над базой Кадена на Окинаве.
Масла в огонь подлили и союзники. Так, член австралийского парламента и бывший военный эксперт Деннис Дженсен заявил, что F-35 не может составить достойную конкуренцию российским ПВО. Он также негодовал из-за того, что США слишком уж настойчиво предлагают своим партнерам недоработанный и часто аварийный самолет. «Это как уподобляться продавцу мотоциклов, который хочет предложить покупателю скутер», — говорил Дженсен.
Возможно, это тоже стало причиной того, что многообещающая «надежда и опора» ВВС США возглавила рейтинг проектов-неудачников по версии The National Interest.
В итоге Пентагон во главе с Джеймсом Мэттисом были вынуждены признать: F-35 попросту не готов и воевать не может.
Был и еще один аргумент, который едва не подводит истребитель американцев под монастырь. Это его разрекламированная псевдонезаметность.
— Делая ставку на стелс-технологии, разработчики ее существенно переоценили, — заявляет Алексей Леонков. — Потому что никакой абсолютной невидимости не существует. Есть понятие пониженной радиозаметности. И она у F-35 на самом деле очень неважная. Если ее «облучат» наши современные РЛС, то данный самолет действительно виден как на ладони.
В итоге круто распиаренный универсальный самолет-«невидимка» F-35 на деле пока оказывается пустышкой в блестящей обертке. К тому же очень и очень дорогой — финальная цена F-35 сегодня зашкаливает за $100 млн.
Но как такое могло произойти? Специалисты винят… коррупцию, которая давно и прочно держит свои щупальца в американском военном бюджете.
— После пресловутой победы в «холодной войне» и развала СССР в 1991 году американская «оборонка» фактически срослась с капиталом, с мегакорпорациями, — заявляет военный эксперт Алексей Леонков. — Друг друга прикрывает. Потому истребитель-бомбардировщик F-35 так и остался сырым проектом, даже не приблизившись к заявленным характеристикам.
Эксперт уверен: F-35 — жертва масштабного «распила» при полном молчании Пентагона. В итоге распиаренный суперсамолет практически с конвейера выходил на 50% недоработанным. До ума его доводили уже в армейских мастерских.
Красноречивый пример с нетерпением ожидавшим новинку авиационным корпусом морской пехоты США. Да, долгожданные машины они получили, однако 60% из них почти сразу встали на прикол и требовали ремонта. И это, на минуточку, самолет 5-го, самого технологичного поколения!
Некоторые зарубежные и отечественные военспецы в провале ожиданий от F-35 винят… Голливуд. Якобы кинематограф напрасно разрисовал «Молнию-2» как абсолютное супероружие.
Наконец, с фактом «сырости и небоеготовности» F-35 прекратил мириться и Пентагон. Теперь военная администрация вновь обрушилась на проект F-35. Оказалось, что у самолета было найдено 996 недочетов, которые пагубно влияют на возможность ведения боя. Правда, тут же подключились лояльные проекту СМИ, такие как The Washington Examiner, и заявили, что большинство найденных недочетов можно отнести к второстепенным. «Пентагон сгущает краски» — к такому выводу пришли эксперты издания.
Как бы там ни было, но с прошлого года глава Пентагона Джеймс Мэттис лично следит за судьбой программы по созданию F-35 Lighting II. И ему категорически не нравится, что серийный самолет до сих пор высасывает из бюджета США огромные деньги, при этом так и остается всего лишь перспективным, но все еще сырым проектом.