Краснодарские авиатриссы

Краснодарские авиатриссы

Мечтающие о полете девушки второй год подряд штурмуют военное авиаучилище
© Геннадий Черкасов
Мечтающие о полете девушки второй год подряд штурмуют военное авиаучилище
11 сентября 2018, 10:05
Реклама

Личный проект российского министра обороны Сергея Шойгу — набор девушек-пилотов в Краснодарское высшее военное авиаучилище — претворяется в жизнь. В этом году уже второй набор девчонок. Приемную комиссию буквально забросали заявлениями — несколько сотен старшеклассниц вдруг разом захотели стать боевыми пилотессами. Однако сквозь горнило жесткого профотбора прошли лишь 15 девчат, которых объединяет одно — они «болеют» небом. «Армейский стандарт» вместе с членами Общественного совета при Минобороны РФ посетил летную обитель, где воспитываются будущие властительницы небес.

Отбор в три ступени — не помеха

В новой «женской эскадрилье» представительницы разных регионов России: Ростов, Екатеринбург, Москва, Ленинградская область, Краснодарский край и даже Бурятия. Еще вчера эти 15 вчерашних школьниц слушали последний звонок, а сегодня уже облачены в темно-синюю летную форму с погонами цвета неба.

© Геннадий Черкасов

Глядя на хрупких девушек как-то с трудом верится, что они и марш-бросок могут рекордно пробежать, и стреляют метко, и «Калашников» давно уже за секунды с закрытыми глазами разбирают. Но это — факт. Здесь, в легендарном Краснодарском летном училище имени Серова учатся лучшие из лучших.

— Для наших будущих летчиц с самого начала пришлось устраивать беспрецедентный отбор, — рассказывает исполняющий обязанности начальника летного училища Олег Бучельников. — Вместо одноступенчатого профотбора, как это принято в других вузах, мы проводим отбор в три ступени. Таким образом, у нас действительно те, кто откровенно рвется в небо.

Теперь в Краснодарском высшем военном летном училище имени Серова покорять небо будет целая женская эскадрилья из 31 будущей летчицы. Примечательно, что восемь из них получили возможность стать будущей грозой небес лишь со второй попытки.

Первый курс традиционно — общеобразовательный. Второй уже сдобрен военными и техническими дисциплинами — аэродинамика, тактика, радиоэлектроника, эксплуатация боевых самолетов и многие другие. Самое «топовое» для будущих летчиц — авиатренажер в обличии знаменитого учебно-боевого Як-130. У этой серебристой «летающей парты» всегда аншлаг.

У них все как у парней — нетерпеливое переминание с ноги на ногу, заглядывание через плечо впереди стоящего товарища в надежде увидеть, курсант закончил и, наконец, покидает кабину — «Следующий!» И горящие жаждой полета глаза, обрамленные пушистыми девичьими ресницами, жадно всматриваются в панорамный монитор тренажера.

Грезы о работе боевой

Особнячком держится курсантка, чьи небесно-голубые погоны украшают лычки сержанта. Перехватив мой взгляд, она сразу парирует мой вопрос:

— Я командир своей группы, а потому — уже старший сержант.

Оказывается, Екатерина с удивительно летчицкой фамилией Пчела по местным меркам вполне себе ветеран — за ее хрупкими плечиками уже 50 часов налета на настоящих самолетах.

© Геннадий Черкасов

— После школы я поступила в Южно-Уральский госуниверситет на аэрокосмический факультет, — говорит Екатерина. — Отучилась успешно, но быстро поняла — «гражданка» (гражданская авиация. — Авт.) это не мое. Я хочу летать на боевых самолетах.

Кумиры Екатерины — знаменитые «Ночные ведьмы». Так звали легендарных летчиц, которые в Великую Отечественную ночью на перкалевых По-2 засыпали позиции немцев бомбами. Тоже мечтает быть летчицей-штурмовиком. «Но если не «выгорит» — пойду в дальнюю авиацию», — говорит Екатерина.

— У меня папа — командир дивизии «дальников» в Энгельсе, потому я не прочь сесть за штурвал огромных Ту, — делится сокровенным Екатерина. — И это тоже моя мечта — покорять высоты вместе с папой — он в правом кресле, а я — в левом.

Юная пилотесса всерьез интересуется боевой работой. Так, она старается не пропускать ни одной новости из Сирии.

— Горжусь тем, как «работают» там наши ребята из ВКС. Это настоящие герои, на которых нужно ровняться, — замечает Екатерина.

А рядом стоящую девушку, украшенную озорными веснушками, знает почти вся Пермь. Еще на старте летной карьеры судьба приготовила Анне Щербаковой испытание — всего один балл, который она недобрала в прошлом году, едва не оставил ее за бортом мечты о небе и серебристых крыльях.

— Но я не стала мириться — сразу стала писать в приемную комиссию с просьбой зачислить меня в ряды курсантов ВКС.

