Су-35С - чемпион сверхманевренности
В начале ноября пилотажная группа «Русские витязи» получит четыре новых самолета Су-35С, построенных в Комсомольске-на-Амуре, на авиазаводе имени Ю.А.Гагарина. Сверхманевренные многофункциональные истребители Су-35С (по классификации НАТО «Flanker-E+») относятся к поколению истребителей «4++», и являются самыми современными в российской армии. В этом статусе Су-35С останется до массовой поступления в ВКС самолетов 5-го поколения Су-57. «Армейский стандарт» разбирался в достоинствах Су-35С.
Как рассказали «АС» в пресс-службе компании «Сухой», выполнение тестовых полетов, рассчитанных на проверку в разных режимах всех систем Су-35С, в том числе и тех, которые используются в программе показательных выступлений пилотажных групп, было поручено опытному летчику-испытателю авиазавода Комсомольска-на-Амуре Денису Яровому.
— Быть первым, кто летал на самолете, предназначенном для «Русских витязей»,— это очень классно, — говорит летчик-испытатель Яровой. — У меня в этой пилотажной группе однокашник служит. Когда буду передавать самолет, обязательно скажу, что уже облетал его — машина надежная.
Свою надежность самолет Су-35С успел доказать уже и в боевых условиях. Так, в январе 2016 года во время обострения российско-турецких отношений в Сирии на авиабазу ВКС России Хмеймим были переброшены четыре таких истребителя. На законцовках их крыльев были установлены контейнеры со станциями активных помех, которые входят в комплекс радиоэлектронной борьбы Л-175М10-35С «Хибины-М».
Самолеты, поступающие в пилотажную группу «Русские витязи», это не просто машины, которые оборудованы специально для показов на авиашоу. Все они имеют серийную комплектацию. А сами пилотажники подчеркивают, что все свои чудеса воздушного пилотажа они демонстрируют на самых обычных боевых машинах. И если вдруг поступит приказ командования, то стоит лишь подвесить вооружение — как летчики и самолеты будут готовы к выполнению любого боевого задания.
Самолеты «Русских витязей» от обычных строевых можно будет отличить только по фирменной раскраске цветами государственного флага России. По словам заводских специалистов, окраска одного самолета в цвета «Витязей» занимает 12 дней.
Боевые характеристики Су-35С делают его самым современным российским истребителем. Конкурировать с ним по своим боевым возможностям способен только F-22 Raptor. А вот по характеристикам сверхманевренности — равных Су-35С в мире нет. Во многом она обеспечена двигателями с так называемым управляемым вектором тяги.
Российские конструкторы в создании боевых самолетов сделали ставку именно на сверхманевренность наших машин, в отличие от американцев, для которых главное — незаметность, реализованная в технологиях стелс.
По мнению специалиста в области процессов управления авиационной техникой, академика РАН, научного руководителя ФГУП «ГосНИИАС», академика РАН Евгения Федосова, стелс-технологии — это слишком переоцененное американцами качество. По его словам, незаметность — безусловно, важное свойство. Однако стелс-эффект достигается лишь в очень узком диапазоне волн, что окончательно не решает задачи малой заметности или невидимости. Тем более если учесть, что современные воздушные бои, как правило, групповые.
Кроме того, сейчас очень быстро развиваются технологии, связанные с радиолокацией и средствами радиоэлектронной борьбы. В таких условиях воздушный бой больше напоминает невидимую схватку электромагнитных лучей на расстоянии десятков и даже сотен километров.
Но и ближний воздушный бой исключать нельзя. И тут на первый план уже выходит такое качество боевой машины, как сверхманевренность.
Сверхманевренный Су-35С в этих условиях оказывается в приоритете. Его поведение в воздухе непредсказуемо для противника, что существенно усложняет прицеливание.
Су-35С, который легко выполняет сложнейшие фигуры высшего пилотажа на запредельных режимах, не только сам быстрее выйдет на угол атаки, но и успеет сбить выпущенные по нему ракеты.
Хваленый F-35 даже близко на такое не способен. В сравнении с российским Су-35С, сразу после обнаружения американец становится легкой мишенью.
Это подтверждает интересный факт: на базе Хикам ВВС США на Гавайях в 2008 году проводилось строго засекреченное моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35, противниками которого выступали американские самолеты F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35. На этих маневрах присутствовало несколько представителей ВВС и военной разведки Австралии. Видимо, австралийцы, пораженные увиденным, не сумели сохранить секрет, и спустя некоторое время депутат австралийского парламента Денис Дженсен проговорился. Он объявил, что во время этого моделирования американский F-35 был «беспощадно избит» русским Су-35.
По итогам того моделирования организаторами были получены данные, которые свидетельствовали, что коэффициент поражения нашего Су-35 американским F-35 — примерно 0,21–0,28. То есть, чтобы достичь хотя бы паритета с нашим самолетом, американцам нужно противопоставить одному Су-35 не менее двух-трех своих F-35. Но и в этом случае у одного Су-35 хватит ракет для уничтожения всех своих американских визави.
И вот теперь, четверка Су-35С, переданная «Русским витязям», будет демонстрировать свою сверхманевренность и великолепные возможности пилотажа на всевозможных авиашоу, включая международные. Для авиационных специалистов это станет прекрасной демонстрацией боевых возможностей российской авиации, а для военных всех стран — убедительным предупреждением от опрометчивых шагов.