Очень скоро на поддержку Ани поднялась вся Пермь: в Минобороны звонили, писали коллективные письма, убеждая — Аня достойна погон цвета неба. И к просьбам прислушались!

Вновь подняли личное дело, взглянули на результаты, еще раз убедились, девушка достойна быть летчицей. На пути к небу мешал только один злосчастный балл... Все-таки случайность, подумали в Минобороны, и дали рыжеволосой девчушке, что так упорно рвется в небо, долгожданный «зеленый свет». Так Анна Щербакова стала 16-й курсанткой первого в истории современной России набора летчиц.

— У меня военная семья: отец офицер в отставке и брат-ракетчик. Поэтому я с самого детства знала, что я хочу быть военной. А почему именно летчицей, а не связисткой или даже десантницей? Я живу в Перми рядом с авиабазой, над которой постоянно летают самолеты. Поэтому я с детства была влюблена в небо.

Теперь, постигая летное мастерство, Анна все сильнее мечтает сесть не за штурвал военно-транспортного Ил или Ан, а занять место в кабине фронтового бомбардировщика.

— Для меня сейчас главное — совершить свой первый настоящий полет. Дальше буду оттачивать свои летные навыки, стану лучшей, и тогда меня непременно зачислят в бомбардировочную авиацию, — заявляет Анна Щербакова.

© Геннадий Черкасов

И удивительное дело — как только курсантки устраиваются в кресле авиатренажера, с ними происходит внезапная метаморфоза: из совсем еще юных девчат они мгновенно превращаются в настоящую грозу небес. Руки уже привычно сжимают штурвал, взгляд устремлен только вперед. Еще секунда, и учебный Як-130 уверенно взмывает в небо. Будущая летчица «гасит» взлетный форсаж, умело закладывает маневр и становится на эшелон. Даже стоящий рядом преподаватель довольно кивает — в летчицах без году неделя, а уже ведет машину как уверенный в себе ас.

Почему же девчат так тянет в небо? Ответ приходит сам собой: да потому что армия стала другой. Это подтверждает и главред «Московского Комсомольца» Павел Гусев, который в составе Общественного совета при Минобороны также посетил в первый учебный день Краснодарское летное.

— Только вдумайтесь цифру — 92% жителей страны, по данным соцопросов, одобряют те перемены, которые сделали нашу армию по-настоящему мощной, — объясняет Павел Гусев. — И среди молодежи меняется отношение к армии. В военные вузы страны конкурс по 20–30, а то и по 100 человек на место. Это еще раз доказывает высокий престиж военной службы в России.

Испытания перегрузкой

Член общественного совета при Минобороны, руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, не сомневается в целесообразности феминизации военной летной подготовки.

— Даже в таких странах, как Пакистан и Афганистан, есть женщины-пилоты. Почему нам нельзя?! Я уже не говорю о ВВС США, где женщины-летчицы давно прописались, — говорит Руслан Пухов.

По его словам, женщины зачастую более ответственны. «И уж точно — меньше склонны употреблять алкоголь», — добавил Руслан Пухов не без иронии.

© Геннадий Черкасов

Живут будущие пилотессы в уюте, но без излишеств. В отдельном жилом корпусе просторные кубрики для двух летчиц-курсантов. Из удобств — современный душ, удобный санузел, кондиционер. Зато очень уютно. Отсутствие бытовых «наворотов», к которому так привыкли их сверстницы, сами будущие летчицы объясняют просто: ничто не мешает учебе.

Тем более, им есть к чему готовиться — впереди настоящие полеты на учебно-боевых самолетах.

Впрочем, этих полетов с нетерпением ждут и высокопоставленные офицеры. Именно реальные вылеты дадут понимание, куда пойдут служить авиатриссы. Изначально в Минобороны склонялись к тому, чтобы всех летчиц зачислять исключительно в военно-транспортную авиацию. Все-таки сильнейшие нагрузки, которые испытывают пилоты истребительной и штурмовой авиации, вызывали опасения у авиационных начальников — выдержит ли женский организм, не даст ли потом непоправимый сбой? Однако добрая половина курсанток уже сегодня однозначна в своих предпочтениях: хотим примерить кресло истребителя, штурмовика или ракетоносца Ту-160.

— Когда начнутся полеты, мы будем следить за нашими юными летчицами. И если не будет никаких противопоказаний, вполне возможно, что мы не ограничимся только зачислением в военно-транспортную авиацию, и дадим нашим девочкам возможность служить в рядах штурмовой, истребительной, дальней и других видов авиации, — заявил командующий Военно-воздушными силами России генерал-лейтенант Андрей Юдин.

Как знать, быть может, скоро увидим, как Екатерина Пчела вместе с отцом ведет в небе «Белый Лебедь» Ту-160. Или узнаем, как истребитель Ани Щербаковой сторожит российские небесные рубежи. Парням-летчикам на зависть. Удачи, пилотессы!

Реклама
Реклама